Следствие ведут знатоки
Автор: Прошина Алла Константиновна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 85», г. РязаньСценарий интеллектуальной семейной викторины по родному языку и детской литературе.
Интеллектуальная семейная викторина по родному языку и детской литературе является частью досуговых мероприятий для дошкольников и их родителей. Её можно проводить как очно, так и дистанционно, особенно во время пандемии или длительного отсутствия ребёнка в дошкольном учреждении. Благодаря такому виду работы перед педагогом открывается возможность в занимательной форме приобщить семью к чтению, разбудить интерес к книге и, проникнув в увлекательный мир русского языка, привлечь внимание к живому слову. Родители, окунувшись в увлекательную атмосферу, пойдут с детьми в книжный магазин, библиотеку, прочитают литературные произведения, возьмут в руки словарь (толковый, фразеологический или этимологический). Участвуя в познавательной семейной викторине «Следствие ведут знатоки», взрослые и дети смогут расширить свой кругозор, развить интеллектуальный потенциал и, возможно, уважительно будут относиться к родному языку и литературе.
Цель: раскрытие интеллектуальных способностей дошкольников и их родителей, стимулирование семейного познавательного интереса к обучению и познанию в области родного языка и детской литературы.
Задачи:
1. способствовать развитию логического мышления и любознательности в области русского языка и детской литературы через задания занимательного и творческого характера;
2. способствовать развитию умения самостоятельно анализировать, рассуждать, улавливать закономерности, выявлять причинно-следственные связи и пополнять словарный запас через поэтапное использование и постепенное усложнение материала викторины (ТРИЗ, софистические задачи, фразеологизмы, ребусы, чтение литературных произведений);
3. способствовать развитию общения и взаимодействия дошкольников и их родителей в совместной интеллектуальной деятельности.
Варианты:
(очно) команда родителей, команда детей; семейные команды
(дистанционно) семейные команды
План проведения викторины:
Вводная часть
Ведущий обращается с приветственным словом к участникам викторины:
Здравствуйте, уважаемые взрослые и дети! Сегодня мы проводим семейную викторину по родному языку и детской литературе для детей и их родителей.
Вас ожидают непростые задания, настоящие головоломки. Не бойтесь ошибиться. Помогайте друг другу. Будьте настойчивыми. Не сдавайтесь. Думайте – и вы обязательно найдёте правильный ответ.
Ведущий представляет членов жюри
(членами жюри могут быть педагоги, родители, дети).
Организационная часть
Ведущий объясняет правила викторины (отвечает та семейная команда, которая первой поднимет флажок вверх; за правильный ответ семейная команда получает 2 очка, за частично правильный ответ - 1 очко; за неверный ответ – 0 очков; семейная команда, набравшая наибольшее количество очков, становится победителем).
Команды озвучивают свои названия, девизы.
Конкурсная часть (5 вопросов)
Ведущий задаёт вопросы, команды отвечают.
Физкультминутка
«Солнышко Лучистое - танцуй вместе с KidsParty»
Конкурсная часть - продолжение (5 вопросов)
Подведение итогов
Друзья! Викторина закончена.
Мы все надеемся, теперь
Вы стали чуточку умней.
Узнали много слов смешных
И много всяких всячин.
И если всё запомнили,
Не зря наш день потрачен.
Жюри подводит итоги, объявляет семейные команды, победившие в интеллектуальной викторине.
Вручение наград и призов
Литература:
1. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач / Г.С. Альтшуллер // Петразаводск: Скандинавия, 2003.
2. Гордеева С.Е. Викторины для дошкольников с нарушением речи /
С.Е. Гордеева, Н.А. Тумакова, Л.Н. Макаренко // Логопед. – 2012. - № 8. –
С. 54-68.
3. Игры, викторины, сказки // Предшкольное образование. – 2009. - № 1. – С. 43-64.
4. Игровые технологии в практической деятельности учителя // Предшкольное образование. - 2009. - № 4. - С. 22-72.
5. Коваленко С.В. Логопедическая викторина «Вопрос на засыпку» /
С.В. Коваленко // Логопед. – 2013. - № 3. – С. 59-65.
6. Ребусы // Предшкольное образование. – 2009. - № 1. – С. 74-76.
7. Роденбергер Е.М. Весёлые приключения не только для развлечения /
Е.М. Роденбергер // Логопед. – 2010. - № 3. – С. 75-78.
8. Терзиева М.Т. Читательские предпочтения современных дошкольников /
М.Т. Терзиева // Детский сад от А до Я. – 2009. - № 5. – С. 156-158.
Материал викторины во вложении (zip, 4Mb)
Скачать вложение