Ремесла России: Михайловское кружево
Автор: Лисицына Татьяна Владимировна, воспитатель, МДОУ «Детский сад «Березка» Михайловский муниципальный район Рязанской областиКонспект НОД в старшей группе
Аннотация
Известно, что заложено с детства, наиболее эффективно. Знания о родном крае, любовь к Родине, своему народу – это фундамент в сознании человека на котором впоследствии формируется его этические и нравственные идеалы. Целенаправленное ознакомление ребёнка с родным краем, его прошлым и настоящим нередко рассматривают как составляющую часть формирования у него начал патриотизма. Ведь чувство Родины связано у малыша с местом, где он родился. Культура родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души.
Знакомясь с народными промыслами, дети учатся ценить труд человека, видеть и понимать красоту им сотворённую, своеобразие изделий, присущее только данному народу, познают разнообразие и богатство культуры родного народа, усваивают традиции и обычаи, передаваемые из поколения в поколение.
В условиях ФГОС ДО и реализации ФОП формирование основ гражданственности и патриотизма в игровой форме позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных.
Направленность
Настоящие занятие имеет социальную направленность. Его реализация предоставляет детям возможность не только познакомиться с традициями родного края города Михайлов, но и создает условия для самовыражения личности каждого ребенка.
Новизна
Новизна программы заключается в том, что она позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности, художественно – эстетическое развитие раскрыть практическую целесообразность знаний традициях своего народа, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные знания, умения и навыки.
Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре посредством расширения представлений о народных промыслах родного края на примере михайловского кружева.
Задачи:
Обучающиее:
· Познакомить с известным промыслом Рязанской области - Михайловским кружевом.
· Познакомить с особенностями народного промысла – Михайловское кружево.
· Учить изображать узоры по мотивам Михайловского кружева.
Развивающие:
· Развивать фантазию и воображение детей, память.
· Развивать композиционные навыки.
Воспитательные:
· Воспитывать чувство гордости за достижения народной культуры своей страны.
Интеграция образовательный областей: «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Образовательные технологии:
Игровые, ИКТ, здоровьесберегающие
Оборудование: звонок, сундучок, красиво оформленная сказка, проектор, ноутбук, материал для рисования (шаблон салфетки, кисти №5 и №2, красная гуашь).
Предварительная подготовка: завести традицию «Сундучок сказок»: раз в определенный период вытаскивать из сундучка сказку и читать ее детям; подготовить аналогично авторскую сказку про Михайловское кружево.
Ход
1. этап Мотивационный
Воспитатель звенит в звонок, созывает детей.
Воспитатель:
Звоночек, позвени,
и ребят всех созови,
Дети, ко мне подходите,
К новым знаниям спешите!
(после приветствия дети рассаживаются по местам, воспитатель обращает внимание детей на сундучок со сказками)
Воспитатель: -Ребята, давайте посмотрим, какую сказку сегодня предложит волшебный сундучок?
(дети и воспитатель открывают сундучок и находят в нем новую сказку, воспитатель зачитывает ее)
2 этап. Ориентировочный
Воспитатель: Ребята, понравилась вам сказка? Город Михайлов как раз находится в Рязанской области, где мы проживаем! А вы когда-нибудь видели работы михайловских кружевниц?
- Что ж, давайте познакомимся с ним поближе! слайд 2
- Это кружево получила широкую известность во всем мире. Ведь оно уникально тем, что цветное! слайд 3
- Рисунки кружев разнообразны. В одном случае узор напоминает запутавшуюся среди ниток муху и называется «мушки». слайд 4
- Другой имеет вид распущенного хвоста птицы и называется «павлинка». слайд 5
- Есть еще масса узоров, которые мастера отрабатывали годами. слайд 6
- В далекие времени кружевом было стильным дополнением к народному костюму. слайд 7
- Мастериц, которые плели кружева, называют «кружевницы». В своей работе народницы умелицы используют специальный инструмент – коклюшки. слайд 8
- Деревянные палочки, на каждой из которых имеется свой цвет нити. Перебирая ими определенное количество раз и в разных направлениях, мастерицы и получают узоры.
Труд кружевниц – кропотливая работа, а чтобы себя развлечь, напевали они песни за плетением. Им даже песни посвящали народ, хотите послушать одну их них?
- Предлагаю завести хоровод!
(включается песня «Прялица» (русская народная песня, исполнение ансамбль «Березка») , выполняются простые движения: ходьба по кругу, движение вперед и назад, в обратную сторону) cлайд 9
-Михайловское кружево называют нашим разноцветным золотом. А все, потому что древности кружева ценили на вес золота: один грамм золота приравнивали одному грамму кружева.
3 этап. Исполнительский
-В наше время художники и мастера по-прежнему создают шедевры, которые являются «золотым запасом» современной русской культуры. Создаются постельное и столовое бельё, одежда и другие изделия с вышивкой и кружевом.
- Ребята, а давайте зарисуем на бумаге элементы михайловского кружева – украсим ими салфеточки.
- Прежде, чем начать – разомнем наши пальчики.
(проводится кинезиологическая пальчиковая гимнастика «Колечко» (Е.Косинова «Гимнастика для пальчиков) - дети поочередно смыкают и размыкают каждый пальчик с большим, одновременно выполняя действие обеими руками)
- Итак, приступим!
(детям раздаются шаблоны – бумажные листы в виде кругов.
1. Для первого элемента нам понадобится широкая кисть, наберем красную краску и изобразим по краю салфетки элемент «дуга» (рисуя концом кисти).
2. А теперь заменим кисточку на более тонкую и изобразим «сетку» внутри дуги (рисуя концом кисти).
(на усмотрение воспитателя можно добавить и другие элементы)
Воспитатель: Ребята, какие красивые кружевные салфетки у вас получились!
4 этап Рефлексия
- Как называется этот народный промысел?
- В чем его особенность?
- Как называется основной инструмент кружевниц?
- Ребята, я надеюсь, вы будете гордится тем, что проживаете в том месте, на чьей земле зародился уникальный народный промысел – Михайловское цветное кружево.
- Если вам все понравилось – прикрепите на доску веселый смайлик; если что-то не получилось – улыбающийся, а если и вовсе не понравилось – грустный.
(дети проводят самооценку, занятие заканчивается)
Список используемой литературы:
1.? Скоролупова О.А. « Знакомство детей с русским народным декоративно- прикладным искусством»4. М.: Скрипторий, 2003г.
2. Рязанский областной художественный музей имени И. П. Пожалостина «Народное искусство Рязанской земли» Рязань 2010г.
3. Кициёва Л. Конспект занятий по рисованию «Знакомство с Михайловским кружевом» [ Электронный ресурс].- Режим доступа: URL: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatitija-po-risovaniyu.html
(Дата обращения 01.09.2023)
4. Е.М. Косиновна «Гимнастика для пальчиков развиваем моторику» изд. Эксмо, 2009г.
5. Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утверждённым приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809).
Приложение
«Сказка о рукодельнице из Махайлова»
«Жила – была на свете девушка Марьюшка. Собой хороша и пригожа, а уж мастерица да рукодельница, каких на свете не видывали. Плела она кружева сказочной красоты, глаз не отвести. Сама плела и других учила. Узнал об этом Кощей Бессмертный и решил Марьюшку в жёны взять: пусть сидит и вышивает, плетёт для него кружева в высоком тереме. Но Марьюшка решила, что не бывать этому, обернулась Жар – птицей и улетела. Узнал об этом Кощей и помчался догонять девушку. Видит она, что настигает её Кощей и стала она свои разноцветные перья на землю бросать - волшебные они были: кто найдёт перо, тот Марьюшкино искусство – рукоделие примет.
Погибла мастерица, а кружево её да рукоделие до сих пор живёт. Нашли Марьюшкино перо и Михайловские кружевницы и в память о Марьюшке мастера сплели самый красивый узор.
Красного цвета – заря алая, чёрного – земля родная, зелёного – трава-мурава, голубого – небо синее, жёлтого – солнце золотистое.
Стали они украшать им свою одежду, утварь, жилище».
(Заимтсвована - Кициёва Л. Конспект занятий по рисованию «Знакомство с Михайловским кружевом» [ Электронный ресурс].- Режим доступа: URL: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatitija-po-risovaniyu.html (Дата обращения 01.09.2023)
Конспект с презентацией во вложении (Архив zip 10MB)
Скачать вложение