Русский самовар
Автор: Вирцева Мария Михайловна, Рябова Наталья Георгиевна, Тимонина Татьяна Александровна, воспитатели МБДОУ «Детский сад № 48», г. РязаньКонспект занятия по художественному эстетическому развитию для детей старшей группы.
В данной статье представлен материал, который способствует приобщению детей к русской национальной культуре посредством знакомства с историей изобретения самовара и традициями чаепития на Руси.
Одной из самых ярких и показательных черт русского традиционного быта издавна считается чаепитие за самоваром. Традиция русского чаепития – одна из самых сложных для описания. За последние 150 лет произошло столько изменений в обществе и укладе жизни, что уже не понятно, что считать главным в русской традиции питья чая. Чай можно пить вдвоем, втроем, большой компанией. Но в любом случае особенно задушевное чаепитие — из самовара, да с вареньем, да с плюшками…
В Россию чай попал раньше, чем в Европу, но позже, чем на Восток. В 16 веке небольшие количества чая привозились на Русь в виде дорогих подарков от азиатских посланников. Известна точная дата попадания китайского чая к русскому царю – это 1567 год. Два казачьих атамана Петров и Ялышев, побывавшие в Китае, попробовали и описали этот напиток, а также привезли в подарок царю от китайского императора коробочку с дорогим жёлтым чаем. В 1638 году русский посол Василий Старков привозит в подарок царю от монгольского хана 64 кг чая. В 1665 году чаем лечили царя Алексея Михайловича. Со временем чай добрался до Сибири, а исследователи восточной части Российской Империи обнаруживали там повсеместное употребление чая. К 17 веку чай в России пили бояре и их приближённые, его подавали на царских приёмах и в домах богатых купцов. В 18 веке к этим категориям добавились дворяне и зажиточные купцы, а к 19 веку чай распространился повсеместно.
Изначально чай в Россию попадал сухим путём из Китая и соседних стран. Позже, с открытием Суэцкого канала, чай начали поставлять морским путём. Наши предки знали только зелёный и жёлтый чай, пили его без сахара. Возможно, поэтому долгое время чай не пили женщины. Горьковатый вкус напитка был непривычен в сравнении с традиционными русскими напитками (сбитень, мёд), имевшими сладковатый вкус. В русской чайной традиции есть свои устоявшиеся стереотипы, которые, так или иначе, влияют на восприятие чая самими русскими или гостями страны.
Предполагаемый результат:
- пробуждение интереса к истории и культуре чаепития у людей разных стран, любви к родной стране к традициям и обычеям;
- формирование чувства национального достоинства, и уважения к тродициям и культуре других народов;
- расширение кругозора детей.
Методы и приемы: наблюдения, сюрпризный момент, проблемные вопросы.
Цель: организовать образовательную деятельность, направленную на знакомство детей с историей русского самовара, способствовать развитию у детей памяти, мышления, привлечь внимание к традиции чаепития на Руси.
Задачи:
- Организовать:
1. Знакомство детей с историей появления самовара и традицией чаепития, пополнить словарный запас детей, закрепить навыки рисования.
2. Контроль результатов самостоятельной деятельности детей.
3. Рефлексивную оценку результатов образовательной деятельности детей на занятии.
Демонстрационные материалы: картинки с изображением самоваров (в приложении 1)
Раздаточный материал: краски акварельные 15 штук, кисточки 15 штук, непроливайки 15 штук, заготовки для росписи (в приложении 2).
Ход занятия
Мотивационный этап
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся!
Настал новый день! Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Возьмите за руку того, кто стоит рядом с вами. Почувствуйте тепло ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками. Пожелайте им доброго здоровья и хорошего настроения. Я вам желаю внимательного и бережного отношения друг к другу.
Дети рассматривают самовар, принесенный в группу.
Воспитатель: Ребята, вы хотите узнать, что такое «самовар», откуда он взялся и для чего он нужен?
Дети: Хотим.
Ориентировочный этап
Воспитатель: Тогда я приглашаю вас отправиться вместе со мной в необычное путешествие.
Воспитатель: Мы с вами оказались в необычном месте – мини-музее «Русский самовар». Музей – это место, где люди собирают, изучают и бережно хранят разные вещи. Здесь мы и узнаем, что же такое самовар.
Исполнительный этап
Воспитатель: Что же такое самовар? Самовар – это старинное русское изобретение для нагревания воды. От какого слова произошло слово «самовар»? Правильно, от слова «варить». А что варит самовар?
Дети: Воду.
Воспитатель: Правильно, самовар варит воду, нагревает ее и превращает в кипяток. А зачем нужен кипяток?
Дети: Для того, чтобы заваривать чай.
Воспитатель: Давайте рассмотрим самовар. Какой у нас самовар.
Дети: Блестящий, красивый, пузатый, железный.
Воспитатель: Что есть у самовара
Дети: Крышка, дно, стенки, кран.
Воспитатель: Сколько ручек у самовара, и из чего они сделаны
Дети: две ручки, сделаны из дерева
Воспитатель: А кто знает, почему ручки у самовара деревянные?
Детей: чтобы не обжечься.
Воспитатель: Посчитайте сколько ножек у самовара?
Дети: четыре ножки.
Воспитатель: Чай русские люди пили утром, в полдень и обязательно в четыре часа. Пили его вечером, пили и «просто так». Пили с молоком, лимоном, вареньем, а главное с удовольствием. Самовар был в каждом доме.
Физкультминутка
Самовар.
Ребята становятся в круг, выполняют упражнения
Самовар похож чайник Руки на поясе, надувают щеки
Очень важный, как начальник. Поднимают плечи, «пыхтят».
Вот фарфоровые чашки, Приседают, руки на поясе.
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца кружатся, рисуя круг руками.
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки, потянуться, руки над головой
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос. Сделать общий круг.
Он посуду нам принес.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам превратиться в настоящих мастеров, и создать свой неповторимый самовар. Я приглашаю вас в мастерскую. (Дети проходят в мастерскую). Вы можете повторить любой из традиционных узоров или придумать свой собственный.
Ребята, если вам было интересно, вы узнали много полезной и важной информации, я предлагаю повесить свои картинки на доску, и рассмотреть.
- С каким предметом народного быта вы познакомились?
Дети: самовар.
- Где родина самоваров?
Дети: Тула.
- Как на Руси пили чай?
Дети: пили чай из блюдечка, вприкуску с сахаром, да с калачами.
Рефлексивный этап
- Ребята, мне было приятно с вами сегодня работать.
- А Вам что понравилось? Что нового узнали? Чему научились?
Перспективный этап
В основном самовар используют, как сувенир, как музейный экспонат, как атрибут кухонной утвари в немногих семьях и на народных праздниках и гуляниях. Дети, сегодня, когда придете домой, расскажите родителям о чем мы сегодня с вами разговаривали на занятия. Есть у вас дома самовар? Рассмотрите, какой он, завтра расскажите друг другу.
И ещё у меня для вас есть сюрприз. Предлагаю попить вкусный чай из самовара со сладостями.
Литература
1. С.П. Калиничев, Л.В. Бритенкова. «Самовары России».-Хобби Пресс,2010.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 96 с.
3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2018. – 154м.
4. Лялина Л.А. Народные игры в детском саду: Методические рекомендации. – М.: Пресс, 2016. – 154с.
5. Похлёбкин В.В. Чай, его история, свойства и употребление. – М.: Центрполиграф, 2016. – 121 с.
6. Саулов Г.Н. 360 лет русскому чаепитию. – СПб.: Питер, 2015. – 67с.
7. https://img.tourister.ru/files/7/4/0/2/6/0/0/original.jpg
8. https://cdn.fishki.net/upload/post/2016/04/22/1928279/1-img-6410-min.jpg
9. http://klubmama.ru/uploads/posts/2022-09/1662927212_27-klubmama-ru-p-shablon-samovara-dlya-applikatsii-foto-34.jpg
Полный вариант статьи с приложениями к занятию во вложении
Скачать вложение