Путешествие в сказку В. Катаева «Цветик - семицветик»
Автор: Парсалова Светлана Анатольевна, Субботина Татьяна Васильевна - воспитатели, Колесникова Марина Петровна - музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №121», г. РязаньКонспект ООД по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
Предлагаемая ООД посвящена профилактике развития дисграфии у дошкольников, имеющих нарушение речи.
Письменная речь формируется на основе устной, между ними существует тесное взаимодействие (Д.Б.Эльконин, О.М.Дьяченко, О.С.Ушакова). Основное назначение письменной речи состоит в том, чтобы как можно точнее передать устную речь. Для обеспечения такой возможности в языке имеется целая система письменных знаков (букв), каждый из которых соответствует вполне определенному звуку устной речи. Поэтому в процессе письма мы должны каждый раз слышимый (или мысленно представляемый) звук речи обозначить нужной буквой, строго сохраняя к тому же их последовательность. Только при этом условии записанное в виде буквенных знаков слово при чтении может быть вовсе переведено в последовательность звуков и слогов, и узнано. Если же по каким-то причинам звуки будут обозначены не теми буквами и не в должном порядке, то при чтении мы уже не сможем воспроизвести и узнать записанное слово.
Для успешного овладения письмом (его техникой) у ребенка уже в дошкольном возрасте должны быть сформированы следующие необходимые предпосылки письма:
1. Различие на слух всех знаков речи
2. Правильное произношение всех речевых звуков (в плане отсутствия звуков, замена одних звуков другими, типа «сыска» вместо «шишка», «ложок» вместо «рожок»)
3. Владение простейшими видами анализа и синтеза, доступными детям дошкольного возраста, а именно:
- выделение звука на фоне слова, например: «есть ли звук [р] в слове РЫБА? А в слове ШАР, КАРТИНА, МАК?»
- определить место звука в слове (начало, середина, конец)- выделение ударного гласного звука из начала и конца слова, например: Какой первый звук в слове АИСТ? Какой последний звук в слове ВЕСНА?
В случае несформированности названных предпосылок письма к началу обучения грамоте в школе ребенок неизбежно встретится с большими трудностями усвоения начертания букв. При соотношении каждой буквы соответствующим знаками, при определение порядка следования букв, при записи слова, что приведет к появлению у него дисграфических ошибок несвязанных с незнанием грамматических правил.
Участвуя в организованной образовательной деятельности «Путешествие по сказке В.Катаева «Цветик-семицветик», дети помогают девочке Жене найти седьмой лепесток, который поможет мальчику Вите, стать здоровым. Путешествуя по сказке, дети учатся называть слова не только похожие по смыслу, но и по звучанию, закрепляют умение делить слова на слоги, составлять схему слова, отгадывают ребусы, составляют предложения из отдельных слов. В ходе занятия создаются условия для развития фонематических процессов.
Цель: организовать деятельность детей, направленную на развитие у детей фонематического восприятия.
Задачи:
Образовательные: организовать деятельность детей, способствующую формированию навыков звукового анализа и синтеза слов.
Коррекционно-развивающие:
- организовать деятельность детей, способствующую развитию слуховое и зрительное внимание, памяти, логическое мышление;
- организовать работу детей по закреплению умения работать в парах;
- организовать деятельность детей, направленную на развитие связной речи, фонематического слуха, мелкой и общей моторики.
Воспитательные:
- привлечь интерес к сказкам;
- пробудить нравственные чувства: доброта, милосердие, чуткость, внимание, сострадание, желание прийти на помощь человеку, попавшему в беду.
Предварительная работа.
Чтение и пересказ произведения В.Катаева «Цветик- семицветик».
Отгадывание загадок по сказке.Рисование, лепка «Цветика – семицветика».
Материал. Картинки – «грустная Женя», «веселая Женя», «Цветик – семицветик», «один лепесток», ребусы, поезд, игрушки для определения слогового состава слова мяч.
1. Мотивационный этап.
Дети здороваются с воспитателем. Проводится пальчиковая гимнастика «Здравствуйте».
Говорю везде я здравствуй-
Дома и на улице.
Даже здравствуй, говорю
Я соседской курице. (помахать крыльями)
Здравствуй солнце золотое! (руки наискось)
Здравствуй небо голубое! (руки вверх)
Здравствуй теплый ветерок! (покачать руками)
Здравствуй маленький дубок!
Здравствуй утро! (жест вправо)
Здравствуй день! (жест влево)
Нам здороваться не лень! (показать на себя и
Развести руками)
Далее воспитатель сообщает детям, что она по электронной почте получила письмо из странны сказок – необходима помощь ребят. Добраться в неё можно только на поезде до станции «Сказкино». Дети с воспитателем решают, что обязательно нужно помочь тем, кому необходима их помощь. «Садятся» в поезд и отправляются до станции «Сказкино». (под песню «Паровоз» музыка А.Ермолова, слова А.Морозова)
2. Ориентировочный этап.
Воспитатель обращает внимание детей на картинку со сказкой, которой требуется помощь. Дети садятся на стульчики и определяют сказку по картинкам, на которых изображен «Цветик– семицветик». Дети догадываются, что это сказка В.Катаева «Цветик – семицветик».
Воспитатель обращает внимание детей на следующею картинку, где изображена грустная Женя.
Воспитатель: Ребята, почему Женя грустная - (ответы детей).
Воспитатель: Женя потеряла последний лепесток своего «Цветика – семицветика», а ей так хочется, чтобы Витя смог бегать, прыгать и играть с ней в догонялки. Воспитатель и дети решают помочь Жени найти этот лепесток .
Воспитатель: Я тоже так думаю. Поможем Жене найти седьмой лепесток. Для этого мы должны использовать все шесть лепестков из «Цветика- семицветика» и выполнить задания всех лепестков. Давайте вспомним, на что Женя потратила первый лепесток? – (Ответы детей: Женя велела, чтобы она оказалась дома с баранками).
3. Исполнительный этап.
Воспитатель: Задание 1 лепестка:
Дидактическая игра «Рифмовочки»
Воспитатель: Дети:
Баранки Банки
Белка Стрелка
Печка Свечка
Зайка Майка
Дом Сом
Речка Гречка
Воспитатель: Молодцы! Задание выполнено. Отправляемся дальше. Давайте вспомним, на что Женя потратила второй лепесток! (Ответы детей: Она разбила вазу и загадала желание, чтобы любимая мамина ваза сделалась целая).
Воспитатель: Задание 2 лепестка: (на столе лежат картинки)
1. Найди третий звук в слове «Ваза»
2. Найди картинки, в названии которых есть звуки: [З], [З']
Проводятся дидактические игры:
«Найди картинку со звуком [З]». Найди картинку со звуком [З']»
Воспитатель: С этим заданием мы тоже справились. Наш путь продолжается к третьему лепестку. На что Женя потратила его? (Ответы детей: Она захотела отправиться на Северный полюс)
Воспитатель: Задание 3 лепестка: (на столе лежат схемы)
«Найти среди трех схем звуковую схему слова МИШКА»
Воспитатель: Отлично. Продолжаем наш путь. Четвертый лепесток она потратила на что? (Ответы детей: Желание Жени – очутиться сейчас же в нашем дворе.)
Воспитатель: Задание 4 лепестка: Выполнить звуковой анализ слова «Зима» (Воспитатель и дети выполняют задание: определяют количество звуков в слове, дают характеристику каждому звуку, определяют место первого согласного звука, второго согласного, гласных звуков, количество слогов в слове и называют их.)
Физкультминутка «Салочки»
Дети встают по кругу, стараясь "осалить" бегущего впереди. Если это удаётся, осаленный игрок выбывает из игры. По новому сигналу игроки резко поворачиваются и бегут в другую сторону.
Воспитатель: С этим заданием мы тоже справились. Находим пятый лепесток.
Воспитатель: А можно я расскажу, на что Женя потратила его, ведь я в детстве очень любила эту сказку? (Ответы детей:)
Воспитатель: Женя захотела, чтобы все игрушки на свете стали ее. Задание лепестка: «Найди звук, который потерялся в слове!».
Куклу, выронив из рук,
Женя мчится к маме:
«Там сидит зеленый лук
С длинными усами»
Дети находят потерявшийся звук [Л] в слове ЛУК и произносят четверостишье правильно.
Воспитатель: С этим заданием мы справились на отлично. Отправляемся к шестому лепестку. На что его потратила Женя? (Ответы детей: Жене не понравилось, когда оторвала шестой лепесток и пожелала, чтобы все игрушки вернулись в магазин).
Воспитатель: Задание 6 лепестка: Отгадайте ребусы (на столе лежат картинки с ребусами). Дети отгадывают 4 ребуса сразу, работая в парах, в которых получаются слова «Ребята, сказки конец. Спасибо»).
(Картинка с изображением Жени, в руках которой «Цветик-семицветик» с одним лепестком.).
Воспитатель: Посмотрите, это же Женя, а в руках у нее последний лепесток «Цветика-семицветика». А это значит, что мы с вами смогли помочь Жене и она теперь загадает желание, чтобы мальчик Витя смог бегать и играть.
(Картинка с радостной Женей)
Воспитатель: А нам с вами пора возвращаться в детский сад! Скажем волшебные слова! Тик – так –ток –тук- тык! Дети повторяют и оказываются в детском саду.
4. Рефлексивный этап.
Воспитатель:Вот мы и в детском саду. В какой сказке мы с вами побывали ? Какое доброе дело мы с вами сделали? (Ответы детей).
Воспитатель: Послушайте пословицы, подумайте и скажите, какая из них выражает главную мысль сказки?
- «Дело наспех – сделано на смех»
- «Жизнь дана на добрые дела…»
(Ответы детей).
Воспитатель: Достаточно иметь доброе сердце, приходить на помощь другим в трудную минуту, не ждать когда вас попросят об этом. (Картинка с изображением «Цветика-семицветика» на каждом лепестке которого, написано одно слово – доброта, чуткость, сострадание, милосердие, доброжелательность, терпимость, прощение). Дети читают эти слова.
«Сказка ложь да в ней намек – добру молодцу урок» помните всю жизнь, что необходимо иметь доброе, чуткое сердце; сострадание, милосердие, доброжелательность, терпимость, прощение к другим людям. Приходите на помощь ко всем кто попал в беду… Мы сегодня помогли жене из сказки В.Катаева «Цветик-семицветик»- сделали доброе дело. И закончим мы наше путешествие в сказку русской народной пословицей: «Сделал дело, гуляй смело!»
5. Перспективный этап.
Прийти домой и рассказать какое доброе дело они сегодня сделали.
Список литературы:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, издательство «Мозаика-синтез», Москва, 2014. – 365 с. 2. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 64 с.
3. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. –288 с.
Скачать вложение