Путешествие в Окский заповедник
Автор: Рослякова Ирина Вячеславовна, Баранихина Мария Анатольевна, воспитатели МБДОУ «Детский сад № 105», г. РязаньКонспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: организовать познавательную деятельность детей, направленную на формирование представлений детей о заповедниках, его обитателях, назначении; воспитание любви к малой Родине посредством уважительного отношения к родной природе.
Задачи:
- способствовать расширению и систематизации представлений детей о заповедниках; закреплению знаний о растениях и животных, занесенных в Красную книгу Рязанской области; умению узнавать и различать их по внешнему виду;
- создать условия для речевой активности детей посредством диалогического общения; умения рассуждать и делать выводы;
- способствовать воспитанию у детей интереса к природе родного края, желанию больше узнать о ней; принять посильное участие в ее охране и защите.
Оборудование: набор картинок «Живая и неживая природа», картинки «Правила поведения в лесу», Красная книга Рязанской области, аудиозапись «Крик журавлей в небе», костюм орнитолога, проектор, ноутбук, презентация «Путешествие в Окский заповедник», «воздушный шар» (стульчики стоят по кругу, в середине подвешены воздушные шары).
Предшествующая работа: рассматривание фотографий, открыток о заповеднике и животных, занесенных в него; чтение художественной литературы, беседы о природе родного края, о редких животных и растениях.
ХОД НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Мотивационно - организационный этап.
Дети встают полукругом возле воспитателя.
Воспитатель: Много на земле растений и животных, которых мы можем видеть в лесу, парке, дома. Но есть такие растения и животные, которых на земле осталось очень-очень мало. Их также называют – редкие растения и редкие животные. Поэтому их надо беречь и охранять. Вот для этой цели создаются заповедники. Если бы их не было, то многие растения и животные просто бы не существовали.
Что такое заповедник, вы узнаете, послушав стихотворение.
Ребёнок читает стихотворение «Заповедник». (автор неизвестен).
«Заповедник» - это слово всем и каждому знакомо.
В нем животных охраняют, кормят и оберегают.
Запрещают здесь охоту, проявляют здесь заботу
о растениях лесных, луговых и полевых,
Водоемов и болот. Вся природа здесь живет
под охраной человека много лет, от века к веку...
Основная часть.
Воспитатель: Что же такое – «Заповедник»?
Дети: Это место, где вся природа охраняется человеком.
Воспитатель: Правильно, ребята. Заповедники – это такие участки природы, которые сохраняются в естественном состоянии.
Вся природа неприкосновенна. А какая бывает природа? (живая и неживая). Давайте вспомним, что относится к живой а, что к неживой природе, разложив картинки на две группы (дети размещают на мольберте картинки).
- Какими признаками обладают объекты живой природы? (дышит, питается, растет, размножается …). Совершенно верно. У объектов неживой природы таких признаков нет.
Слайд 2: Живая и неживая природа.
Воспитатель:- В заповеднике охраняется живая и неживая природа: вода, воздух, земля, животные, растения, птицы. Но цель заповедников не только сохранение, но и разведение редких видов животных и птиц.
В заповедник приезжают только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест. Вот сегодня мы отправимся на прогулку в наш Окский заповедник.Ребята, на чем можно путешествовать? (дети: на поезде, машине, корабле, пешком).
- Я вам предлагаю отправиться туда на воздушном шаре. Занимайте места.
Слайд 3: Правила поведения в лесу.
Воспитатель: пока мы летим, давайте вспомним правила поведения в лесу. (Показ картинок «Правила поведения в природе», дети называют правила).
Слайд 4: Общая панорама заповедника. (Вид с высоты).
Включить аудиозапись «Крик журавлей».
Воспитатель: посмотрите, какой красивый вид с высоты! Слышите, птицы поют, наверное, мы подлетаем.
Слайд 5: Вывеска – указатель Окского заповедника.
(Выключить музыку).
Воспитатель: Ребята, вот мы и прибыли в Окский заповедник. Я расскажу вам о некоторых растениях, животных и птицах заповедника, занесенных в Красную книгу.
Слайд 6: Красная книга.
Воспитатель: Вы знаете, что такое Красная книга? (показать Красную книгу).
Дети: В Красную книгу занесены растения и животные, которых на земле почти не осталось. Обложка у нее Красного цвета, а Красный цвет – сигнал опасности, тревоги. Он как бы призывает, всех людей: растения и животные в беде, помогите им.
Воспитатель: Правильно, давайте пройдём и посмотрим растения. Вы знаете, что это за растение?
Слайд 7: Венерин башмачок и чилим.
Дети: Венерин башмачок.
Воспитатель: Правильно. Хотите послушать легенду о Венерином башмачке?
- Забрела однажды в северные леса Венера – богиня красоты и любви, и, увидев дорогую гостью, страшно обрадовались ей все цветы и деревья. Сразу посветлел их наряд, и небо очистилось от серых туч, а любопытное солнышко тотчас выглянуло из-за облаков. И соловей откуда-то прилетел, начал богиню красоты славить, а Венера, притомившись и устав после долгой дороги, присела на лужайку и башмачки свои сбросила - пусть ноги отдохнут. Когда же домой уходила, про башмачки свои позабыла, и превратились они в чудный цветок. Увидели его люди, так и назвали: "венерин башмачок".
Воспитатель: А это что за растение?
Дети: Это чилим или водяной орех. Это очень древнее растение. Он существовал еще в те времена, когда у нас росли пальмы и бродили по земле вымершие теперь животные. Орехи его очень питательны. В них много крахмала. Его можно употреблять в пищу в сыром и вареном виде. Из ореховой муки пекли оладьи, а из дробленого ореха варили кашу.В природе им питаются кабаны, гуси, утки, водяные крысы.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь давайте немного поиграем (проводится физкультминутка). Вокруг себя повернитесь и в цветочки превратитесь.
Физкультминутка «Цветы»
На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.
Воспитатель: Вокруг себя повернитесь и, снова, в деток превратитесь.
Слайд 8: (Выхухоль)
- А теперь мы с вами поговорим о животных Окского заповедника, занесенных в Красную книгу. Кто это?
Дети: Выхухоль.
Воспитатель: Правильно. Что вы знаете о ней?
Дети: Выхухоль – необычное животное. На голове у нее хоботок с голым пятачком, а хвост плоский на конце. Ноги у нее небольшие, плохо приспособленные к земле. Пальцы на ногах соединены перепонкой. Она очень быстро плавает и хорошо ныряет. Она устраивает норы на берегу водоемов, под корнями деревьев. Питается выхухоль рыбой и водными насекомыми.
Воспитатель: Молодцы! А следующее животное, вы отгадаете, послушав загадку.
- ( Загадывает загадку):
Слайд 9: (Зубр).
Он хозяин леса, рощи,
Обладает силой, мощью.
Охраняется законом.
Вес его в пределах тонны.
Есть рога, и есть копыта,
Тело шерстью все покрыто.
С кистью хвост его короткий,
Борода на подбородке…
Он питается корою,
Также - листьями, травою…
Первым зверь не нападает -
При угрозе убегает.
В гневе, в ярости ужасен -
Для обидчиков опасен.
Справедлив всегда и мудр
Что за зверь, узнайте … (Зубр).
Воспитатель: Какой зубр, на кого похож, что у него есть (ответы детей).
- Молодцы, ребята. Вы много знаете о растениях и животных Окского заповедника.
Слайд10: (Журавли Окского заповедника).
Воспитатель: Кто догадался, о ком сейчас пойдет речь? Верно, о журавлях. В Окском заповеднике есть питомник редких видов журавлей.
- В нем содержится 7 видов журавлей, обитающих в России. Давайте познакомимся с этими удивительно красивыми птицами.
Серый журавль, Японский журавль, Даурский журавль, Черный журавль, Канадский журавль, Журавль – красавка, Стерх.
Слайд 12: На этом слайде вы видите, как научный сотрудник выкармливает детёныша стерха. Я расскажу вам об этом поподробнее и покажу.
- Живут стерхи на Севере нашей страны и в Сибири. В природе этих птиц осталось очень мало, и поэтому, разведением их сейчас занимаются специалисты – орнитологи. Им приходится ухаживать за птенцами, а для этого они как бы превращаются в журавлей, надевают белый костюм, лицо закрывают черной сеткой, а на руку надевают специально сделанную голову птицы с клювом. Вот в таком наряде «Приемные родители» кормят, гуляют, учат летать маленьких стершат. (Демонстрация костюма).
- Давайте, вы будете стершата, а я – приемная мама. Я вас кормлю, и вывожу на прогулку. Вот так… (имитация действий).
Слайд 13: Ещё был придуман дельтаплановый проект. Научные сотрудники с детства приучают птенцов к гулу дельтаплана, чтобы не боялись его.
- Учат птиц летать за дельтапланом, как за вожаком стаи.
Посмотрите на экран. (Демонстрация видео).
Слайд 14: Полет птиц с дельтапланом.
- А когда приходит время, организуют перевозку птиц к месту зимовки.
Слайд 14: Эмблема Окского заповедника.
Заключительный этап. Рефлексия
Воспитатель: Вот и закончилась наша прогулка по Окскому заповеднику. Пора возвращаться. (Садятся на воздушный шар).
- А пока мы возвращаемся, послушайте стихотворение.
(ребенок читает стихотворение):
Мы сегодня не скучали,
В заповеднике гуляли,
Травку трогали руками,
Любовались облаками.
Нам деревья песни пели,
На ветру листвой шумели.
Птицы часто подлетали,
Все кружились, ворковали.
Звери шли неслышным шагом,И скакали по оврагам.
На прогулке мы с утра
Возвращаться нам пора.
Воспитатель: Вот мы снова в саду. Понравилась вам прогулка? Что особенно запомнилось? (ответы детей). О других обитателях Окского заповедника мы узнаем, посмотрев фильм, но это в другой раз.
Список литературы:
1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильнва М.А. – «От рождения до школы» - М.: Мозаика-Синтез, 2013.-368с.
2. Казакова М.В. Красная книга Рязанской области. Издание 2-е, переработанное и дополненное. Рязань: НП «Голос губернии», 2011-626с.
3. Николаева С.Н. «Юный эколог». Система работы в подготовительной к школе группе детского сада: Мозаика-Синтез; М., 2010-112с.
4. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / М. Д. Маханева. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 145с.
5. Интернет ресурсы:
- https://www.lifejourney.club/evropa/russia/tsentr/parki-zapovedniki-2/okskij.html
- https://galina-lukas.ru/article/844
Ссылка авторов на презентацию: https://irina-roslyakova19.wixsite.com/roslyakova
Вложение содержит презентацию к занятию (pptx, 2MB)
Скачать вложение