Развитие диалогической и монологической речи детей с нарушениями слуха
Автор: Клюева Татьяна Ивановна, учитель-дефектолог; Федяева Наталья Николаевна, учитель-дефектолог; Илюхина Мария Игоревна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад №123» г. Рязань
Почему мы обратились к данной теме? Идея нашей разработки заключается в следующем высказывании: «Мир один для всех». Актуальность статьи заключается в том, что дети с недостатками слуха, живут в современном обществе, в котором им придется общаться в среде слышащих людей. Все большее значение отдается интеграции детей в социуме, но есть как сторонники этого направления, так и сомневающиеся люди. Мы в своей разработке показываем, насколько сложен путь при овладении детьми с ОВЗ знаний и речевых умений для коммуникации в обществе. В этом и заключается новизна статьи. Итак, мы убедились в том, что целенаправленная и планомерная работа поможет детям при обучении диалогической и монологической речи. Сформулируем основные направления нашей работы (аннотация статьи).
1. Определены цели и задачи .
2. Дана характеристика диалога и монолога детей с ОВЗ.
3. Определены этапы диагностического обследования.
4. Выявлены основные проблемы в речи детей, особенности коммуникации с окружающими людьми.
5. Трудности при овладении диалога.
6. Методические приемы развития диалогической речи.
Вывод: итак, развитие умения вести диалог способствует самостоятельному использованию слов и синтаксических конструкций, овладение лексикой и умением выражать свои мысли.
В ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения рассказом, описанием, т.е. монологической речью. Этому способствует связность диалога: последовательность реплик, обусловленных темой разговора, логико-смысловая связь высказываний между собой.
Средством общения при беседе является устная речь, сопровождаемая дактилологией т.к. на данном этапе дактилология является важным вспомогательным средством для глухих детей используется дополнительный материал (таблички, картинки, схемы и другие.)
Мы будем рады, если наша статья заинтересует педагогов и поможет детям, нуждающимся в коррекции речи. Спасибо за внимание!
«Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний».
К.Д.Ушинский.
Программа обучения и воспитания детей с нарушениями слуха в детском саду предусматривает обучение диалогической речи, направленную на формирование умений, необходимых для общения. Диалог – сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником, формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка. Поэтому так важно учителю-дефектологу и воспитателю обучать детей умению вести диалог, используя наиболее эффективные методические приемы. Но прежде всего, необходимо выяснить, на каком уровне развития находится диалогическая речь детей с нарушением слуха поэтому мы определили цель и задачи нашей работы.
Цель: выявить объём словарного запаса, понимания обращенной речи, определение уровня развития связной речи детей с нарушениями .
Задачи:
1. Развитие диалогической речи.
2. Развитие монологической речи.
3. Показать наиболее приемлемые методы и приемы по развитию диалога и монолога.
Речь - одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку ребенок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а так же играет огромную роль в познании окружающего мира.
Связная речь (диалогическая и монологическая) - это высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Л.С.Выгодский, А.А.Леонтьев, Ф.А.Сохин). Формирование функций диалогической речи побуждает ребенка к овладению языком, его лексики, грамматического строя.
По мнению О.С.Ушаковой, диалогическая речь является первичной естественной по происхождению формой языкового общения. Она состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, пояснение, добавление, возражение. При этом особую роль играет мимика, жесты, интонация, которые могут изменить значение слова. Диалог характеризуется сменой высказываний двух или нескольких говорящих на одну тему, связанную с какой – либо ситуацией.
О.С.Ушакова считает владение связной монологической речью высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Монолог (высказывание одного лица), по ее мнению, вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи- лексической, грамматической, фонетической.
Сначала у ребенка формируется диалог, и только на его основе развивается монолог.
Характеристика диалога: непосредственность в зрительном и слуховом отношении (разговор лицом к лицу); перемежающийся характер взаимодействия (быстрая смена реакций); обусловленность реплик высказываниями партнера, отсутствие предварительного обдумывания – т.е. отсутствие заданности, продуманной связности, краткость высказываний.
Характеристика монолога: длительность и обусловленность речевого ряда; односторонний характер высказываний, не рассчитанных на
Этапы диагностического обследования:
1. Обследование звукопроизношения.
2. Обследование фонематического слуха.
3. Обследование словарного запаса.
4. Обследование слоговой структуры слова.
5. Обследование грамматического строя речи.
6. Обследование связной речи.
Диалог рассматриваем как основную форму общения дошкольника, в недрах которой зарождается связная речь. Поэтому, формировать диалогические умения надо с младшего дошкольного возраста. Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных в теории и практике воспитания в детском саду, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет различногорода искажениям личностного развития, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. У детей с нарушениями слуха наблюдаются особенности коммуникации с окружающими людьми.
Какие же это особенности?
1. Воспринимать речь окружающих легче, если ребенок хорошо видит лицо говорящего.
2. Ошибочные ответы или затруднения в ответах детей вызваны незнанием лексических значений, отдельных слов, незнакомой формулировкой высказывания, непривычной артикуляцией собеседника.
3. Трудно воспринимать и понимать продолжительный монолог.
4. Трудности в ситуации диалога: при ответе на вопрос: «Все ли понятно» ребенок с нарушенным слухом чаще ответит утвердительно, даже если он его не понял.
5. Психологический барьер в общении со слышащими.
Основные трудности при овладении диалогом детьми с недостатками слуха.
1. Слабослышащие дети занимают пассивную позицию в диалоге.
2. Предпочитают больше отвечать, нежели спрашивать.
3. В речи, в основном, преобладают короткие односложные предложения.
4. В ответах часто ограничиваются одним словом.
5. Не умеют слушать и с трудом понимают обращенную речь.
6. Не умеют последовательно и точно излагать свои мысли.
7. Редко пользуются формами речевого этикета.
8. Ограниченный словарный запас.
9. Неправильное фонетическое высказывание.
10. Отсутствие умения правильно строить предложения.
11. Нарушение грамматического строя речи.
12. Неадекватное употребление слов его значению.
13. Нарушение связи слов в предложении.
Учителя-дефектологи и воспитатели детского сада должны учитывать особенности и трудности развития диалогической речи у детей, которая развивается постоянно в быту, на занятиях, в игре, в общении со взрослыми и сверстниками и сопровождает их в любой деятельности. Главная задача педагога – грамотно использовать методические приемы развития диалогической речи. На занятиях по развитию речи детей учат участвовать в беседе, вести диалог. В основном, это вопросно - ответный диалог. Вовлекая детей в беседу, исправляем ответы, если нужно, подсказываем детям нужные слова и речевые обороты. Мы заранее планируем речевые умения для отработки, продумываем вопросы и типы фраз, используем тренировочные упражнения:
1. Построение диалога по аналогии с образцом.
2. Подбор парных реплик из числа предложенных.
3. Придумывание пропущенной реплики.
4. Продолжение диалога по его началу.
5. Составление диалога по заданной ситуации.
6. Исполнение диалога по воображаемой ситуации.
7. Несложные потешки с текстом диалогической структуры : (сорока- сорока, где была?- Далеко).
8. Стихи в диалогической форме: К.Чуковского «Телефон», «Айболит».
Хороший прием включения ребенка в диалог - это краткие беседы о себе, погоде, календарных датах, предстоящих событиях. Краткие беседы позволяют закрепить и совершенствовать приобретаемые на специальных занятиях речевые навыки и умения в условиях естественной коммуникации. Например:
- Какое время года сейчас?
- Сейчас зима.
- Какая погода?
- На улице холодно.
- Посмотри, светит солнышко?
- Нет, на улице пасмурно.
В беседе и в диалоге могут участвовать и кукла, и мишка, и зайка, которые дают ответы в случае затруднений у детей. Вопросы и ответы надо писать на табличках. Ребенок может воспользоваться ими как образцами.
Например: кукла разговаривает с белкой.
- Белка, где ты живешь?
- Я живу в лесу.
- Что ты ешь?
- Я ем орехи, грибы, ягоды.
- Где ты спишь?
- Я сплю на дереве, в дупле и т.д.
1. Разговор педагога с детьми (неподготовленный диалог) зависит от возрастных особенностей детей и тематики и содержания разговоров, часто используемый в разговорно - обиходной лексике: например:
- Привет!
- Привет.
- Как тебя зовут?
- Меня зовут Данил.и т.д.
2. Прием словесных поручений (взрослый поручает ребенку спросить о чем-либо).
3. Использование неполных предложений: да, нет, иди-иду, беги-бегу (игра «Эхо»).
4. Чтение литературных произведений дает детям образцы диалогического взаимодействия. Диалоги помогают в развитии логики разговора.
5. Фонетическая ритмика: при изучении темы «Части тела» предлагаю игру «А у Вас?»
- У меня болит живот. А у Вас?
- У меня болит нос. А у Вас? и т.д.
Речевая игра: - Для чего нужны уши?
- Чтобы слышать.
- Для чего нужен нос?
- Чтобы нюхать и дышать. и т. д.
6. Разнообразные игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, игры-инсценировки, игры-драматизации, спектакли, фонетическая ритмика, народные игры).
Подвижные игры: «Гуси- гуси,-га-га-га.
- Есть хотите?
- Да-да-да.
Дидактические игры: «Лото»
- У кого зайка?
- У меня зайка. Дай зайку Соне. Соня, на (возьми) зайку.
Сюжетно – ролевые игры: «Магазин». «Врач». «Семья», Автобус» и т.д.
Особенно результативно развивать диалогическую речь через драматизацию русских народных сказок. Ребенок и взрослые берут на себя роли, распределяются заранее подготовленные таблички с репликами, маски и под руководством взрослого ведется адаптированный диалог по сказкам. Дети учатся соблюдать очередность высказываний, следить за ходом сюжета, вникать в смысл произносимых слов, посредством сказок происходит осознание нравственных поступков героев, выработка социально-одобряемых форм поведения. Дети на сцене становятся более раскрепощенными, речь более эмоциональная.
Действенность сказки в работе с неслышащими детьми определяется тем, что они легко идентифицируют себя со сказочным персонажем, чувствуют себя защищенными и у них возникает интерес к действию. Это позволяет расширить объем образов восприятия, приобрести навыки общения, усвоить образцы поведения, активизировать словарь.
Литература:
1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку детей младшего школьного возраста с нарушением слуха при инклюзивном обучении. – М.: «Академия», 2015. – 408 с.
2. Бизикова О. А. Развитие диалогической речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха при инклюзивном обучении в игре. – М.: «Скрипторий 2013», 2015.– 336 с.
Скачать вложение