Сказочное путешествие
Автор: Котикова Алевтина Георгиевна, Ларина Ольга Анатольевна, воспитатели МБДОУ «Детский сад № 105», г. РязаньКонспект занятия по познавательному развитию для детей 4-5 лет.
Цель: создать условия для обогащения и закрепления знаний детей о русских народных сказках.
Задачи:
Обучающие:
- Организовать деятельность детей, направленную на расширение и закрепление знаний детей о сказках, пополнять словарный запас, вспоминая знакомые сказки.
Развивающие:
- Способствовать развитию умений выполнять различные игровые задания, развивать коммуникативные навыки, умение общаться с взрослыми и сверстниками.
Воспитательные:
- Способствовать воспитанию умений согласовывать свои действия с партнерами.
Материал и оборудование: письмо; страницы из книги сказок; клубок ниток; игрушки: лиса, колобок; дерево - яблонька с яблоками, корзина; картинки к дидактической игре "Чьё жилище?"; картинки к дидактической игре "Выложи картинки", книга сказок.
Ход НОД:
Мотивационно - организационный этап
Воспитатель:
- Дети, сегодня утром к нам в детский сад пришло письмо. Адресовано оно вам. Давайте его прочтем: «Ребята здравствуйте! Меня зовут Василиса Прекрасная. Злая Баба-Яга похитила меня, да и заперла в своей избушке. А книгу мою волшебную разорвала, да странички по лесу темному разбросала. Помогите мне ребята, пожалуйста, книгу собрать, да злую Бабу-Ягу победить. Ваша Василиса Прекрасная».
Основная часть
- Ребята, поможем Василисе Прекрасной, не побоимся трудностей?
(Ответы детей). Только как нам лес этот сказочный найти? А может в конверте подсказка? Дети, да здесь волшебный клубочек. Он и покажет нам дорогу.
Воспитатель:
- А чтобы попасть в сказочную страну, надо много знать и любить сказки.
- Давайте мы с вами отправимся в страну сказок, но вот беда, туда пешком не дойти, и на машине не доехать. Как же нам добраться?
- Ребята, вспомните, какие средства передвижения бывают в сказках?
(Ответы детей: печка, ступа, сапоги-скороходы, метла, ковер-самолет).
Воспитатель:
- Я предлагаю отправиться в путешествие на ковре - самолете. Итак, отправляемся в путь.
- Давайте пройдем с вами на ковер, встанем в круг, крепко возьмемся за руки и произнесем волшебные слова:
В круг вставайте
Руки друг другу давайте.
Раз, два, три, четыре, пять
Будем сказку начинать.
- Ребята, вот мы приземлились и очутились в волшебном лесу. Вот тут нам и пригодится волшебный клубочек Василисы Прекрасной, бросаем клубочек и куда он покатится, туда мы и пойдем. (Воспитатель бросает клубочек)
Воспитатель:
- Дети, посмотрите, куда прикатился клубочек? Да это сказочный домик. Давайте постучим, поздороваемся, да узнаем, кто в домике живет. (Дети стучат, узнают, что там живет Лисичка-сестричка)
- Лисичка, скажи нам, пожалуйста, не находила ли ты странички из волшебной книги Василисы Прекрасной. (Воспитатель говорит от лица Лисички)
Лисичка говорит, что она нашла страничку под пеньком, да только не отдаст ее так просто.
Воспитатель:
- Дети, лисичка спрашивает, какие вы знаете сказки? Давайте мы расскажем ей, при помощи наших пальчиков. Приготовили свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок - румяный бок.
Василиса есть краса,
Три медведя, Волк - Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
- Ребята, Лисичка просит отгадать загадки и угадать название сказки.
Жили Котик с Петушком у лесной опушки,
Но однажды Лисонька подкралась к избушке
Утащила Петушка за высоки горы,
Утащила Петушка в свою лисью нору.
(Кот, Петух и Лиса.)
В чистом поле теремок,
Был ни низок, ни высок.
Звери разные в нем жили,
Жили дружно, не тужили.
Там и муха, и лягушка,
Зайчик с лисонькой-подружкой,
Ёж колючий, серый волк -
В дружбе знали они толк.
(Теремок.)
В огороде дедка репку посадил,
И водой из лейки репку он полил.
Расти, расти, репка, и сладка, и крепка.
Расти, расти, репка, и сладка, и крепка.
(Репка.)
Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке
Там три стула и три кружки
Три кровати три подушки.
Угадайте без подсказки-
Кто герои этой сказки?
(Три медведя)
Яблочком и пирожком,
Кисельком и молочком,
В этой сказке угощают
И, чем могут, помогают.
(Гуси-лебеди)
Лисичка благодарит нас дети, за выполненное задание и отдает нам странички из волшебной книги.
Дети благодарят и уходят, дальше двигаются по дорожке за волшебным клубочком, доходят до ручейка, здороваются.
Воспитатель:
- Ручеёк, нет ли у тебя страниц из волшебной книги Василисы Прекрасной? (Воспитатель говорит от лица Ручейка)
- Дети, Ручеёк говорит что отдаст нам страницы из волшебной книги , если мы его научим играть в русские народные игры.
- А какие русские народные игры знаете вы?
(Дети перечисляют)
- Ребята, давайте научим Ручеёк играть в игру «Огуречик».(см. Приложение 1)
Ручей благодарит детей и отдает странички из волшебной книги.
Дети благодарят и уходят, дальше двигаются по дорожке за волшебным клубочком, доходят до яблони, здороваются.
Воспитатель:
- Яблонька, нет ли у тебя страниц из волшебной книги Василисы Прекрасной? (Воспитатель говорит от лица Яблони)
- Дети, Яблоня говорит, что у неё есть страницы из волшебной книги, только помочь ей надо, яблочки наливные собрать, а то ветки под их тяжестью ломаются, а на яблочке есть интересное задание.- Ребята, давайте поможем яблоньке. (Дети собирают яблоки в корзину)
Практическая часть
Воспитатель:
- Ребята, а одно яблоко с заданием. Сейчас я его прочту.
Нам надо вспомнить как называется жилище животных. Перед вами картинки животных, вы берете по одной и находите его жилище. Затем рассказываете кто у вас из животных и где он живет. ( см. Приложение 2)
Медведь - берлога;
волк - логово;
лиса - нора;
белка - дупло;
муравей - муравейник;
птица - гнездо.
Яблоня благодарит детей и отдает странички из книги.
Дети благодарят и уходят, дальше двигаются по дорожке за волшебным клубочком, доходят до пенька с Колобком.
Воспитатель:
- Колобок, колобок, не находил ли ты странички из волшебной книги Василисы Прекрасной. (Воспитатель говорит от лица Колобка).
- Нашел страницы, да только ветер их разорвал в клочья. Помогите собрать картинки (воспитатель приглашает детей за столы). (см. Приложение 3)
Дети парами выкладывают по образцу иллюстрацию к различным сказкам и называют сказку. Колобок благодарит детей и отдает странички из книги.
Заключительный этап. Рефлексия
Воспитатель:
- Посмотрите дети, (показывает собранную книгу) нам удалось вернуть волшебную книгу Василисы Прекрасной. Какие вы молодцы! С такими трудными заданиями справились.
Воспитатель:
- Ну, вот наше путешествие закончилось.
- Давайте встанем в круг, крепко возьмемся за руки и произнесем волшебные слова:
Закрывайте крепко глазки,
Возвращаемся из сказки,
Раз, два, три, четыре, пять, мы вернулись в детский сад.
Воспитатель:
- Вот мы и вернулись в свой детский сад, в свою группу. Дети, вы сегодня решали интересные и сложные задания. Помогали Василисе Прекрасной собрать книгу сказок. Она благодарит нас и дарит нам книгу сказок.
- Дети, вам понравилось путешествовать?
- Со всеми заданиями мы справились?
- Что мы можем рассказать нашим друзьям и родителям?
Спасибо вам дети за приятное общение.
Литература:
1. Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками [Текст] / Е. А. Алябьева - М.: Вече, 2003. - 128 с.
2. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор [Текст] / В. П. Аникин. - М.: Вече, 1999. - 139 с.
3. Лялина Л. А. Народные игры в детском саду [Текст] / Л. А. Лялина.- М.: ТЦ Сфера, 2009. - 167 с.
4. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников [Текст] / М. Д. Маханева. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 145 с.
5. Науменко Г. М. Народный праздничный календарь в песнях, сказках, играх, обрядах [Текст] / Г. М. Науменко. - М.: Вече, 1999. - 132 с.
6. Интернет ресурс:
Полный вариант статьи с приложениями во вложении (docx, 25KB)
Скачать вложение