Сказочный лес
Автор: Зайцева Оксана Игоревна, воспитатель МБДОУ «Искровский детский сад»
Конспект непрерывной деятельности по духовно – нравственному воспитанию дошкольников для детей 3-4 лет.
Аннтоция
С рождения ребенок должен быть нацелен на идеал хорошего, поэтому считаем, что уже с младшего школьного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.
Дошкольное детство - небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому не нужно забывать, что в нравственном воспитании главное та атмосфера, в которой живет ребенок. Известно, что дети взрослеют незаметно поэтому так важна сказка рассказанная малышу. Сказка не дает прямых наставлений детям - Слушайся родителей, уважай старших, не уходи из дома без разрешения, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. В простой детской сказки содержится все самое нужное, самое главное в жизни, живое как сама жизнь.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
Цель работы воспитывать интерес к русским народным сказкам; способствовать формированию доброжелательных отношений между детьми группы и опыта взаимопомощи посредством восприятия произведения.
Задачи:
Организовать:
- развитие у детей интерес к русским народным сказкам;
- необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;
- усвоение детьми норм и ценностей, принятых в обществе через восприятие сказки;
- формирование представления о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их значение в жизни людей;
- развитие умения сравнивать, анализировать поступки сказочных героев;
- развитие связной речи, памяти, воображения, обогащать словарный запас детей;
- воспитание чувства ответственности, справедливости, искренности, милосердия и других духовно-нравственных качеств.
Предварительная работа:
- чтение сказки «Рукавичка»;
- рассматривание иллюстраций;
- знакомство с лесными животными;
- знакомство с теневым театром.
Словарная работа: мышка-норушка, зайка-попрыгайка, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок и медведь косолапый.
Материал и оборудование:
Демонстрационный: макет зимнего леса, теневой театр, картинка леса, музыка.
Раздаточный: вырезанные животные леса по сказке, вырезанная из бумаги заготовка рукавичка, салфетки бумажные и влажные, баночки с клеем, кисточки, раскраски рукавичек.
Технические средства: колонка, аудиозапись сказки, ноутбук, презентация с музыкальным сопровождением.
Ход НОД
Мотивационный этап
Воспитатель:
Встало солнышко давно
Заглянуло к нам в окно
Собрало друзей всех в круг
Я твой друг и ты мой друг
Мы сейчас пойдём направо
А потом пойдём налево
В центре круга соберёмся
И на место все вернёмся.
Звучит загадочная музыка.
Воспитатель:
- Ребята, смотрите, к нам прискакала белочка из «Сказочного леса» и принесла письмо. Это письмо от лесной феи. Давайте его прочитаем.
Дорогие ребята!
Спешите скорее в «Сказочный лес», у нас случилась беда. Некоторые жители леса зимой остались без домика, им нужна ваша помощь.
Лесная фея.
Ориентировочный этап
Ребята, отправимся в путешествие в «Сказочный лес»?
Ребята: да.
Тогда давайте скажем волшебные слова: «Хлоп - хлоп, топ - топ, повернись и в волшебном лесу очутись»
Звучит волшебная музыка.
Воспитатель: Здравствуй лес,
Волшебный лес,
Полный сказок и чудес!
Исполнительный этап
Смотрите, на полянке стоит лесной театр. Давайте же посмотрим, почему сказочные звери оказались без дома.
Показ теневого театра (под звуковое сопровождение).
Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. Шел дед, шел, да и обронил рукавичку. Вот бежит мышка, влезла в эту рукавичку и говорит:
- Тут я буду жить.
А в это время лягушка - прыг-прыг! - спрашивает:
- Кто, кто в рукавичке живет?
- Мышка-норушка. А ты кто?
- А я лягушка-квакушка. Пусти и меня!
- Иди.
Вот их уже двое. Бежит зайчик. Подбежал к рукавичке, спрашивает:
- Кто, кто в рукавичке живет?
- Мышка-норушка, лягушка-квакушка. А ты кто?
- А я зайка- попрыгайка. Пустите и меня!
- Иди.
Вот их уже трое. Бежит лисичка:
- Кто, кто в рукавичке живет?
- Мышка-норушка, лягушка-квакушка да зайка-попрыгайка. А ты кто?
- А я лисичка-сестричка. Пустите и меня!
Вот их уже четверо сидит. Глядь, бежит волчок - и тоже к рукавичке, да и спрашивает:
- Кто, кто в рукавичке живет?
- Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайка-попрыгайка да лисичка-сестричка. А ты кто?
- А я волчок-серый бочок. Пустите и меня!
- Ну, иди!
Вот идет медведь косолапый да как зарычит:
- Кто, кто в рукавичке живет?
- Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайка-попрыгайка, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок. А ты кто такой?
- Ох, как вас много тут! А я, медведь косолапый, пустите меня к себе!
- Но как же ты залезешь сюда? Здесь уже вон как тесно!
- Как-нибудь попробую! – отвечает медведь.
- Ну, иди, только с краешку.
Втиснулся медведь, а к этому времени дед хватился своей пропажи, - исчезла одна рукавичка! И пошел он назад в лес искать ее. А с ним собачка была, и она вперед побежала. Бежит она, бежит по лесу и вдруг увидела, лежит рукавичка на снегу и шевелится! Она как залает:
- Гав-гав-гав!
Звери испугались, выскочили из рукавички и пустились наутек! Пришел дед и забрал свою рукавичку. Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!
Воспитатель: Итак, ребята, почему же лесные звери оказались без дома?
Ответы детей (потому что их прогнала собака, и дедушка забрал рукавичку).
Воспитатель: Правильно.
Воспитатель: Давайте мы с вами вспомним всех животных по порядку, которые пришли в рукавичку жить? (Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайка-попрыгайка, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок и медведь косолапый). Смотрите, как много зверей собралось в рукавичке, никого не оставили без дома в мороз. Они не ссорились, жили дружно, как в народе говорят: «В тесноте, да не в обиде», значит, хоть и тесно, зато дружно.
Лесные жители так устали, что захотели поскорее попасть в свои жилища, к себе домой. Давайте отведём их домой.
Физкультминутка «Звери шли домой»
Зимним днём лесной тропой
Звери шли к себе домой (Идут по кругу)
За мамой-мышкой топал мышонок, (Идут топая.)
За мамой-лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках.)
За медведицей ковылял медвежонок (Идут, переваливаясь с боку на бок)
За мамой-зайчихой скакал зайчонок, (Скачут на прямых ногах.)
За мамой – лягушкой прыгал лягушонок, (Прыгают на двух ногах.)
Волчица вела за собою волчат, (Идут по кругу)
Все мамы и дети домой хотят. (Руки вперёд)
Воспитатель: А как вы думаете, зверушкам не холодно на лесной полянке?
Ответы детей: - холодно
Воспитатель: Конечно, у них же забрали рукавичку, и остались они без теплого домика…. Что-же делать, как нам им помочь? Ребятки, а давайте поможем зверям и сделаем для них рукавички - домики.
Дети: - Да!
Воспитатель: Вот смотрите, какие варежки! На них мы наклеим героев сказки, чтобы у каждого зверя был свой домик.
Дети с помощью кисточек и клея приклеивают животных к заготовкам.
Воспитатель: Напоминаю, набираем немного клея на кисточку, пальчиками прижимаем картинку к заготовке, лишний клей надо аккуратно промокнуть салфеткой, после работы руки вытереть влажной салфеткой.
Воспитатель: Какие красивые рукавички - домики у нас получились! Теперь зверятам будет, где спрятаться от холода. Белочка отнесет их лесной фее.
А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем с вами волшебные слова:
«Хлоп - хлоп, топ - топ, повернись и в детском саду очутись».
Звучит волшебная музыка.
Вот мы с вами и в детском саду.
Рефлексивный этап
Ребята, где мы с вами побывали? (В «Сказочном лесу»).
Кому мы сегодня помогали? (Лесным зверятам).
Как мы смогли помочь лесным зверятам? (Мы подарили им домики – рукавички).
Со всеми заданиями справились? (Да, мы проводили зверей домой и сделали для каждого свой домик).
Перспективный этап
Ребята, какие вы молодцы, расскажите своим родителям, где вы побывали, что делали, и что лесная фея подарила вам варежки, чтобы вы дома вместе с родителями разукрасили их!
Литература
С рождения ребенок должен быть нацелен на идеал хорошего, поэтому считаем, что уже с младшего школьного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.
Дошкольное детство - небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому не нужно забывать, что в нравственном воспитании главное та атмосфера, в которой живет ребенок. Известно, что дети взрослеют незаметно поэтому так важна сказка рассказанная малышу. Сказка не дает прямых наставлений детям - Слушайся родителей, уважай старших, не уходи из дома без разрешения, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. В простой детской сказки содержится все самое нужное, самое главное в жизни, живое как сама жизнь.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
Цель работы воспитывать интерес к русским народным сказкам; способствовать формированию доброжелательных отношений между детьми группы и опыта взаимопомощи посредством восприятия произведения.
Задачи:
Организовать:
- развитие у детей интерес к русским народным сказкам;
- необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;
- усвоение детьми норм и ценностей, принятых в обществе через восприятие сказки;
- формирование представления о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их значение в жизни людей;
- развитие умения сравнивать, анализировать поступки сказочных героев;
- развитие связной речи, памяти, воображения, обогащать словарный запас детей;
- воспитание чувства ответственности, справедливости, искренности, милосердия и других духовно-нравственных качеств.
Предварительная работа:
- чтение сказки «Рукавичка»;
- рассматривание иллюстраций;
- знакомство с лесными животными;
- знакомство с теневым театром.
Словарная работа: мышка-норушка, зайка-попрыгайка, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок и медведь косолапый.
Материал и оборудование:
Демонстрационный: макет зимнего леса, теневой театр, картинка леса, музыка.
Раздаточный: вырезанные животные леса по сказке, вырезанная из бумаги заготовка рукавичка, салфетки бумажные и влажные, баночки с клеем, кисточки, раскраски рукавичек.
Технические средства: колонка, аудиозапись сказки, ноутбук, презентация с музыкальным сопровождением.
Ход НОД
Мотивационный этап
Воспитатель:
Встало солнышко давно
Заглянуло к нам в окно
Собрало друзей всех в круг
Я твой друг и ты мой друг
Мы сейчас пойдём направо
А потом пойдём налево
В центре круга соберёмся
И на место все вернёмся.
Звучит загадочная музыка.
Воспитатель:
- Ребята, смотрите, к нам прискакала белочка из «Сказочного леса» и принесла письмо. Это письмо от лесной феи. Давайте его прочитаем.
Дорогие ребята!
Спешите скорее в «Сказочный лес», у нас случилась беда. Некоторые жители леса зимой остались без домика, им нужна ваша помощь.
Лесная фея.
Ориентировочный этап
Ребята, отправимся в путешествие в «Сказочный лес»?
Ребята: да.
Тогда давайте скажем волшебные слова: «Хлоп - хлоп, топ - топ, повернись и в волшебном лесу очутись»
Звучит волшебная музыка.
Воспитатель: Здравствуй лес,
Волшебный лес,
Полный сказок и чудес!
Исполнительный этап
Смотрите, на полянке стоит лесной театр. Давайте же посмотрим, почему сказочные звери оказались без дома.
Показ теневого театра (под звуковое сопровождение).
Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. Шел дед, шел, да и обронил рукавичку. Вот бежит мышка, влезла в эту рукавичку и говорит:
- Тут я буду жить.
А в это время лягушка - прыг-прыг! - спрашивает:
- Кто, кто в рукавичке живет?
- Мышка-норушка. А ты кто?
- А я лягушка-квакушка. Пусти и меня!
- Иди.
Вот их уже двое. Бежит зайчик. Подбежал к рукавичке, спрашивает:
- Кто, кто в рукавичке живет?
- Мышка-норушка, лягушка-квакушка. А ты кто?
- А я зайка- попрыгайка. Пустите и меня!
- Иди.
Вот их уже трое. Бежит лисичка:
- Кто, кто в рукавичке живет?
- Мышка-норушка, лягушка-квакушка да зайка-попрыгайка. А ты кто?
- А я лисичка-сестричка. Пустите и меня!
Вот их уже четверо сидит. Глядь, бежит волчок - и тоже к рукавичке, да и спрашивает:
- Кто, кто в рукавичке живет?
- Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайка-попрыгайка да лисичка-сестричка. А ты кто?
- А я волчок-серый бочок. Пустите и меня!
- Ну, иди!
Вот идет медведь косолапый да как зарычит:
- Кто, кто в рукавичке живет?
- Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайка-попрыгайка, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок. А ты кто такой?
- Ох, как вас много тут! А я, медведь косолапый, пустите меня к себе!
- Но как же ты залезешь сюда? Здесь уже вон как тесно!
- Как-нибудь попробую! – отвечает медведь.
- Ну, иди, только с краешку.
Втиснулся медведь, а к этому времени дед хватился своей пропажи, - исчезла одна рукавичка! И пошел он назад в лес искать ее. А с ним собачка была, и она вперед побежала. Бежит она, бежит по лесу и вдруг увидела, лежит рукавичка на снегу и шевелится! Она как залает:
- Гав-гав-гав!
Звери испугались, выскочили из рукавички и пустились наутек! Пришел дед и забрал свою рукавичку. Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!
Воспитатель: Итак, ребята, почему же лесные звери оказались без дома?
Ответы детей (потому что их прогнала собака, и дедушка забрал рукавичку).
Воспитатель: Правильно.
Воспитатель: Давайте мы с вами вспомним всех животных по порядку, которые пришли в рукавичку жить? (Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайка-попрыгайка, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок и медведь косолапый). Смотрите, как много зверей собралось в рукавичке, никого не оставили без дома в мороз. Они не ссорились, жили дружно, как в народе говорят: «В тесноте, да не в обиде», значит, хоть и тесно, зато дружно.
Лесные жители так устали, что захотели поскорее попасть в свои жилища, к себе домой. Давайте отведём их домой.
Физкультминутка «Звери шли домой»
Зимним днём лесной тропой
Звери шли к себе домой (Идут по кругу)
За мамой-мышкой топал мышонок, (Идут топая.)
За мамой-лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках.)
За медведицей ковылял медвежонок (Идут, переваливаясь с боку на бок)
За мамой-зайчихой скакал зайчонок, (Скачут на прямых ногах.)
За мамой – лягушкой прыгал лягушонок, (Прыгают на двух ногах.)
Волчица вела за собою волчат, (Идут по кругу)
Все мамы и дети домой хотят. (Руки вперёд)
Воспитатель: А как вы думаете, зверушкам не холодно на лесной полянке?
Ответы детей: - холодно
Воспитатель: Конечно, у них же забрали рукавичку, и остались они без теплого домика…. Что-же делать, как нам им помочь? Ребятки, а давайте поможем зверям и сделаем для них рукавички - домики.
Дети: - Да!
Воспитатель: Вот смотрите, какие варежки! На них мы наклеим героев сказки, чтобы у каждого зверя был свой домик.
Дети с помощью кисточек и клея приклеивают животных к заготовкам.
Воспитатель: Напоминаю, набираем немного клея на кисточку, пальчиками прижимаем картинку к заготовке, лишний клей надо аккуратно промокнуть салфеткой, после работы руки вытереть влажной салфеткой.
Воспитатель: Какие красивые рукавички - домики у нас получились! Теперь зверятам будет, где спрятаться от холода. Белочка отнесет их лесной фее.
А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем с вами волшебные слова:
«Хлоп - хлоп, топ - топ, повернись и в детском саду очутись».
Звучит волшебная музыка.
Вот мы с вами и в детском саду.
Рефлексивный этап
Ребята, где мы с вами побывали? (В «Сказочном лесу»).
Кому мы сегодня помогали? (Лесным зверятам).
Как мы смогли помочь лесным зверятам? (Мы подарили им домики – рукавички).
Со всеми заданиями справились? (Да, мы проводили зверей домой и сделали для каждого свой домик).
Перспективный этап
Ребята, какие вы молодцы, расскажите своим родителям, где вы побывали, что делали, и что лесная фея подарила вам варежки, чтобы вы дома вместе с родителями разукрасили их!
Литература
- Акулова О. В., Гурович Л. М. Образовательная область «Чтение художественной литературы». — СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. — 192 с.
- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. –М6 МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014. – 96 с.
- О.А. Садилова «Волшебные сказки. Духовно – нравственное воспитание детей и подростков» – М:2005 г.
- От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/ Под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой – 3-е изд, испр. и доп. – М6 МОЗАИКА- СИНТЕЗ,2015.– 368с.
Скачать вложение