Роль нейроподхода в коррекционной работе учителя-логопеда
Автор: Вязовкина Яна Владимировна, учитель-логопед МБДОУ "Детский сад№ 77", г. Рязань
Актуальность выбранной темы обусловлена поиском более эффективных способов коррекционной работы с детьми, имеющими разнообразные речевые нарушения.
В статье рассмотрена важность нейроподхода в логопедической работе учителя-логопеда, рассмотрены 3 функциональных блока мозга и приведены примеры упражнений, применяемые в коррекционной работе.
Статья адресована педагогам, дефектологам, психологам, работающим с детьми, имеющими особенности в развитии и поведении.
В логопедической практике ежегодно фиксируется количественное увеличение детей с ОВЗ, у которых процесс коррекции речевых нарушений стандартными методиками затруднен или малоэффективен. Тяжелые речевые патологии имеют под собой физиологическую основу – поражение или дисфункцию различных структур головного мозга и как следствие, нарушение ВПФ, нарушение сенсорной интеграции, ММД, ЗПР. У таких детей отмечается эмоциональная неустойчивость, поведенческие расстройства, нарушение моторных функций различного уровня, плохое запоминание. Все это является препятствием для полноценной работы учителя - логопеда.
Сложная структура дефекта речевых нарушений требует комплексного и всестороннего подхода в работе с дошкольником. Если в коррекционном процессе принимает участие нейропсихолог, то логопеду будет намного проще осуществлять логопедическую коррекцию. Но, к сожалению, в настоящий момент, в ДОУ не предусмотрен данный специалист. Чтобы помочь детям преодолеть имеющиеся речевые нарушения, на помощь в логопедической работе приходит применение нейропсихологических методик, направленных на компенсацию поврежденных функций головного мозга.
Для понимания того, какая зона головного мозга наиболее страдает при том или ином нарушении, рассмотрим три функциональных блока мозга, выделенных А. Р. Лурия, чтобы учитывать это в коррекционном процессе. Первый функциональный блок мозга – энергетический. Его функции - регуляция процессов активации мозга. Фактор активации – это энергетическое составляющее всех психических процессов. Именно этот фактор влияет на познавательную активность, общую активность, объем запоминания, утомляемость, поведенческие процессы. При работе с детьми я уделяю особое внимание тому, чтобы информация подавалась дозированно, работа за столом сменялась двигательной активностью. Применяю разнообразные дыхательные, глазодвигательные упражнения, элементы самомассажа.
Второй функциональный блок мозга – запоминание, хранение и переработка информации. В этом блоке задействованы отделы головного мозга, отвечающие за все анализаторные системы. Основная функция данного отдела – синтез всей информации, которая ежеминутно поступает человеку. Здесь важно использовать игры с многоступенчатой инструкцией на развитие зрительного, слухового восприятия и памяти. Для формирования общего соматогнозиса и коррекции сенсорных нарушений применяю большое количество упражнений, сочетающих речевую нагрузку с двигательной.
Третий функциональный блог мозга – блок контроля, программирования и регуляции сложных форм психической деятельности. Именно в этом блоке происходит развитие сложных психических процессов: памяти, внимания, речи и т.д. Функции блока: произвольная регуляция деятельности, переключение с этапа на этап, задача и контроль за протеканием деятельности. Можно сказать, что здесь происходит фактически исполнение и контроль деятельности. Основная коррекционная работа в этом направлении: четкое структурирование занятия и соблюдение его алгоритма; обеднение стимульной среды кабинета; двуручная деятельность с выполнением перекрестных движений; обучение игре по правилам и контроль за их соблюдением.
Примеры упражнений, применяемые мною при работе с детьми.
Упражнения, поднимающие тонус коры полушарий мозга:
- Взявшись за мочки ушных раковин, потянуть их вниз. Взявшись за верхушки ушных раковин, потянуть их вверх. Взявшись за среднюю часть ушных раковин, потянуть их вперед, потом назад и в стороны.
- Указательными и средними пальцами обеих рук одновременно «рисовать» круги по контуру щек (массирующими круговыми движениями). - Указательными и средними пальцами рук «рисовать» вокруг глаз очки (глаза в это время должны быть открыты).
- «Энергетическая зевота». Снимается напряжение с мышц лица, глаз, рта, шеи. Улучшаются функции голосовых связок, речь становится четче. Широко открыть рот и попытаться зевнуть, надавив при этом кончиками пальцев на натянутый сустав, соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти.
Упражнения, улучшающие возможности приема и переработки информации:
- Игра «Робот». Ребенку предлагается сделать столько движений, сколько слов в предложении. Данная игра способствует развитию межполушарных связей, слоговому анализу и синтезу, закрепляет понятия «слога» и «слова».
- Игра «Зайчики». Исходное положение – стоя. Логопед предлагает детям дотронуться до правого уха и улыбнуться («зайчик греет ушки»), если они услышат заданный звук в слове. Если в слове заданного звука нет, то необходимо дотронуться до левого уха и сделать грустное лицо. Данная игра способствует развитию фонематического слуха, памяти, развивает внимание, ловкость, снимает психологическую нагрузку. Формирует навык практической ориентировки на своем теле и положительное отношение к занятиям.
- Игра «Ловим звук». Исходное положение: стоя или сидя. Логопед предлагает обхватить голову двумя руками, если ребенок услышит заданный звук (изолированно, в слогах, в словах, в зависимости от этапа работы). Если заданного звука нет, то ребенок показывает ладошки и прячет руки за спину.
- Игра «Брось мяч». Ребенок, стоит на балансировочной доске Бильгоу, произносит слово с заданным звуком и бросает мячи в корзину, попеременно меняя руки.
Упражнения, улучшающие контроль и регулирование деятельности:
- Игра «Зеркальное рисование». Способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации. Исходное положение: на доске или на чистом листке бумаги, взяв в обе руки по карандашу или фломастеру, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.
- Игра «Кошка». Подушечки пальцев левой руки прижаты к верхней части ладони. Пальцы правой руки выпрямлены, расставлены в стороны и напряжены. Следует по очереди изменять положения рук – выпускать и прятать «коготки» при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.
- Игра «Вертолёт». Правая рука движется от себя, правая — к себе. По хлопку меняем направления движения рук этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.
Для повышения результативности индивидуальных и групповых логопедических занятий в качестве физминуток я использую игры для коррекции общего психомоторного развития Н. Михеевой, Е. Мухаматулиной «Попробуй-повтори» и пальцевого праксиса и Т.Н. Назаревской «Смотри и повторяй».
Опыт использования нейропсихологических методов и приемов в работе с детьми с нарушениями речи показывает хорошие результаты по их исправлению, помогает оптимизировать процесс логопедической коррекции, вызывает эмоциональный положительный отклик у детей. Речевые задания, сочетающиеся с двигательной нагрузкой, способствуют возникновению новых прочных нейронных связей, активизируют определенный участок мозга и запускают механизм объединения мысли и движения. В результате новый учебный материал воспринимается более естественно, как бы умом и телом, и поэтому лучше усваивается.
Нейроподход в логопедической работе дает возможность более продуктивно корректировать имеющиеся у детей недостатки, способствует созданию базы для успешного преодоления речевых нарушений.
Литература:
1. Лопатина Л.В. Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами. Дефектология.- 2003.- №5- с. 45-51
2. Нейрологопедия: диагностика и коррекция тяжелых нарушений речи у дошкольников. И. С. Кушнир, А. В. Цветков.- М.: «Издание книг ком», 2021 — 192 с.
3. Основы нейропсихологии. Теория и практика. 2-е издание, переработанное, расширенное / Татьяна Григорьевна Визель. — Москва: Издательство АСТ, 2021. — 544 с.
4. Основы нейропсихологии : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / А.Р.Лурия. — 8-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2013 — 384 с.
5. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития/Э.Дж. Айрес.- 5-е изд. М. : Теревинф, 2020 – 272 с.
Скачать вложение