РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Снег идет

Автор: Скулкова Наталья Ивановна, учитель-дефектолог, Седова Ирина Витальевна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 65», г. Рязань

Конспект  комплексного занятия для детей младшей  группы с ОВЗ (глухие и слабослышащие).

Дети с нарушением слуха   – это особенные дети. Они испытывают трудности не только с восприятием звуков, но и с процессом познания и с социальной адаптацией. Задача педагогов   – правильно расставить приоритеты и сделать все возможное, чтобы развитие ребенка проходило в нормальном ритме. В основном психическое развитие детей с нарушениями слуха происходит по тем же законам, что и у здоровых малышей, но происходит это значительно медленнее из-за ограниченности контактов с окружающим миром. Поэтому дети с нарушением слуха воспринимают все вокруг как бы в полутонах. Ребенку тяжелее связывать между собой различные явления, распознавать эмоции. Важно то, что у таких детей    также имеется и нарушение речи. Поэтому работа со слабослышащими и глухими детьми в специальном дошкольном   учреждении – это повседневная   совместная работа воспитателя и учителя - дефектолога. Ведь только совместное игровое обучение и воспитание будут давать положительный результат в получении новых знаний младших дошкольников. Учитель – дефектолог подбирает словарь на   заданную тему, проводит фонетическую ритмику, увлекает, заинтересовывает. Воспитатель поддерживает этот интерес, развивает мелкую моторику рук, чтобы в дальнейшем получить   ответную реакцию, звуки, а позднее вызвать и саму речь у таких детей. Дети любят комплексные занятия и всегда радостью выполняют все предложенные задания в любой интересной деятельности.
Комплексные занятия, построенные  с использованием ИКТ (информационных  компьютерных технологий)  помогают глухим детям  лучше ориентироваться при ознакомлении с окружающим миром, активизирует познавательную деятельность детей. Дети с интересом и более позитивно относятся  к тем занятиям, в которых задействованы современные технологии.  На таких занятиях решаются задачи, направленные на развитие основных психических процессов памяти, внимания, образного мышления младших дошкольников с нарушением слуха.
 Презентация к  занятию  включает картинки, слова, фразы  по заданной теме деятельности. На занятиях с детьми младшего дошкольного возраста используем фонетическую ритмику  для вызывания звуков,  и    учим слова на табличках  -  глобальное  чтение, также учим  слухо-зрительному  восприятию произносимых педагогами слов, самостоятельному приближенному произношению  предъявляемого речевого материала в конкретных речевых ситуациях. Ведется подготовительная работа к усвоению дактильного слова.  В своей работе педагоги нашей группы часто обращаются к таким авторам, как Носкова Л.П., Головчиц Л.А., Шматко Н.Д., Пелымская Т.В., Леонгард Э.И. В книгах этих авторов описан  опыт работы по обучению детей с нарушениями слуха. У Э.И. Леонгард широко представлен практический опыт абилитации и реабилитации глухих и слабослышащих детей дошкольного и школьного возраста в разных условиях воспитания и обучения – в семье, в детском саду и в школе.
Цель: сформировать первичные представления у детей 3 лет о погодных явлениях зимой; 
- закреплять признаки зимы ( идёт снег, холодно); 
- развивать восприятие, внимание, память, речь. 
Задачи: 
- побуждать детей к приближенному и точному произнесению погодных явлений сопряженно и отраженно (туча,  идет снег, дует ветер, холодно, светит солнце); 
- обозначать погодные явления, самостоятельно выбирая табличку; 
- активизировать и обогащать словарный запас; 
- учить детей изображать  снег  ватными палочками, способом «тычка»; 
- развивать чувство цвета; 
- укреплять кисть рук, развивать мелкую моторику рук. 
Интеграция образовательных областей: речевое, познавательное и социально - коммуникативное, физическое, художественно - эстетическое. 
Вид деятельности: познавательная, игровая. 
Предварительная работа: 
Рассматривание иллюстраций о зиме, книжек-самоделок по теме «Зима», наблюдение за снегом из окошка и на прогулке. 
Материалы и оборудование: 
Демонстрационный: - таблички, снежинки (для развития воздушной струи), мольберт, картинки с изображением погодных явлений, музыкальный центр, экран для показа презентации, ноутбук, игрушка - зайка. 
Раздаточный: 
- силуэт тучки серого цвета, наклеенной на листе картона синего цвета, гуашь белого цвета, ватные палочки. 
Словарь: зима, дует ветер, идет снег, солнце, холодно, нарисуем снег, туча, бумага, краска белая. 
Ход деятельности: 
Организационный момент. 
Занятие проходит в классе. Под бубен дети входят в класс. Дети стоят полукругом рядом с учителем. 
Учитель – дефектолог приветствует детей: 
- Привет. Сейчас мы будем играть. 
Дефектолог: - Один, два, три, четыре, пять, Начинаем мы играть… 
Дефектолог обращается к детям: - Что там, за окном ? Да,   там зима. 
Фонетическую ритмику проводит далее также учитель: 
Ма - ма – ма, 
Там зима; - учитель показывает на окно. 
Ос-ос- ос 
Там мороз; - учитель показывает на окно. 
Дыхательное упражнение «Подуем на снежинки», учитель каждому ребенку предлагает подуть на снежинки. 
Учитель: - А сейчас мы будем с вами петь песенку: 
А – а - а, 
О- о - о, 
У - у – у, 
И – и – и. 
Учитель предлагает сесть на стулья и   все рассматривают презентацию о времени года - зима. 
Учитель: - Что это? Картинки. А что тут, на картинках? 
Учитель: - Да, верно. Тут зима: светит солнце, поднимем ладошки вверх, дует ветер зимой: ш – ш – ш. 
Дети вместе с учителем изображают сначала, как светит солнце, затем как дует ветер. 
Учитель: - Смотрите, идет снег…мальчик рисует… 
Воспитатель говорит: - Мы с вами будем тоже рисовать снег, но сначала поиграем. 
Воспитатель проводит подвижную игру, действия выполняют по стихам – поочередно кружатся, затем садятся на корточки: 
- Белый снег пушистый, 
В воздухе кружится, 
И на землю, тихо, 
Медленно ложиться… 
Воспитатель: - Смотрите, с нами вместе кружился Зайка. Он будет смотреть, как мы будем рисовать с вами, как идет   снег. Воспитатель предлагает детям подойти к столам, где лежат картон синего цвета, с наклеенной тучей, ватные палочки, краска белая. Воспитатель показывает способ работы и предлагает детям выполнять в подражании своим действиям.   
Воспитатель: - Возьмем ватную палочку и опускаем   ее в белую краску. Лишнюю краску снимаем о край тарелочки – вот так. Затем ватную палочку аккуратно прижимаем к нашему листу бумаги, также повторяем и последующие действия.   
Сначала воспитатель предлагает детям изобразить снег, который идет из серой тучи и дети сначала заполняют пятнами силуэт тучки, а затем рисуют ватной палочкой под тучей – показывают, как из тучи идет снег. 
А теперь мы поиграем снова, потому что мы замерзли и Зайка:  
Мы замерзли с вами, 
Головой мы покиваем, 
Мы похлопаем руками, 
Мы потопаем ногами. 
Дети вместе с воспитателем кивают головой, хлопают в ладоши, топают ногами, похлопывают себя по плечам, коленям. В конце занятия воспитатель и Зайка с детьми рассматривают с интересом свои работы. 
Воспитатель: - Что мы делали? Мы рисовали. Говорили. Слушали. 
Воспитатель: - Что мы рисовали? 
Дети: - Снег. 
Воспитатель: - Верно, снег. Какой снег? Белый. Красивый. Зайке понравилось с вами играть.
Учитель: - Занимались хорошо. Думали, говорили, рисовали и играли. Все молодцы! Смотрите, Зайка улыбается и говорит вам: - Пока. 
Литература: 
1. Носкова Л.П. Воспитание глухих детей дошкольного возраста. -М.,1991. 
2. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: «Мозаика-Синтез», 2015 
3. Носкова Л.П.,Головчиц Л.А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха.М.:Владос, 2004 
4. Особые дети: вариативные формы коррекционно-педагогической помощи: методическое пособие /под ред. Е.А. Стребелевой, А.В. Закрепиной. М.: ЛОГОМАГ, 2013 
5. Речицкая Е.Г. Сурдопедагогика. М.:Владос,2014 
6. Королева И. В. Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых. - СПб., 2009 
7. Леонгард Э.И.Я не хочу молчать! –М.:Просвещение,1990 
8. Пелымская Т.В.,Шматко Н.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом.-М.,2003 
9. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей. – 2 – е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 1982. – 208 с., ил., 16 л. вкл.
Презентация к занятию во вложении (pdf, 478Kb)



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru