Сказочный лес
Автор: Чекова Инесса Сергеевна, Ступина Кристина Викторовна, воспитатели МБДОУ «Детский сад №93», г. РязаньЗанятие по познавательному развитию детей младшего дошкольного возраста.
Дошкольное детство - это период, во время которого у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, его закономерностях и взаимосвязях. Наблюдение за природой – это важнейшее средство воспитания дошкольников. Сталкиваясь с незнакомым предметом или явлением, он обязательно задается вопросами: «Как это здесь появилось? Что это? А формирование элементарных математических представлений развивает личность, интеллект, формирует логику и абстрактное мышление. Обостряет внимание и память, развивает речь и способствует максимально комфортной интеграции ребенка в окружающий мир. На обучение детей влияет не только содержание материала, но и форма подачи, которая способна вызвать интерес детей и познавательную активность. Включение сюжетов сказок, игр в организацию образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений и ознакомлению с окружающим миром способствует тому, что ребенок из наблюдателя превращается в активного участника, что способствует положительной мотивации к изучению материала.
В области познавательного развития основными задачами образовательной деятельности являются:
1) формирование представления детей о сенсорных эталонах цвета и формы, их использовании в самостоятельной деятельности;
2) развитие умения непосредственного попарного сравнения предметов по форме, величине и количеству, определение их соотношения между собой; помощь в освоении чувственных способов ориентировки в пространстве и времени; развивать исследовательские умения;
3) расширение представления детей о многообразии и особенностях растений, животных, их существенных отличительных признаках, неживой природе, явлениях природы разные сезоны года, ознакомление с правилами поведения по отношению к живым объектам природы.
Образовательная деятельность.
1) Сенсорные эталоны и познавательные действия:
развитие у детей осязательно-двигательные действия: рассматривание, поглаживание, ощупывание ладонью, пальцами по контуру, прокатывание, бросание и тому подобное, расширение содержания представлений ребенка о различных цветах (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый), ознакомление с оттенками (розовый, голубой, серый) и закрепляет слова, обозначающие цвет. Организация поисковой деятельности, конкретизирование и обогащение познавательного действия детей, озадачивание детей вопросами, обращающими внимание на постановку цели, определение задач деятельности, развитие умения принимать образец, инструкцию взрослого, поощрение стремления самостоятельно завершить начатое действие. Организация и поддерживание совместного действия ребенка со взрослым и сверстниками;
при сравнении двух предметов по одному признаку направление внимания детей на выделение сходства, на овладение действием соединения в пары предметов с ярко выраженными признаками сходства, группировкой по заданному предметному образцу и по слову.
2) Математические представления:
продолжение работы по освоению детьми практического установления простейших пространственно-количественных связей и отношений между предметами: больше-меньше, короче-длиннее, шире-уже, выше-ниже, такие же по размеру; больше-меньше, столько же, поровну, не поровну по количеству, используя приемы наложения и приложения; организует овладение уравниванием неравных групп предметов путем добавления одного предмета к меньшей группе или удаления одного предмета из большей группы; расширяет диапазон слов, обозначающих свойства, качества предметов и отношений между ними;
знакомство детей с некоторыми фигурами: шар, куб, круг, квадрат, треугольник, активизируя в их речи данные названия; обращение внимания на использование в быту характеристик: ближе (дальше), раньше (позже); помощь на чувственном уровне ориентироваться в пространстве от себя: впереди (сзади), сверху (снизу), справа (слева) и времени (понимать контрастные особенности утра и вечера, дня и ночи).
3) Окружающий мир:
В ходе практического обследования ознакомление с некоторыми овощами и фруктами (морковь, репка, яблоко, банан, апельсин и другие), их вкусовыми качествами (кислый, сладкий, соленый).
4) Природа:
расширение представления о диких животных, деревьях, овощах и фруктах, помощь в их различии и группировании на основе существенных признаков: внешний вид, питание; польза для человека; знакомство с объектами неживой природы и некоторыми свойствами воды, песка, глины, камней. Продолжение развития способностей наблюдать за явлениями природы в разные сезоны года и изменениями в жизни животных, растений и человека (выделение признаков времен года по состоянию листвы на деревьях, почвенному покрову). Способствует усвоению правил поведения в природе (не ломать ветки, не рвать растения, осторожно обращаться с животными, заботиться о них), развивает умение видеть красоту природы и замечать изменения в ней в связи со сменой времен года.
Возраст детей: 3 - 4 года.
Программные задачи:
- формировать представления детей о сенсорных эталонах цвета и формы (красный, синий, желтый, зеленый), их использовании в самостоятельной деятельности;
- совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник
- помогать осваивать чувственные способы ориентировки в пространстве и времени;
- развивать исследовательские умения;
- расширять представления о диких животных, деревьях, овощах и фруктах, помогать различать и группировать на основе существенных признаков: внешний вид, питание. Продолжать развивать способность наблюдать за явлениями природы в разные сезоны года и изменениями в жизни животных (выделять признаки времен года по состоянию листвы на деревьях).
Предварительная работа:
- сравнение совокупности предметов, различение, где один предмет, а где много;
- с геометрическими фигурами (квадрат, треугольник, круг);
- различение цветов (красный, синий, желтый, зеленый) и закрепление слов, обозначающих цвета;
- ознакомление с дикими животными: где живут, что едят;
Словарная работа:
обогащение словаря: «Зимовье»
активизация словаря: красный, желтый, зеленый, круг, квадрат, треугольник, деревья, заяц, волк, медведь, белка.
Материал и оборудование:
- письмо от лесных жителей
- мольберты, кубики, корзинки, пеньки;
- грибы, орехи, морковь, конфеты;
- картинки с изображением деревьев, диких животных, хвостов животных, болотных кочек, схемы домика, листьев на магнитах, геометрических фигур;
- Конструктор «Поликарпова»;
- костюм лисы;
- раскраски на тему: «Дикие животные в лесу» - 8 шт.
Ход занятия.
Организационный момент: «Круг радости»
Воспитатель:
Здравствуй, солнце золотое! (Руки вверх)
Здравствуй, небо голубое! (Руки в стороны)
Здравствуйте, мои друзья! (Все берутся за руки)
Очень рад вас видеть Я! (Раскачивают руки)
(Встаем полукругом)
1. Мотивационный этап.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ой, что это? Письмо от лесных жителей! Прочитаем?
Дети: Да!
Воспитатель (читает письмо):
«Дорогие ребята, в лесу случилась беда! Лесные жители хотели справить праздник «Осени», но не могут. Лес стал некрасивый, листья на деревьях прозрачные, бесцветные. Звери свои хвостики перепутали, и «Зимовье» стоит недостроенное. Лесу и зверям нужна Ваша помощь! Приходите скорей!»
Воспитатель: Поможем?
Дети: Да!
2. Ориентировочный этап.
Воспитатель: Что нам нужно для этого сделать?
Дети: Попасть в лес и помочь лесу и лесным жителям.
3.Исполнительский этап.
Воспитатель: Ребята, мы пойдем в гости? Что обычно берут с собой, когда идут в гости?
Дети: Подарки!
Воспитатель: Посмотрите, что у нас есть.
(В корзине лежат орехи, морковь, грибы и конфеты)
Воспитатель: Что можно взять зверям?
Дети: Грибы, морковь, орехи.
Воспитатель: А конфеты надо брать?
Дети: Нет!
(Дети складывают в корзину все кроме конфет)
Воспитатель: Молодцы! Но, чтобы очутиться в лесу, надо сказать слова: Раз, два, три, сказка, двери отвори! Здравствуй лес! Полный сказок и чудес!
Воспитатель: Сейчас время года? Какого цвета листья на деревьях осенью?
Дети: Осень. Желтые, красные.
Воспитатель: Дети, посмотрите, какие деревья стоят в этом лесу?
Дети: Деревья некрасивые, листья прозрачные.
Воспитатель: Да, в лесу деревья стали совсем некрасивые. Что же случилось?
(Появляется лиса)
Лиса: Здравствуйте, ребята! Как мы Вам рады! Случилась беда, у «Осени» потерялись осенние краски, как теперь деревья разукрасить в осенний наряд? Мы не знаем.
Воспитатель: Ребята, давайте украсим деревья. Одно дерево украсим желтыми листьями, другое красными.
(Два мольберта с изображениями деревьев с бесцветными листьями. На столе желтые и красные листья, дети берут по одному листу и украшают деревья)
Воспитатель: Сколько стало листьев на дереве с желтыми листьями?
Дети: Много.
Воспитатель: Сколько стало листьев на дереве с красными листьями?
Дети: Много.
Воспитатель: Молодцы, справились!
Лиса: Пойдемте скорей, дальше тоже нужна Ваша помощь!
Воспитатель: Чтобы отправиться дальше в путь, надо потренироваться, размяться.
Физкультминутка.
Мы шагаем по дорожке. (Ходьба на месте)
Раз, два! Раз, два!
Дружно хлопаем в ладошки. (Хлопаем в ладоши)
Раз, два! Раз, два!
Поднимаем ручки (Руки подняли вверх)
К солнышку, к тучке.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
Снова в путь!
Воспитатель: Молодцы! А теперь построимся друг за другом и отправимся в путь!
(Дети оказались на поляне, на пенечке сидит лиса и плачет)
Воспитатель: Лиса, ты что сидишь, плачешь?
Лиса: Хвост свой потеряла.
Воспитатель: Как же так?
Лиса: Хотела себе самый красивый хвост подобрать, у зверей просила, все хвостики перемерила, перепутала и свой потеряла.
(Лиса плачет, на мольберте картинки зверей без хвостиков)
Воспитатель: Дети, каких мы с вами зверей встретили в лесу?
Дети: Заяца, волка, белку, лису, медведя.
Воспитатель: Поможем каждому найти свой хвостик?
Дети: Да!
Лиса: И мне тоже….
(Дети каждому зверю подбирают свой хвостик)
Лиса: Спасибо, ребята, это мой хвостик!
Воспитатель: Вы помогли зверям найти свой хвостики, молодцы! И нам надо дальше отправляться в путь.
Лиса: Но, чтобы попасть дальше, надо преодолеть препятствие - пройти через болото по кочкам. Я вам помогу, я вам покажу!
(Лиса показывает, как надо прыгать, а дети за ней)
Воспитатель: Мы с вами оказались на полянке. Посмотрите, все звери расстроены. Они хотели построить себе домик на зиму «Зимовье», а ничего не получается.
Лиса: У зверей просто фигуры перепутались, их надо разложить по своим местам! Какая это фигура? Какого цвета?
(Лиса показывает квадрат)
Дети: Квадрат. Синий.
Лиса: А эта?
Дети: Круг. Зеленый.
Лиса: Эта фигура?
Дети: Треугольник. Желтый.
Лиса: Давайте, разберем фигуры в разные корзинки.
(Дети раскладывают фигуры в разные корзинки)
Лиса: Молодцы!
Воспитатель: А теперь давайте поможем лесным жителям построить дом?
(Конструктор «Поликарпова», схема домика на мольберте, лиса и ведущий помогают детям)
Воспитатель: Ребята, мы с вами принесли угощения, давай угостим зверей!
(Дети дарят корзину с гостинцами лисе, чтобы она передала животным)
Лиса: Молодцы! За то, что вы такие добрые и отзывчивые мы, лесные жители, вам подарки приготовили! Держите!
(Раскраски)
Воспитатель: Попрощаемся со зверями и отправимся в детский сад!
Дети: До свидания!
Лиса: До свидания!
Воспитатель: Раз, два, три, сказка, двери затвори! Вот мы с вами и в группе.
4. Рефлексивный этап.
Воспитатель: Мы с вами совершили волшебное путешествие.
Воспитатель: Где мы с вами были?
(Ответы детей)
Воспитатель: Что случилось в лесу?
(Ответы детей)
Воспитатель: Какого мы с вами там встретили?
(Ответы детей)
Воспитатель: Как мы им помогли?
(Ответы детей)
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие?
(Ответы детей)
5. Перспективный этап.
Воспитатель: На следующем занятии, мы с вами вспомним, каких животных мы встретили в «Сказочном лесу» и разукрасим их.
Литература:
1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. ‒ М.: ТЦ Сфера, 2023. ‒ 208 с.
2. Колесникова Е. В. Математика для детей 3 - 4 лет: методическое пособие к рабочей тетради «Я начинаю считать».- 4 - е изд., перераб. и доп. - М.: ТЦ Сфера, 2022. – 16 с.
3. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: конспекты занятий с детьми 3 - 4 лет. - 2 - изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2024. – 64 с.
4. Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду: Конспекты занятий для работы с детьми 3 – 4 лет. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2021. – 112 с.
Конспект во вложении (pdf, 213 Kb)
Скачать вложение