Путешествие по весеннему лесу
Автор: Филиппова Наталья Юрьевна, воспитатель; Здорина Екатерина Владиславовна, учитель-логопед МБДОУ « Детский сад № 123», г. РязаньЛогопедическое занятие для детей 5 –6 лет.
Цель: совершенствование лексико - грамматического строя речи.
Задачи:
Коррекционно – образовательные задачи:
-
Познакомить детей с характерными признаками весны. Уметь находить на картинках и называть их.
-
Продолжать знакомить детей с правилами согласования существительных с другими частями речи в составе простого предложения.
-
Продолжать обучать детей составлять простые предложения с предлогами: НА, ПОД, ЗА, В.
-
Продолжать обогащать и активизировать словарь детей по лексическим темам: «Весна», «Перелетные птицы», «Насекомые».
Коррекционно- развивающие задачи:
-
Развивать зрительное и слуховое внимание, используя иллюстрированный материал.
-
Развивать мелкую моторику.
Коррекционно – воспитательные задачи:
- Воспитывать умение слушать своих товарищей и взрослых.
Оборудование и материал: проектор (картинки), корзинка, костюм Весны, «солнечные зайчики», солнце из цветной бумаги, «весенняя полянка» на ватмане, гофрированная бумага, индивидуальные картинки с изображением перелетных птиц, подставки с карандашами.
Ведущие: Логопед, Весна (воспитатель).
Ход занятия:
Мотивационный этап.
Логопед. Ребята, давайте с вами поздороваемся с нашими гостями и покажем, как мы умеем играть. Ведь вы умеете играть?
1. И первая игра называется «Умные помощники».
( На доске размещены картинки с приметами весны).
- Дети, встаньте так, чтобы вам всем было удобно. Мне требуется ваша помощь.
Вероника, что изображено на этой картинке?
Маша, а на этой?
(Спрашиваю всех детей по очереди)
Дети отвечают: распускаются листочки, появляются подснежники, светит ласковое солнышко, прилетели птицы, появились проталины, бегут ручьи, снег тает и т.д.
Логопед. Как вы думаете, про какое время года рассказывают нам картинки?
Правильно, дети, картинки нам рассказывают о весне.
Ориентировочный этап.
2. Звонит звоночек. Появляется Весна.
Я – весна - красна,
В гости к вам пришла.
Вам дарю свое тепло,
Чтобы все кругом цвело,
Прогоняю с речки лед,
Светлым делаю восход.
Всюду, в поле и в лесу
Людям радость я несу
- Рады вы весне?
Ребята, у меня в корзиночке, есть какие-то желтые полосочки – хвалилки. Сейчас посмотрим, что же это за знак такой ?
Весна:
В лес весенний на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключений
Нам, ребята, не найти.
Друг за дружкой становитесь,
Крепко за руки держитесь.
Исполнительский этап.
3. Весна - И вот мы с вами на первой веселой весенней полянке. Садитесь на пенечки, закройте глаза и послушайте звуки весеннего леса. (звучит запись с голосами птиц. )
Динамическая пауза.
Раз - весна, (Согнуть мизинец любой руки.)
Два - капель, (Согнуть безымянный палец любой руки.)
Три - сосульки тают. (Согнуть средний палец любой руки.)
Март пришел, придет апрель, (Согнуть указательный и большой пальцы правой (левой) руки.)
Птицы прилетают. (Ладони скрестить. Пальцы раздвинуть - «крылья», большие пальцы переплетаются между собой – «головка»).
Логопед: Вот и к нам на веселую полянку прилетели перелетные птицы. (Дети садятся за столы, на которых лежат листочки с изображением птиц)
Дидактическая игра «Фотографы».
- Ребята, мы с вами превращаемся в фотографов. Вы будете фотографировать перелетных птиц и печатать фотографии.
( На доске по очереди появляются картинки с перелетными птицами: грач, скворец, аист, соловей, кукушка, ласточка. Дети смотрят, «фотографируют» предлагаемую птицу и «печатают», отмечают точками в кружочках под птицами столько, сколько птиц они нашли на полянке.
Я сфотографировал одного аиста
Я сфотографировал двух кукушек и тд.
Весна хвалит детей за выполненное задания. На проекторе появляется желтая полоска – хвалилка.
4. Весна.
- У меня есть в корзинке еще одна желтая полосочка.
Игровая ситуация «Ежик»
- Какие звери просыпаются весной?
Вот и наш ежик проснулся.
Психогимнастика «Ежик».
Детям необходимо повторять за логопедом движения под стихотворение:
Ёжик – серенький клубок (соединить пальчики в шарик),
Прибежал, не видно ног (присесть, обхватить ножки руками),
Убери иголочки,
Колкий, словно ёлочка (растопырить пальчики),
И, как дедушка репей!
Дай, поглажу, поскорей (погладить себя по головке),
Испугался, запыхтел (попыхтеть),
Я же поиграть хотел...
Логопед. Рассматривание картинки «Где ежик спрятал грибы?»
Составление простых предложений с предлогами НА, ПОД, ЗА, В.
Динамическая пауза.
Маленький ежик, четверо ножек.
Ежик по лесу идет,
Ежик песенку поет:
- Фу-ты, фу-ты, фу-ты, фу.
На себе листок несу.
Самый смелый я в лесу,
Но боюсь одну лису.
Маленький ежик, четверо ножек
Ежик по лесу идет,
Ежик песенку поет
Фу-ты, фу-ты, фу-ты, фу.
На спине лису несу.
Самый смелый я в лесу,
Не боюсь теперь лису.
Хвалим детей и снова появляется желтая полоска - хвалилка на проекторе.
5. Весна вновь достает из корзинки желтую полоску и приглашает на следующую веселую полянку.
Логопед.Игровая ситуация «Насекомые».
Динамическая пауза « Насекомые».
Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела (машут ладошками)
А за нею шмель – шмелёк
И веселый мотылек
Два жука и стрекоза ( загибают пальцы)
Как фонарики глаза (делают кружочки из пальчиков у глаз)
Пожужжали, полетали (машут ладошками)
От усталости упали. (резко опускают ладони на стол)
На столе прикреплен ватман с нарисованной веселой полянкой. На полянке насекомые, прикрытые легкими листочками или цветочками из гофрированной бумаги. Каждый ребенок сдувает бумажку. Появляется насекомое. Назвать насекомое ласково.
Игра «Назови ласково».
Поощрение детей. Очередная желтая полоска появляется на проекторе.
Рефлексивный этап.
6. Весна: Как много полосок получилось у нас. А давайте вспомним в какие игры мы сегодня с вами поиграли. Что же можно сделать из этих полосок - хвалилок? Получается солнышко.
Дети вместе с весной зовут солнышко.
Солнышко - ведрышко,
Выгляни в окошечко,
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!
Из- за ширмы появляется «солнышко » с подарками ( «солнечными зайчиками»).
Дарим детям зайчиков и подводим итог нашей игры - занятия.
Список литературы:
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
2. Гомзяк О. С. Конспекты лексико-грамматических занятий в старшей группе. Издательство: Гном и Д, 2009
3. https://my.mail.ru/music/playlists/голоса-птиц-в-природе-53039589699
4. https://doshkolnik.net/fizkultminutki/fizminutka-pchelka.html
6. https://infourok.ru/konspekt-po-psihogimnastike-dlya-detey-let-ezhik-958068.html
Скачать вложение