Русские просторы
Автор: Симонова Татьяна Евгеньевна, Мальцева Оксана Фёдоровна, воспитатели, Волкова Светлана Владимировна, музыкальный руководитель, МБДОУ "Детский сад № 115", г.РязаньКомплексное занятие для детей старшего дошкольного возраста
Аннотация
Традиционная русская культура – это духовная основа самосохранения народа. Поэтому в настоящее время проблема приобщения детей к русскому фольклору приобретает особую актуальность, т. к. является одной из важнейших составляющих задач государственной политики сохранения здоровья нации.
Знание своей культуры необходимо растущему человеку, воспитание любви к «малой» родине и отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славится Россия. В образах, звуках, красках, чувствах предстаёт перед ним Родина, и чем ярче и живее эти образы, тем больше влияния они оказывают на него.
Актуальность приобщения детей дошкольного возраста к русскому фольклору в том, что она помогает детям осмыслить и сформировать нравственные жизненные ценности, содействует расширению их интересов, выработке вкусов, способствует возрастанию духовности, обуславливает развитие ребёнка, пробуждает в детях наиболее высокие и тонкие чувства к родному краю, раскрывает их внутренний мир.
Основная идея комплексного занятия – это формирование основ базовой культуры личности и нравственно - патриотических чувств детей дошкольного возраста основанных на русском фольклоре.
Реализация основной идеи происходит в процессе работы и через организацию продуктивной и музыкальной деятельности.
В правильном подборе, систематизации и компоновке музыкального, игрового, практического материала таким образом, чтобы дошкольники свободно и с пониманием исполняли русские народные песни, играли в игры с пением, мастерили, водили хороводы, проявляя при этом достаточно высокий уровень развития музыкально – исполнительских навыков кроется новизна данного мероприятия. В тесной связи литературного, музыкального и интерактивного материала с другими видами деятельности.
Русский фольклор позволяет интегрировать образовательные области: изучение быта, рассматривание картин и рисование под музыку, изготовление поделок по мотивам русских промыслов, прослушивание русских народных песен, хороводные игры, инсценирование сказок.
Все полученные знания, умения и навыки фокусируются на комплексном занятии - это мощное средство нравственно - патриотического воспитания и духовного развития растущей личности.
Русский фольклор неизменно вошли в жизнь детей нашего детского сада. Дети поют выученные на занятиях песни, в группе и дома, любят играть в русские народные игры, в бытовой речи присутствуют словесные обороты из выученных народных произведений, звучащие на занятиях, праздниках, развлечениях, т. е. у детей есть интерес к родному слову, народному промыслу, родной природе, истории родного края. Они стали активнее, эмоциональнее, расширились представления детей об окружающем мире, истории и культуре родного края, обогатился словарный запас. Пение детей стало более естественным, лёгким и подвижным, они лучше научились управлять голосовым аппаратом, правильней и чище стало интонирование песен, слаженней и выразительней их исполнение.
Русский фольклор - это определённая учебно-воспитательная среда, способствующая формированию творческой личности, знающей своих знаменитых земляков, любящей свою Родину, это и познание особого способа мышления, позволяющего развивать музыкальную память и внимание, помогает найти своё место в сложном мире.
Цель - формирование основ базовой культуры личности и нравственно - патриотических чувств детей дошкольного возраста основанных на русском фольклоре.
Задачи:
- формировать интерес детей к миру традиционной русской культуры,
- воспитывать у детей чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре;
- познакомить с Богородской резной игрушкой, и её особенностями;
- развивать умения поддерживать беседу, отвечать на вопросы;
- воспитывать культуру речевого общения;
- воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми;
- развивать музыкально – исполнительские навыки: диапазон, дыхание, звуковысотный слух;
- развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
- развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;
- воспитывать творчески-активную личность;
- создавать условия для формирования эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности;
- способствовать получению детьми положительных эмоциональных впечатлений от совместной игры с народными игрушками;
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.
Предварительная работа: разучивание песен, хороводов, игр, стихов, инсценировки; беседы о городе и деревне, рассматривание иллюстраций по теме, знакомство с русским народным промыслом «Богородская игрушка», изготовление и раскрашивание кормушки для птиц.
Предварительно на занятиях конструирование, рисование и аппликация были изготовлены, нарисованы и вырезаны заготовки для поделки «Птички - синички».
Обогащение словаря: Богородская игрушка, пастух, стадо, калач, мастерская, смекалистый.
Активизация словаря: скороговорки, патока с имбирём, мякошенький.
Оборудование: ноутбук, интерактивный экран, фортепиано; «машина времени»: сертифицированные гирлянда и светяшийся шар, прозрачная огнеупорная ткань; калачи, чугун, поднос, деревянная ложка, детские костюмы; картинки деревни, луга, леса, города, русской избы, домашних животных.
Богородские игрушки: «Курочки», «Зайка и Колобок», «Зайцы рубят капусту», «Зайка за компьютером», «Лисичка трясёт половик», «Мышка – норушка с клубочком и спицами», «Белка колет орешки», «Медведь - кузнец», «Медведь - физкультурник», «Медведь - мастеровой», «Уточка с сыночком».
Раздаточный материал для продуктивной деятельности на каждого ребёнка: две планки из картона, картонный прямоугольник 2х2, двусторонний скотч, вырезанные из картона и разукрашенные гуашью синички.
Ход образовательной деятельности
1. Мотивационный этап
Дети заходят в зал.
Воспитатель: Ой, мы пришли на музыкальное занятие, а зал занят. Ребята, посмотрите, а вы знаете кто эти нарядные девицы?
Дети: Это наша «Калинушка».
Воспитатель: Да, это вокальный ансамбль «Калинушка», значит здесь будет что – то интересное. А можно нам остаться?
Музыкальный руководитель: Конечно, проходите!
Дети садятся на места.
Педагоги:
Богаты просторы России,
Несметна её ширина,
Здесь даже травинки красивы.
Цвети дорогая страна!
Берёзки в торжественных платьях,
Как – будто невесты стоят.
И рощи прекрасной объятья
Дают позитивный заряд…
Напьюсь родниковой водицы,
Вдохну полевой аромат…
Здесь можно мечтой вдохновиться,
Здесь каждый по – своему рад.
Пройдусь по просторам русским,
Где ветер шумит средь полей.
Пройдусь по тропиночкам узким,
И сердце споёт веселей.
Песня «Матушка Россия» (музыка и слова Л. Николаевой, исполняет вокальный ансамбль педагогов «Калинушка»)
Воспитатель: Да, необъятна, раздольна и широка наша страна. Испокон века жили люди на земле нашей, были они добрыми, весёлыми, трудолюбивыми. А хотите погулять по нашей матушке – России, да не просто погулять, а заглянуть в прошлое и посмотреть, как наши прабабушки и прадедушки жили – поживали, чем занимались, как веселились?
Дети: А как мы туда попадём?
Воспитатель: А поможет нам в этом самая настоящая машина времени.
Звук машины времени, экран мерцает, «машина времени» включается.
На экране картинка деревни.
2. Ориентировочный этап
Воспитатель: Куда мы попали? (оветы детей)
Беседа «Город - деревня»
(отличия, признаки, сравнение домов, транспорта, дорог, работы, животных)
Интерактивная игра «Узнай по звуку»
На экране слайд с кнопками, нажав на которые, можно услышать звук, и определить к чему он относится к городу или деревне.
Нажав соответствующую звуку кнопку, на экране появляется правильный ответ: картинка города или деревни.
Воспитатель: Ну что, погуляем по русским деревням и сёлам?
Звучит музыка, на экране волшебная заставка.
На экране русская изба.
3. Исполнительский этап
Воспитатель:
В этой деревне все по лавочкам сидят,
Скороговорят – говорят.
Складно – складно говорят.
Пальчиковая игра «Капустка»
Мы капусту рубим, рубим,
(движения прямыми ладонями вверх-вниз)
Мы морковку трём, трём,
(потереть кулак одной руки о кулак другой)
Мы капусту солим, солим,
(пальцы сложить в щепотку, солим)
Мы капусту жмём, жмём,
(сжимать и разжимать кулаки)
А потом и в рот кладем. Ам!
(сложенные щепоткой пальцы правой и левой руки, поочередно подносим ко рту)
Скороговорки:
- Проворонила ворона воронёнка, проворонила ворона воронят.
- От топота копыт, пыль по полю летит.
На экране волшебная заставка.
Музыкальный руководитель:
А в этом селе тоже люди живут,
Пряники - бублики жуют, весело песни поют.
Музыкальный руководитель:
И скотинка у них музыкальная.
Вывел на пастух,
Стадо на луг
И запели они на разные голоса.
Упражнение для распевания «Музыкальное стадо» (автор Волкова С. В.) (около большого зеркала)
Русская народная песня - инсценировка «Патока с имбирём»
Воспитатель: Ну что, не устали? Дальше по России – матушке гулять пойдём?
На экране волшебная заставка, на экране лесная поляна.
Воспитатель: Ой, ребята, смотрите куда мы попали?
Воспитатель:
Ребята малые, да удалые.
На лугу, лугу, лужочке,
Приглашаю в игры поиграть,
Свою удаль показать.
Русская народная игра «Пирог»
Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка).
Все дружно начинают расхваливать «пирог»:
Вот какой хорошенький,
Вот какой мякошенький,
Вот какой широкинький,
Режь его да ешь.
После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды.
Русская народная игра «Золотые ворота»
Выбирают четырёх игроков, которые встают в круг, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота».
Остальные игроки встают цепочкой, держась за руки, и проходят под «воротами» и поют:
Золотые ворота пропускают не всегда.
Первый раз - прощается,
второй раз - запрещается,
А на третий раз - не пропустим вас!
На последних словах «ворота» резко опускают руки и ловят тех, кто оказался под ними. Цепочку при этом разрывать нельзя.
Пойманные дети встают в «ворота».
Дыхательная гимнастика «Гуси шипят»
(дети делают глубокий вдох носом, а выдох производят медленно через сомкнутые зубы со звуком «шшш»)
Воспитатель: Отправляемся дальше по русским просторам.
Ой, что это на волшебном нашем экране!
На экране волшебная заставка, девушки песни поют.
Музыкальный руководитель:
А я знаю, что это. В деревне этой народ песенный, весёлый. Любят они песни петь: и на завалинке, и на лугу, и в лесу.
Воспитатель: И наши ребята любят петь и знают много песен.
Музыкальный руководитель: Тогда предлагаю поиграть в игру «Угадай мелодию». Хотите?
Музыкальная интерактивная игра «Угадай мелодию»
На слайде кнопка с нотой и три кнопки с картинками: песня, марш, пляска.
При нажатии кнопки с нотой, звучит музыкальный фрагмент
марша, пляски или песни.
Ребёнок определяет жанр произведения и нажимает соответствующую кнопку с картинкой.
Если ответ верный, на экране появляется большая картинка с правильным ответом.
На экране волшебная заставка.
Воспитатель: А в этой деревне народ умелый, да работящий. Трудятся они здесь день – деньской.
Мальчик: А вы знаете, что у нас – то в мастерской делается?
Дети: Что?
Игровой хоровод «Как у нас – то в мастерской»
Воспитатель: Да… И правда, умелый, работящий русский народ, да смекалистый. В этом селе игрушки делают, да не простые. Отгадайте, какие?
Там из липовой доски
Есть лекарство от тоски:
Потому что стар и млад
Все игрушки мастерят.
Даже старые старушки
Делают себе игрушки…
Дети: Богородская игрушка.
Воспитатель: А сейчас я зову вас показать нам эту игрушку.
Ассоциативная игра - сказка «Как звери деду с бабой помогали»
Воспитатель: Ребята, а вы не хотите ли немного потрудиться в этом селе? Может у нас тоже что –то необычное получится?
Продуктивная деятельность «Богородский сувенир»
Дети из ранее самостоятельно сделанных заготовок собирают динамическую (движущуюся) Богородскую игрушку «Птички - синички»: к картонным планкам на двусторонний скотч прикрепляют птичек, которые двигаются при помощи проволочного соединения, заранее изготовленного воспитателем.
После изготовления поделок дети под музыку играют со своими игрушками и сажают их в кормушку.
Воспитатель: Ну что, ребята, наигрались? Пришла пора и честь знать. Возвращаемся домой?
На экране машина времени, вернулись в детский сад.
Воспитатель: Ребята, расскажите мне, где вы были (в деревне, гуляли по русским просторам, в мастерской)? Что вы делали (играли в народные игры, пели песни, водили хороводы, слушали сказку про Богородскую игрушку, мастерили поделку)? Что интересного и нового узнали (как жили в старину в деревне, как народ работал и отдыхал, в какие игры играли)? Что вам понравилось и запомнилось (сказка про бабу и деда, делать Богородскую игрушку, «Машина времени», играть в русские народные игры, игры на экране)?
4. Рефлексивный этап
Воспитатель: Понравилась вам прогулка в прошлое?
Дети: Да!
Дети:
Ой, вы русские просторы,
Как плените вы меня.
Лишь глоток вдохну природы,
Кругом машет голова.
Благодать вдали лесная,
На полянах и лугах.
Пахнет скошенной полынью,
Ветер тонет в облаках.
Гром гремит, кругом сиянье.
Взор свой бросишь с вышины,
Затаишь в себе дыханье,
И напьёшься синевы.
Ой, вы, русские просторы,
Края бездны не найду.
Необъятные широты,
В вас душою утону.
Русская народная песня «Родина» (исполняют дети и вокальная группа педагогов «Калинушка»)
5. Перспективный этап
Воспитатель:
Ребята, а свои впечатления от путешествия по России вы изобразите в своих рисунках.
Дети уходят в группу.
Литература.
1. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2004. – 252с.
2. Бударина Т.А., Корепанова О.Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. – С-Пб.: Детство-Пресс, 2001. – 400с.
3. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Как у наших у ворот: русские народные песни в детском саду. – С-Пб.: Композитор – Санкт – Петербург, 2003. – 180с.
4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – С-Пб.: Детство-Пресс, 1998. – 320с.
5. Кольцова М.И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках. //Дошкольное воспитание. – 1993 №5. – с.-24-26.
6. Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики. – Новосибирск: Просвещение, - 1987. – 120с.
7. Мерзлякова С.Н. Фольклор – музыка – театр. – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 1999. – 216с.
8. Науменко Г.М. Русское народное музыкальное творчество. – М.: Советский композитор, 1988. – 190с.
9. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 208с.
10. Шорышка Т.А. Общительные сказки. – М.: Книголюб, 2006. – 79с.
11. Ли Л. Непосредственная образовательная деятельность: Богородская игрушка [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://www.maam.ru/detskijsad/nod-bogorodskaja-igrushka.html (дата обращения 15.09.2018г)
Полный текст статьи во вложении (pdf, 308КВ)
Скачать вложение