Путешествие в прошлое кораблей
Автор: Степанова Ольга Викторовна, воспитатель, Гребенщикова Ирина Петровна, воспитатель, МАДОУ "Детский сад №147", г. РязаньКонспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста
Аннотация
Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. Согласно ФГОС ДО, приоритетом в образовании являются интересы и потребности каждого ребенка.
Проблема развития познавательных способностей у дошкольников особенно актуальна в контексте подготовки к обучению в школе. Как отмечает практика, педагоги и родители, как правило, озабочены развитием знаний и умений ребенка, а не формированием у него интереса к познанию окружающей действительности и развитием познавательных способностей.
Оттого, насколько будут развиты у ребенка познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.
Цель: создание условий для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей возникновения кораблей.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с историей возникновения кораблей.
Развивающие:
- закреплять умения применять познавательные действия: анализ, сравнения, обобщение;
- активизировать и расширять словарный запас детей.
- развивать познавательный интерес.
Воспитательные:
- воспитывать любознательность, взаимопомощь, желание к совместной деятельности со сверстниками,
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.
Материалы: ноутбук, проектор и экран, пластилин, палочки для мороженого, карандаш, ёмкости для воды, бумага, коробок, зубочистка.
Ход занятия
Мотивационный этап
Слайд 2. Воспитатель: Дети, к нам в сад прилетела птичка и принесла письмо, адресованное нам с вами. Хотите узнать, что в нём?
Ответы детей.
Слайд 3. Воспитатель: Давайте откроем письмо.
Слайд 4. Воспитатель: Пишет нам попугай Полундра. Когда- то он плавал на корабле, сидел на плече капитана и помогал ему принимать верные решения. Однажды на их корабль напали грозные пираты. Команда билась до последнего, но судно было потоплено. Капитан спасся и доплыл до необитаемого острова. От горя он потерял память. Попугай Полундра просит нас написать письмо в котором мы бы рассказали о кораблях бедному мореходу, может тогда память вернется и они смогут выбраться с острова.
Ориентировочный этап
Слайд 5. Воспитатель: Ребята, хотите попробовать помочь капитану?
- Что вы знаете о кораблях?
- Для чего созданы корабли?
- Для чего нужен якорь?
- Кто является главным на корабле?
- Как называется повар на корабле?
Ответы детей.
- Здорово, молодцы, ребята!
-Давайте узнаем о кораблях ещё больше и попробуем составить письмо капитану, и он всё вспомнит.
Исполнительский этап
Слайд 6. Воспитатель: Очень давно, когда люди жили в пещерах, лодок не было. Но всем очень хотелось переплыть на другой берег, путешествовать через моря и океаны.
Слайд 7. Воспитатель: Но вот однажды, кто- то бросил в воду бревно и оно не утонуло, а поплыло. Что же люди поняли, как вы думаете?
Ответы детей.
В те далёкие времена люди плавали на брёвнах. Удобно ли им было передвигаться по воде таким способом?
Ответы детей.
Опыт 1. Воспитатель: Давайте попробуем прикрепить кусочек пластилина (это будет наш человек) к карандашу, опустим карандаш на воду так, чтоб пластилин находился на поверхности. Что получилось?
Ответы детей.
Слайд 8. Воспитатель: Тем не менее люди плавали на брёвнах, с трудом удерживая равновесие. Как вы думаете, что можно сделать, чтоб передвижение стало более комфортным и безопасным?
Ответы детей.
Слайд 9. Воспитатель: Со временем люди научились скреплять между собой брёвна и получился плот.
Давайте и мы с вами попробуем сделать плот, но прежде подготовим наши пальчики, чтобы они стали более ловкими.
Пальчиковая гимнастика:
Кораблик
По реке плывёт кораблик,
Он плывёт издалека, (сложить руки лодочкой и делать волнообразные движения)
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка. (показываем поднятые вверх 4 пальца)
У них ушки на макушке, (поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями)
У них длинные хвосты, (приставляем руку к пояснице, изображаем движения хвостиком)
Но страшны им только кошки,
Только кошки и коты. (обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим)
Опыт 2. Воспитатель: Снимите с брёвен человечков и несите их к столу, попробуем приклеить на две горизонтальные перекладины вертикально по 6«брёвен». А теперь опустим плот на воду и вернём на него человечков-кусочки пластилина. Что получилось?
Ответы детей.
Положим наши плоты сушиться на берег.
Слайд 10. Воспитатель: Однажды кто-то придумал сделать углубление в бревне и получилась лодка. Сначала в лодке помещался только один человек,
Слайд 11. Воспитатель: Вскоре углубления стали делать такими большими, что хватало места для нескольких человек. Получилась первая лодка- долблёнка. Грести руками, конечно же было неудобно и-как вы думаете- что придумали люди?
Ответы детей
Слайд 12. Воспитатель: Правильно, вёсла.
Слайд 13. Воспитатель: Обратите внимание на форму весла- с одного конца оно имеет форму, оптимальную для того, чтобы помещаться в ладони, с другой- широкое и плоское. Мы с вами уже знаем, что многие изобретения были подсмотрены человеком в природе. Как думаете кто или что подсказало именно такую форму весла?
Ответы детей.
Слайд 13-1. Воспитатель: Обратите внимание на форму лап водоплавающих. Широкие, перепончатые они позволяют легко и быстро перемещаться в воде.
Слайд 14. Воспитатель: Потом люди поняли, что лодка может плыть и без вёсел, для этого только нужен ветер. Стали люди ловить ветер широкими полотнищами- парусами, прикреплёнными к распоркам- мачтам и реям.
Опыт 3. Воспитатель: Хотите попробовать сделать парусник. Для этого нужно взять треугольник, сделанный из бумаги, прикрепить его к зубочистке, затем укрепить мачту зубочистку внутри коробочки.
Опустите парусник в воду. А теперь давайте попробуем подуть в парус.
Что произошло?
Ответы детей.
Положим наши парусники сушиться рядом с плотами.
Динамическая пауза.
Предлагаю отдохнуть немного и поиграть в игру «Летит, плывёт, едет».
(После динамической паузы дети возвращаются на свои места).
Слайд 15. Воспитатель: Постепенно люди научились делать большие парусные корабли. Для них море, океан были не страшны.
Слайд 16. Воспитатель: Затем стали делать корабли не из лёгкого плавучего дерева, а из металла.
Опыт 4. Воспитатель: Давайте опустим в воду металлические монетки. Что произошло? А вот корабли из металла не тонут, как вы думаете почему?
Ответы детей.
Опыт 5. Воспитатель: Ответить на этот вопрос нам поможет следующий опыт: У вас два одинаковых шарика из пластилина. Представим, что это металлические шарики, возьмите один из них и опустите в воду. Что произошло? А теперь возьмите следующий шарик и сделайте лодочку с высокими бортами. Осторожно опустите кораблик на воду. Что изменилось? Почему так произошло?
Ответы детей.
Воспитатель: Плавучесть тела зависит ещё и от его формы. И хотя корабли очень тяжёлые, внутри они поделены перегородками на отдельные части. Пространство между ними заполнено воздухом. Воздух и держит корабль на плаву.
Слайд 17. Воспитатель: Но если корабль перегрузить, он может затонуть. Поэтому все корабли имеют на борту специальную отметку- ватерлинию. Она показывает, как глубоко корабль может погружаться в воду.
Слайд 18. Воспитатель: Казалось, что лучше железных парусников ничего нельзя придумать, но построили корабли с высокой трубой, с колёсами по бортам, а внутри него стояла паровая машина и котёл. Так появился первый пароход. Как вы думаете, что лучше пароход или парусник, почему?
Ответы детей.
Слайд 19. Воспитатель: Современные корабли работают на дизельном топливе и заправляются подобно автомобилям на заправке. Передвигаются такие корабли, при помощи вращающей силы винта. Такого как, например, у нашего вентилятора.
Рефлексивный этап
Воспитатель: Ребята, что же мы напишем нашему капитану, что нового мы узнали о кораблях? Как одним словом можно назвать лодку, плот, парусник, пароход? Что вас удивило? Какие выводы мы смогли сделать?
Ответы детей.
Воспитатель: Все ваши ответы я записала, положила в конверт и сейчас опущу в почтовый ящик. (опускаем письмо).
Перспективный этап
Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы! В награду за помощь Полундра просил передать большое спасибо и вот эти картинки- загадки. В них нужно будет разукрасить только детали водного транспорта.
Самостоятельная работа детей с заданием в свободное время с целью закрепления материала.
Литература
1.НищеваН.В.Познавательно-исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность в детском саду. 3-7 лет. – СПб: Детство-Пресс, 2021.– 240с.
2. Баронова В."Истории обычных предметов в познавательно-речевом развитии дошкольников. Сборник конспектов. "-М: Центр педагогического образования,– 2021.–192с.
3.Веракса Н. Е., Галимов О. Р. "Мир физических явлений, опыты и эксперименты в дошкольном детстве. 4-7 лет. ФГОС"- М: Мозаика-Синтез,–2021.–88с.
4.Пальчиковая гимнастика для ребенка | КОРАБЛИК [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL:
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/03/07/palchikovye-igry(Дата обращения 28.11.21)
Конспект с презентацией во вложении (Архив zip 1MB)
Скачать вложение