Проказница Осень
Автор: Орлова Ольга Валерьевна, музыкальный руководитель МБДОУ» Детский сад № 66», г. РязаньРазвлечение с элементами логоритмики для детей с ТНР (старшая группа)
Становление речевой функции является одним из определяющих факторов развития ребёнка. Однако, у многих детей дошкольного возраста
наблюдаются те или иные расстройства речевой функции.
При этом логопедическая практика показывает, что выполнение дошкольниками правильно подобранных упражнений помогает исправить часть этих нарушений. Эффективным комплексом таких занятий является логоритмика - это система игровых упражнений для становления и исправления у детей нарушений речевой функции, построенная на объединении словесного материала, музыки и движений, то есть воздействующих на слух, память, речь и эмоции малышей.
Логопедическая ритмика полезна даже не имеющим проблем с речью дошкольникам. Но особенно актуальны такие занятия для ребят, у которых наблюдаются такие проблемы становления речевой функции, как:
· заикание;
· нарушения звукопроизношения;
· замедление или, наоборот, ускорение темпа речи;
· дизартрия (поражение нервной системы, характеризующееся ограниченностью подвижности органов речи и вызывающее затруднения артикуляции);
· нарушения моторики;
Регулярное проведение логоритмических занятий способствует быстрому развитию речи и музыкальности, координированности движений со словом, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.
Логоритмика является одним из эффективных видов работы над развитием речи и ее коррекции. Занятия логоритмикой направлены на развитие всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей, воспитывают нравственно - эстетические и этические чувства.
Основополагающий принцип проведения логоритмических занятий - взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом. Восприятие речи и музыки осуществляется единой анализаторной системой, поэтому недостатки речевой системы восприятия компенсирую с помощью музыкального восприятия.
Цель занятий - преодоление речевого нарушения у детей путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и движением. Музыка, слово и движение - это три кита, на которых основывается гармоничное психическое, интеллектуальное и музыкальное развитие ребенка.
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью разрешения вопросов, направленных на повышение эффективности коррекционно – развивающей работы с детьми дошкольного возраста и профилактику речевых нарушений у детей дошкольного возраста, что сочетает в себе средства, а так же способы развития музыкально-творческих и речевых способностей ребёнка. Инновационная направленность заключается в активном участии музыкального руководителя в профилактической и коррекционной работе, направленной на развитие речи детей. Я с огромным творческим интересом участвую в логоритмических проектах. Разработала авторские конспекты по логоритмике: «Проказница Осень», «Путешествие в зимний лес», « Весёлые нотки», «На цветочной полянке», «Поездка на автомобиле».
Занятия по логоритмике объединяю, как правило, общим сюжетом, что способствует большей организованности дошкольников и мотивирует их к выполнению заданий. Разрабатывая план занятия, равномерно распределяю эмоциональную и физическую нагрузку, подбираю различные формы работы, учитываяиндивидуальные особенности детей.
При создании конспекта занятия по логоритмике использую комплекс заданий, реализующий актуальную коррекционную или общеразвивающую задачу, тщательно выбираю или сочиняю необходимое музыкальное сопровождение.
У наших воспитанников, занимающихся логоритмикой, развито воображение, благодаря регулярным занятиям, возросли показатели в развитии двигательных качеств и умений, общеразвивающих движений, имитационных движений, ориентировки в пространстве. Интегрированный подход сочетания речи и музыки, позволил детям раскрыть творческие способности. Детей, регулярно занимающихся логоритмикой, отличает умение общаться друг с другом, работать в парах, группах. Дети легко вступают в контакт, проявляют инициативу, готовность к общению, правильно воспринимают ситуацию, понимают её смысл, критически оценивают себя и сверстников.
Педагоги нашего детского сада оценили роль логоритмики и пришли к выводу, что логоритмика незаменима при переключении внимания во время изучения трудного учебного материала, для предупреждения усталости и утомления детей.
Цели:
· Организовать деятельность детей, направленную на усвоение знаний детей об осеннем времени года.
· Создать условия для преодоления у детей речевого нарушения путём сочетания слова и музыки.
· Способствовать пробуждению интереса к логоритмическим занятиям.
Задачи:
Организовать:
1. Слушание музыкального произведения.
2. Развитие певческого диапазона голоса, чувства ритма.
3. Развитие координации речи сдвижением.
4. Развитие пространственной организации движений.
5. Развитие общей и мелкой моторики.
6. Развитие музыкально-ритмических движений.
7. Развитие продолжительности речевого направленного выдоха.
8. Развитие двигательной, зрительной и слуховой памяти.
9. Воспитание умения переключаться с одного поля деятельности на другое.
Оборудование: Зал украшен в соответствии с осенней тематикой, скрипка, разноцветные листики по 2 штуки на каждого ребёнка, султанчики, 2 взрослых зонта с прикреплёнными к ним капельками, плоскостные макеты деревьев: берёза, дуб, клён.
Мультимедийное оборудование: Презентация «Осень»
Ход развлечения:
Логопед: Только в нашем зале так бывает-
Осень, словно в сказке оживает,
Закружит осеннею листвой
И подарит танец яркий свой!
В зал под музыку «Проказница Осень» входит Осень, танцует. На припев вбегают подскоками девочки и танцуют с Осенью, дарят гостям осенние листья, красиво убегают, Осень уходит.
Дети входят в зал, встают полукругом.
Мотивационный этап.
Логопед: Дети, сейчас мы отправимся, как вы и хотели, на прогулку в осенний парк.
Мы славно вместе погуляем,
А если повезёт, и Осень повстречаем.
Туда ведёт дорога непростая:
Извилистая и весёлая такая!
Дети берутся за руки.
Под музыку «Чудная пора - Осень» дети идут змейкой за логопедом.
Ориентировочный этап.
Звучит музыка – «Осенняя мелодия» А. Петрова
Логопед: Как прекрасен осенний парк!
Здесь так красиво, музыка звучит,
Наверно, это Осень к нам спешит!
Выходит Осень со скрипкой (музыкальный руководитель)
Осень: Здравствуйте, мои друзья!
Видеть всех вас рада я!
Дети: Здравствуй, Осень!
Осень: Мелодий осенних у меня не счесть!
Но для вас особенная есть!
Осень играет на скрипке отрывок музыкального произведения «Под музыку Вивальди»
Логопед: Дети, на каком музыкальном инструменте для вас играла Осень?
Дети: На скрипке.
Исполнительский этап.
Осень: Про Осень спойте веселей!
Порадуйте меня скорей!
Координация речи с движениями
ПЕСНЯ «ОСЕНЬ, МИЛАЯ ШУРШИ» муз. М. Еремеевой, сл. С. Еремеева
Осень: За песню вас благодарю, всем вам листики дарю!
Листики вы разбирайте, с ними танец исполняйте.
Ритмические движения
«ЛИСТИК-ЛИСТОПАД» муз и сл. С. Ранда
В конце танца дети подбрасывают листики вверх со словом «ЛИСТОПАД!»
Осень: Листья закружились, зашуршали,
На дорожку под ноги упали.
Давайте соберём из листьев красивый букет!
Дети собирают листья, отдают их логопеду.
Осень в это время берёт султанчики, прячет их за спиной.
Раздаются звуки грома и дождя.
Осень: Что случилось? Что случилось?
Сразу всё переменилось!
Дождь закапал, вам, ребята,
Надо спрятаться куда-то!
Осень достаёт султанчики, дети бегут по кругу друг за другом, пробегая под ними, садятся на стулья.
Логопед: Дети, давайте расскажем про дождик пальчиками.
Пальчиковая гимнастика
«ВЫШЕЛ ДОЖДИК ПОГУЛЯТЬ»
Использован материал О. Бундуры
Раз, два, три, четыре, пять, - Дети ударяют поочерёдно пальцами обеих рук,
Вышел дождик погулять
Шёл неспешно, по привычке, - Шагают указательным и средним пальцами
А куда ему спешить? по правой ладошке, а затем по левой
ладошке.
Вдруг читает на табличке: -Ударяют кулачками друг об друга.
«По газону не ходить!»
Дождь вздохнул тихонько: - Хлопают в ладоши быстро.
-Ох! - Один ритмичный хлопок.
И ушёл. Газон засох. - Ритмично ударяют по коленям.
Дети берут из-под стульев султанчики.
Осень: Капельки-дождинки, выходите
Нам весёлый танец подарите!
Музыкально - ритмическое упражнение
«КАПЕЛЬКИ» Слова и музыка: Ярановой
После танца дети убегают, садятся и убирают султанчики под стулья.
Осень: Капельки с зонта стекают!
Дети весело играют!
Дети подходят к зонтам.
Дыхательная гимнастика
«КАП-КАП» Использован материал О. Бундуры
И.П.: о.с.1-попеременно выставлять прямые руки вперёд - «ловить капли»,
вдох носом;
2-на выдохе произнести »Кап-кап-кап!»
3- попеременно выставлять прямые руки вперёд, вдох носом;
4-навыдохепроизнести «Так-так-так!»
Повторять 3-4 раза
Осень: С капельками все наигрались
И у осенних деревьев оказались!
Их в парке у меня не счесть.
Скажите, какие же деревья есть?
Дети называют дуб, берёзу, клён…
Осень: Ра-ра-ра! Начинается игра!
Дерево выбирайте
И по четыре человека в круг вставайте!
Правила игры вы знаете.
ПО-БЕ-ЖА-ЛИ!
ИГРА С ДЕРЕВЬЯМИ.
Осень: Молодцы, ребята, правильно встали!
И вы нашли своё дерево!
И вы не ошиблись!
Релаксация.
Осень: Подходите ко мне! За то, что вы были такие внимательные и быстрые, я вас хочу наградить!
Даров осенних у меня не счесть:
Фрукты, ягоды, орехи есть,
А для вас – грибы опята,
Мои любимые ребята!
Осень угощает детей.
Дети: Спасибо, Осень!
Логопед: Ребята, пора нам с Осенью прощаться
И в детский сад свой возвращаться!
Осень: Но вы ещё не раз увидитесь со мной-
В лесах, и в парках, в роще золотой!
До встречи, мои юные друзья!
Дети: До свиданья, Осень!
Осень уходит, дети под музыку проходят змейкой.
Рефлексивный этап.
Итог: Дети вам понравилась наша прогулка?
Что вам больше всего понравилось?
Кого мы встретили в парке?
Какая была Осень?
В какую игру мы играли?
Назовите деревья в нашей игре?
Перспективный этап.
Поговорить с детьми на тему: «Где можно встретить осень».
(возможные варианты ответов детей: на улице, на картинках, в стихах и
песнях).
Предложить детям на прогулке найти деревья, которые встречали на логоритмике, посмотреть, как изменилась природа.
Осень оставила краски или разноцветные карандаши. Предложить детям нарисовать «Красавицу – осень».
Литература:
- М. Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5 - 6 лет». (Творческий центр «Сфера» 2010 г.)
- Аюпова Е. Е., Степанова А. Г. Логоритмика в детском саду: Программа логоритмических занятий для детей дошкольного возраста. Пермь: ПКИПКРО, 2009.
- Воронова А.Е. “Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7лет. Методическое пособие” - М.: ТЦ Сфера, 2006
- Зацепина М.Б. “Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации” - М.: Мозаика-Синтез,2006
- Журнал «Музыкальная палитра»
- Журнал «Музыкальный руководитель»
Ритмические движения
«ЛИСТИК-ЛИСТОПАД »
Музыка и слова С. Ранда
1. Лучик солнца отразился в чистом отблеске воды,
Лист осенний закружился над просторами земли.
Золотистым листопадом, рассыпаясь в высоте,
Опустился на ладошку листик желтенький ко мне.
Припев: Листик-листик-листопад кто же в этом виноват,
Может ветер озорной поиграть решил с листвой
Листик-листик-листопад листья желтые летят,
Кружат в танце надо мной, увлекая за собой
2. Капли дождика искрятся и сверкают на воде
Лист осенний уплывает, как кораблик по Оке.
Загадаю три желанья, тихо ветру прошепчу,
Листик желтый, словно птицу, из ладошки отпущу.
Координация речи с движениями
ПЕСНЯ «ОСЕНЬ, МИЛАЯ ШУРШИ»
муз. М. Еремеевой сл. С. Еремеева
1. Осень очень хороша, хороша, хороша!
Осень ходит не спеша, ходит не спеша.
Есть у Осени наряд золотой, золотой!
Удивляет всех подряд Осень красотой.
Припев: Осень милая, шурши листьями вокруг,
Провожать не спеши журавлей на юг
Осень милая, шурши листьями вокруг.
Провожать не спеши журавлей на юг!
2. Осень долго не грустит, не грустит, не грустит.
Даже если снег летит, снег с дождём летит.
Мокрым стал её наряд, стал он тоньше, чем был,
Всё равно огнём горят ягоды рябин!
Скачать вложение