Сладкая выпечка к празднику
Автор: Седова Ирина Витальевна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №65"Надежда", г. РязаньДосуговая деятельность по художественному труду для детей 5 – 7 лет с ОВЗ
Аннотация
Вопросы трудового и нравственного воспитания дошкольников на современном этапе являются актуальными. Обращаясь к документам ФГОС ДО в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Труд, православные традиции - всегда необходимы при формировании воспитания положительных черт характера будущего гражданина России. Занятие проводится со слабослышащими детьми и детьми с расстройством аутистического спектра 5 – 7 лет дошкольного возраста по теме: «Сладкая выпечка к празднику». Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим детей с православным праздником осени - 21 сентября- Рождество Пресвятой Богородицы. Идея этого занятия – этоформирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к родной семье, детскому саду, культурному наследию своего народа. |
На занятии дети усваивают приемы работы с тестом: делят тесто на части, раскатывают, вырезают заготовки печенье, украшают его, поэтому развиваются трудовые навыки. Дети отгадывают кроссворд, загадки, проговаривают пословицы о труде. Занятие включает развивающие задания с применением наглядного материала: кроссворд, загадки, формочки.
Данное занятие способствует формированию у детей чувства сознательности, самостоятельности, инициативности, взаимопомощи, любви и уважения к маме и желания трудиться на радость другим людям.
Ход деятельности
Цель:
- Организовать деятельность детей, направленную на формирование первичных представлений о христианском празднике «Рождество Пресвятой Богородицы» через ознакомление с трудом кондитера и художественно-эстетическую деятельность; создать условия для развития мелкой моторики рук, зрительного и слуховое внимания, способствовать воспитанию добрых отношений между детьми и интереса к православным традициям.
- Продолжать развивать речь как средство общения.
- Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями.
- Совершенствовать диалогическую форму речи.
Задачи:
1. Мотивировать детей на предстоящую деятельностью.
2. Организовать практическую деятельность: формировать умение отгадывать загадки, кроссворд о профессиональных действиях повара, кондитера….; закреплять приемы лепки из теста: раскатывание скалкой, вырезание кружочков, елочек, птичек, сердечек из формочек; формировать у детей знания о правилах приготовления печенья из песочного (слоеного) теста, знакомить с процессом замешивания теста и его выпеканием; сервировка стола перед чаепитием.
3. Организовать рефлексивную оценку деятельности.
Предварительная работа:
- беседы по темам: «Православные праздники осени» «Кухня и работа повара в детском саду»; «Как я помогаю дома маме».
- дидактические игры: «Угадай профессию», «Кому что нужно?», «Придумай форму печенья»;
- сюжетно - ролевые игры: «Семья», «Дочки матери», «У нас гости».
- рисование на темы: «Укрась печенье», «Все работы хороши».
- лепка из пластилина «Печенье для куклы Кати»;
- экскурсия на кухню детского сада: наблюдение за трудом повара.
- наблюдение и посильная помощь родителям на кухне дома.
- домашнее задание для родителей: дать детям информацию о том, кто печет кондитерские изделия, из каких продуктов и как; найти картинки, фотографии, рисунки с изображением печенья; прочитать пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, сказки, стихотворения, где упоминается печенье.
Материалы и оборудование: миска, ложка, сито, скалка, формочки для вырезания печенья, продукты для теста по рецепту, схемы приготовления теста, фартуки и шапочки для детей.
Словарь. глаголы: будем играть, будем трудиться, будем украшать, выпекать; существительные: тесто, доска, скалка, формочки, пословицы, стихи, печенье.
Организация детей: занятие может проводиться фронтально.
Дети надевают фартуки и шапочки, закатывают рукава, моют руки и занимают рабочие места, на столах находятся продукты.
Ход деятельности
1. Мотивационный этап
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас. Теперь возьмемся за руки: «Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг, крепче за руки возьмемся и друг другу улыбнемся, а теперь и обнимайтесь! Какие вы молодцы! Какая энергетика хорошая идет от каждого из нас. А, скажите, мне пожалуйста: «Какое время года на дворе?»
Дети отвечают: Осень.
Воспитатель: Да, верно наступила осень. Давайте, вспомним, какой у нас скоро будет православный праздник - 21 сентября?
Дети: Рождество Пресвятой Богородицы.
Воспитатель: Да. Это светлый праздник. В храм в этот день мы приносим цветы, подарки и природа в сентябре подготовилась, надев свой прекрасный наряд. Богородица - это Мама Господа нашего Иисуса Христа. На праздник к нам пришли сегодня гости: ваши мамы, а угостить их нечем. Мама - самый дорогой человек на свете. От маминой улыбки нам становится светло, радостно, спокойно на душе.
Мама – это небо!
Мама – это свет!
Мама – это счастье!
Мама – это смех!
Ребята, вы часто говорите ласковые слова своей маме?
Проводится игра «Скажи ласковое слово и передай цветок».
Воспитатель: Давайте, порадуем наших мам. А чем же мы можем их порадовать? (ответы детей)
Воспитатель: Я предлагаю порадовать сладкой выпечкой, испечь печенье для наших мамочек. Есть пословица: «Маленькое дело, лучше большого безделья». Сделаем «Маленькое дело.
Воспитатель: Давайте для начала рассмотрим мнемо - таблицы и узнаем, на пример:1) Кто готавит тесто? 2) Из чего готовит кондитер тесто? 3) Как выпекают печенья? и др.
Воспитатель (обращается к ребёнку): Расскажи нам стихотворение про кондитера:
Я, повар – кондитер, смогу всё испечь,
Для этого надо хорошую печь.
Чтоб было отличным у всех настроенье,
Пеку для народа, торты и печенье.
Воспитатель: Молодец! А во что бывает одет кондитер?
Ребёнок: У него на голове колпак и фартук.
2. Ориентировочный этап
Воспитатель: Правильно! Обратите внимание на кроссворд. Название кроссворда: «Приготовление печенья». Давайте его разгадаем!
Дети: Из теста.
Воспитатель: Правильно! Кто из вас напишет слово «тесто» под цифрой № 1 в наш кроссворд?
Воспитатель: А, что на вас и на мне одето? Что это? - показывает на фартук.
Дети: Это фартук.
Воспитатель: Фартук - помощник в работе, чтобы была одежда чистой. Запишите, под цифрой № 2 - слово «фартук».
Воспитатель: А теперь послушайте загадку:
Без этого продукта
Ребята, никуда,
Чтобы испечь что – то
Всегда нужна… (Мука).
Воспитатель: Впишите слово «мука» под цифрой №3. Молодцы! В нашем тесте главное - это мука.
Воспитатель: А чтобы тесто было пышным, знайте, что в него добавляют соду. Вот она у меня на столе. Обратите внимание: белая, рассыпчатая - порошком. Посмотрите и впишите под цифру №4 слово «сода». Хорошо!
Воспитатель: Дети, из чего мы будем делать наше печенье?
3. Исполнительский этап
Воспитатель: Давайте, теперь раскатаем готовое тесто, которое лежит у вас на столах скалкой и будем вырезать формочками печенья, а потом украсим их. Посмотрите, какие у нас формочки, выбираем понравившуюся формочку, прикладываем, придавливаем. То, что осталось вокруг убираем в сторону. Снимаем нашу формочку. Вот и получилось у нас печенье. А чтобы печенье у нас было красивое нам надо его украсить! Ребята, как вы думаете, чем украшают печенье?
Дети. Ответы детей:
Воспитатель рассматривает, как вырезают печенье дети из теста, помогает: Ну, вот первые заготовки из теста готовы.
Воспитатель: Правильно. Украшают заготовки печенья: и сахаром, и шоколадной крошкой, рассыпчатой цветной посыпкой и выкладываем на противень, затем отнесем заготовки печенья на кухню.
4. Рефлексивный этап
Воспитатель: Пока мы печенье вырезали формочками, украшали его и закончились загадки. Обратите внимание, пожалуйста, что по вертикали нашего кроссворда у нас получилось тоже слово – это слово ТРУД. Мы разгадывали кроссворд, загадки – это труд. Мы формочками вырезали печенье - заготовки из теста, украшали и – это тоже труд! Пекарь, кондитер, повар пекут печенье, пироги, торты. Они тоже трудятся! Ребята, понравилось вам занятие? А что вам больше всего понравилось? Мне было очень приятно с вами работать. Большое вам спасибо.
Воспитатель:- Давайте, ребята, пока печется наше печенье, мы вспомним пословицы о труде: на пример: - Без труда не вытащишь и рыбку из пруда! - Труд человека кормит, а лень портит!
Труд – это трудно, нужно быть аккуратными и старательными…
Воспитатель: Пришла пора убирать своё рабочее место и вытирать руки. Берите салфетку и протирайте каждый пальчик. Вот так. Молодцы.
Воспитатель: А теперь аккуратно накроем стол к чаепитию: скатерть на стол кладем, поставим блюдца с чашками для гостей и салфетки не забыть! А в середину поставим наше готовое печенье, которое с кухни принесла повар тетя Наташа.
Воспитатель: (обращаясь к детям) - Вот как: не красна изба углами, а красна пирогами. Вы старались, Вы трудились, готовить печенье научились. Молодцы!
А теперь пора к столу, отведать наше угощенье, печенье - всем на удивленье и мам наших угостить.
Воспитатель: Дорогие мамы! Такое вот творение.
Научились мы готовить и печь печенье!
Надеемся, получим Ваше одобрение
За вкусное и сладкое съедобное печенье.
Воспитатель и дети: - Приятного аппетита! Мы поделимся печеньем и отнесем часть его в храм для угощения других людей! Это тоже будет наш труд, вклад и помощь другим людям: мальчикам и девочкам, которые живут бедно!
Воспитатель: Вы, молодцы! Сегодня мы приготовили печенье из готового теста, а в другой раз будем готовить тесто сами.
Итог занятия.
Воспитатель: Что мы сегодня делали, чем занимались?
Ответы детей: Мы узнали, что сегодня Рождество Пресвятой Богородицы. Сережа прочитал стихотворение о поваре – кондитере. Мы разгадывали кроссворд! Отгадывали загадки. Решили приготовить печенье для наших мам. Из готового теста вырезали форму нашего печенья, украшали его. Вспомнили пословицы о труде.
5. Перспективный этап
Воспитатель: Мамы, вам понравилось угощенье?
Ответы мам: Да! Вкусно! Спасибо! Приятно, что дети наши много знают о труде и любят трудиться!
Воспитатель: Дорогие, наши мамы! Вы можете также с интересом и красиво приготовить свое домашнее печенье. Угостить домашних своих и других людей. Дети запоминают все хорошее и совместный труд приносит всегда положительное удовлетворение и добрые эмоции. Будем чтить православные праздники и с любовью относиться друг к другу.
Литература:
1. Жукова В. В., Волкова Т. Г. Я иду на урок в Воскресную школу: Закон Божий и уроки детского творчества. – М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2011. – 192 с. – ил.
2. Куцакова, Л.В. Трудовое воспитание в детском саду / Л.В.Куцакова. - М.: Просвещение, 2015. – 127с.
3. Лыкову И.А. Художественный труд в детском саду. Средняя группа. – М. Издательский дом «Цветной мир», 2010. – 144 с.
Полный текст статьи во вложении (docx, 27KB)
Приложение 1.
Скачать вложение