Россия – Родина моя!
Автор: Крысина Ирина Викторовна, воспитатель МДОУ «Детский сад №1» муниципального образования - Милославский муниципальный район Рязанской областиКонспект образовательной деятельности по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Аннотация.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
Патриотическое воспитание следует начинать с дошкольного возраста. Именно в эти годы у ребенка закладываются основы личностных ориентиров. Яркие воспоминания и впечатления, которые связаны с формированием патриотизма, сделают детей защитниками своей Родины.
Основная идея методической разработки – привить детям любовь к Родине (будь то страна, город или село), чувство патриотизма и гордость за место, в котором они родились, в котором живут.
Теоретические положения:
– патриотическое воспитание важно для каждой личности, особенно в дошкольном возрасте;
– ценностно-ориентированный подход к содержанию обуславливает раскрытие культурных истоков через интеграцию видов детской деятельности, через средства познания, дающие возможность ребенку раскрыть культурные традиции и самостоятельно демонстрировать свое отношение к ней;
– средствами в патриотическом воспитании детей в период детства становятся: детская игра, проектно- поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно-литературное творчество, общение, творческо-продуктивная деятельность, средства эстетического воспитания;
– при систематическом патриотическом воспитании у дошкольников формируется чувство патриотизма, ощущение сопричастности к Родине, ее истории, культуре и традициям.
Новизна методической разработки: в разработке использован комплекс методических приемов, позволяющий качественно и полно воспитать чувство патриотизма у дошкольников.
Воспитание патриотических чувств у дошкольников представляет собой совокупность общечеловеческих ценностей: понятия любви, дружбы, добра, истины сливаются с познавательной активностью, представлениями о современной действительности, деятельно-практическим отношением к миру. Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире. Это обеспечивает связь между поколениями. Воспитание патриотических чувств есть и будет одним из главных составляющих воспитания ребенка.
В общей системе воспитательной и образовательной работы детского сада нравственно-патриотическое воспитание занимает очень большое место, поэтому основы, заложенные в детском саду, помогут успешно решить главную задачу – быть необходимым гражданином и патриотом для своего города, своей страны, Родины.
Цель: развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Задачи:
Обучающие:
- Систематизировать знания детей о России. Закрепить знание детей о Москве – столице России, о государственной символике: гербе и гимне, флаге РФ (о значении цветов Российского флага). Уточнить представление детей о главе российского государства, президенте РФ.
Коррекционно-развивающие:
-
Развивать внимание, память, умение вести диалог, поддерживать непринужденную беседу.
-
-
Активизировать словарь детей: столица, россияне, Родина, Россия, флаг, герб, гимн, Москва, президент.
Воспитательные:
- Воспитывать: патриотические чувства по отношению к своей стране и к родному краю, уважительное отношение к государственным символам России.
Демонстрационный и раздаточный материал:
Ноутбук, интерактивная доска, презентация «Россия – Родина моя», глобус, карта России, изображения президента РФ, герба и флага. Белые листы, цветные и простые карандаши, ластики.
Предварительная работа:
Беседы на темы «Наша страна – Россия», «Главный город нашей страны», беседы о российской символике; чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине;
рассматривание глобуса, фотографий городов и рек;
рассматривание живописных произведений о Родине, д/и «Найди свой флаг», «Узнай наш герб»;
сюжетно-ролевые игры «Мы строим город», «Путешествия по городу»; о Москве;
прослушивание гимна России.
Методические приёмы:
словесный – беседа (чтение стихов, пословиц и поговорок);
наглядный – демонстрация (рассматривание);
игровой – д/и;
практический – выполнение заданий.
Ход занятия
1. Мотивационный этап.
Воспитатель: «Сегодня у нас будет очень интересное занятие. Но сначала….
А теперь вставайте к кругу,
Слева друг и справа друг.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький цветок!
Мы живём в родном краю,
Любим Родину свою!»
2. Ориентировочный этап.
Воспитатель: «Скажите, какая страна является для нас с вами Родиной?»
Дети: «Россия»
Воспитатель: «Наша Родина – Россия – самая большая страна в мире. Много людей живёт в нашей стране, много народов, но все они живут единой семьёй, помогают друг другу.
На карте мира не найдёшь тот дом,
В котором ты живёшь,
И даже улицы родной мы не найдём на карте той.
Но мы всегда на ней найдём,
Свою страну – наш общий дом»
Звучит музыка «Родина моя» (автор О.Дубова)
Воспитатель: «О чем говорилось в песне?»
Дети: «О Родине»
Воспитатель: «А что такое Родина?»
Дети: «Родина – значит родная, место, где мы родились»
Воспитатель: «Наша Родина имеет звучное имя – Россия, за свое могущество и величавость. Про нашу Родину можно сказать еще очень много красивых слов, давайте вместе, передавая в руки друг друга вот это сердечко, расскажем, какая наша Родина – Россия?»
Дети: «Милая, красивая, единственная, сильная, дорогая, хорошая, чудесная…»
3. Исполнительский этап.
Воспитатель: «Слово «Родина» звучит так тепло, есть слова близкие по звучанию, например: родной, а вы знаете такие слова?»
Дети: «Родненький, родимый, род, родовой, родня, народ, народный, родинка, родитель, рождение, родиться, родственный».
Воспитатель: «Все слова, которые мы сейчас назвали – это слова – родственники, родственные»
Воспитатель: «Теперь поиграем в игру «Закончи предложение»»
Воспитатель: «Наша страна называется…»
Дети: «Россия»
Воспитатель: «Граждане России называются …»
Дети: «Россияне»
Воспитатель: «Президент России…»
Дети: «Владимир Владимирович Путин»
Воспитатель: «Кто выбрал президента России»
Дети: «Президента России выбрал народ»
Воспитатель: «Что такое патриотизм?»
Дети: «Патриотизм – это умение защищать Родину.
Патриотизм – это любовь, верность, преданность к своей Родине»
Воспитатель: «Столица России…»
Дети: «Столица России – Москва»
Воспитатель: «Почему Москва является столицей нашей Родины?»
Дети: «В городе Москва живут и работают наш президент и правительство»
Воспитатель: «Москва – это Красная площадь,
Москва – это башни Кремля,
Москва – это сердце России,
Которое любит тебя»
Пальчиковая гимнастика «Москва»
Город чудный, город древний (хлопок и кулачок)
Ты вместил в свои концы… (хлопок и кулачок)
И посады, и деревни (по очереди сгибают пальцы)
И палаты, и дворцы.
На твоих церквях старинных,
Возрастают дерева.
Глаз не схватить улиц длинных,
Это матушка Москва (разогнуть пальцы).
Воспитатель: «Я называю начало пословицы, а вы должны её закончить»
Словесная игра «Продолжи пословицу «Человек без Родины… ЧТО СОЛОВЕЙ БЕЗ ПЕСНИ.
Родина мать - … УМЕЙ ЕЁ ЗАЩИЩАТЬ.
Нет в мире краше. РОДИНЫ НАШЕЙ.
Где родился… ТАМ И ПРИГОДИЛСЯ.
За горами хорошо песни петь… А ЖИТЬ ЛУЧШЕ ДОМА.
Тот герой, … КТО ЗА РОДИНУ ГОРОЙ.
Воспитатель: «В давние, в давние времена за Родину горой стояли богатыри, они охраняли земли от врагов»
Физкультминутка «Богатыри»
Дружно встанем – раз, два, три (дети шагают на месте)
Мы теперь богатыри! (руки согнуты в локтях, показывают силу)
Мы ладонь к глазам приставим (правую руку подносят козырьком к глазам)
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваемся вправо – оглядимся величаво (повороты вправо, влево)
И налево надо тоже поглядеть из – под ладошек,И направо, и ещё, через левое плечо.
Дружно встанем – раз, два, три (встали ровно, выпрямили спинки)
Мы теперь богатыри!
Воспитатель: «У каждой страны есть 3 обязательных символа. По ним всегда можно узнать, о какой стране идёт речь. Есть такие символы и у России.
Назовите, какие государственные символы вы знаете?»
Дети: «Гимн»
Воспитатель: «А что такое гимн и когда он исполняется?»
Дети: «Гимн – это главная песня страны. Она исполняется в особо торжественных случаях. Слушать гимн нужно стоя, сняв головной убор, проявляя уважение (например, на Олимпиаде)»
Воспитатель: «А теперь поговорим о флаге. Где можно увидеть российский флаг?»
Дети: «На кораблях, самолётах, зданиях, на соревнованиях, в дни государственных праздников»
Игра «Найди флаг России среди флагов других стран»
Воспитатель: «Флаг у нас прекрасный –
Бело – сине – красный!
А что обозначают цвета нашего флага?»
Ребёнок читает стихотворение:
«Белый – мир и чистота,
Синий – верность, небеса.
Красный – мужество, отвага.
Вот цвета родного флага!»
Воспитатель: «На гербе России изображён Золотой двуглавый орёл со скипетром и державой.
Воспитатель: «А теперь поиграем в игру»
Игра «Найдите герб нашей страны».
Воспитатель: «Есть у России и неофициальные символы, характерные только для нашей страны. Любой человек, находясь далеко от дома, при слове Родина вспоминает и представляет, что – то своё, очень, очень родное.
Вспомните эти символы»
Дети: «Берёзка, матрёшка, ромашка»
Воспитатель: «Белоствольная берёзка – нет нигде больше такой красавицы.
Ромашка – любимый всеми нами цветок.
Матрёшка – самая популярная русская игрушка, с ней играют дети в разных уголках планеты»
Воспитатель: «Каждый из нас имеет свой день рождения. А вы знаете, когда день рождения нашей родины – России?»
Дети: «12 июня»
Воспитатель: «Верно, 12 июня – день России, вся страна в этот день празднует. Воспитатель: какая же замечательная традиция существует в день рождения?»
Дети: «Дарить подарки»
Воспитатель: Правильно. Поэтому давайте нарисуем рисунки для нашей Родины.
Дети выполняют рисунки, звучать спокойные русские народные песни.
Воспитатель в процессе рисования контролирует, напоминает о распределении своего замысла и сюжета по всему листу.
Воспитатель: «Мы гордимся нашей страной, переживаем вместе с ней горе и радости, стремимся сделать её сильной и богатой, крепкой и могучей.
Вы все большие молодцы, нарисовали прекрасные рисунки.
Давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся и не будем забывать, что мы с вами – россияне. Народ очень мудрый, терпеливый, добрый и дружный.
Скажем вместе и запомним слова пословицы:
«Если дружба велика – будет Родина крепка!»
Выставка работ.
Воспитатель: «О чём мы сегодня говорили?»
Дети: «О нашей Родине, о России»
Воспитатель: «Что узнали о ней?»
Дети: «Узнали о символах: гимне, гербе, флаге, дне рождения нашей Родины»
Воспитатель: «Что мы сегодня еще делали?»
Дети: «Рисовали подарки для России».
4. Рефлексивный этап.
Воспитатель: «Ребята, я думаю, что, всё о чём мы сегодня с вами говорили, вы запомните и будете любить свою Родину, держаться вместе, помогать друг другу. А теперь пройдите к своим столам: закрасьте свою матрёшку цветным карандашом: синим – кому было трудно справиться с заданиями и вопросами, если испытывали затруднение – зелёным, а кому было легко – красным.»
5. Перспективный этап.
Воспитатель: наше занятие подошло к концу. Где мы сегодня были? (путешествовали по родной стране).
О чем вы узнали в путешествии? Что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей).
Сегодня вы много узнали о нашей Родине, правда? (Ответы детей).
Спасибо всем. Наше занятие закончено.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 (с изм. От 08.11.2022 г.)
2. Бабенко Е.М. Формы и методы гражданско-патриотического воспитания дошкольников и младших школьников // Профилактика зависимостей. – 2020. – № 1 (21). – С. 121-124.
3. Дегтева Е.А. Особенности и педагогические условия воспитания патриотических чувств старших дошкольников // Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в современном информационно-образовательном пространстве: Всероссийский сборник научно-методических статей. – Челябинск: Издательский центр «Титул», 2021. – С. 52-56.
4. Лукьянова С.Е. Программа по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников «Как не любить тебя, о, Родина, моя!» // Интернаука. – 2018. – № 14-1 (48). – С. 66-71.
5. Мухина Т.А. Использование современных образовательных технологий в ДОО посредством духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания дошкольников // Шуйская сессия студентов, аспирантов, педагогов, молодых ученых: материалы XVI Международной научной конференции, Москва-Иваново-Шуя, 25–26 октября 2023 года. – Москва-Иваново-Шуя: Ивановский государственный университет, 2023. – С. 185-187.
6. Орлова С.П. Патриотическое воспитание старших дошкольников в системе воспитания в ДОУ // Актуальные исследования. – 2023. – № 50-4 (180). – С. 105-107.
Скачать вложение