Снег идет
Автор: Скулкова Наталья Ивановна, учитель-дефектолог, Седова Ирина Витальевна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 65», г. РязаньКонспект комплексного занятия для детей младшей группы с ОВЗ (глухие и слабослышащие).
Дети с нарушением слуха – это особенные дети. Они испытывают трудности не только с восприятием звуков, но и с процессом познания и с социальной адаптацией. Задача педагогов – правильно расставить приоритеты и сделать все возможное, чтобы развитие ребенка проходило в нормальном ритме. В основном психическое развитие детей с нарушениями слуха происходит по тем же законам, что и у здоровых малышей, но происходит это значительно медленнее из-за ограниченности контактов с окружающим миром. Поэтому дети с нарушением слуха воспринимают все вокруг как бы в полутонах. Ребенку тяжелее связывать между собой различные явления, распознавать эмоции. Важно то, что у таких детей также имеется и нарушение речи. Поэтому работа со слабослышащими и глухими детьми в специальном дошкольном учреждении – это повседневная совместная работа воспитателя и учителя - дефектолога. Ведь только совместное игровое обучение и воспитание будут давать положительный результат в получении новых знаний младших дошкольников. Учитель – дефектолог подбирает словарь на заданную тему, проводит фонетическую ритмику, увлекает, заинтересовывает. Воспитатель поддерживает этот интерес, развивает мелкую моторику рук, чтобы в дальнейшем получить ответную реакцию, звуки, а позднее вызвать и саму речь у таких детей. Дети любят комплексные занятия и всегда радостью выполняют все предложенные задания в любой интересной деятельности.
Комплексные занятия, построенные с использованием ИКТ (информационных компьютерных технологий) помогают глухим детям лучше ориентироваться при ознакомлении с окружающим миром, активизирует познавательную деятельность детей. Дети с интересом и более позитивно относятся к тем занятиям, в которых задействованы современные технологии. На таких занятиях решаются задачи, направленные на развитие основных психических процессов памяти, внимания, образного мышления младших дошкольников с нарушением слуха.
Презентация к занятию включает картинки, слова, фразы по заданной теме деятельности. На занятиях с детьми младшего дошкольного возраста используем фонетическую ритмику для вызывания звуков, и учим слова на табличках - глобальное чтение, также учим слухо-зрительному восприятию произносимых педагогами слов, самостоятельному приближенному произношению предъявляемого речевого материала в конкретных речевых ситуациях. Ведется подготовительная работа к усвоению дактильного слова. В своей работе педагоги нашей группы часто обращаются к таким авторам, как Носкова Л.П., Головчиц Л.А., Шматко Н.Д., Пелымская Т.В., Леонгард Э.И. В книгах этих авторов описан опыт работы по обучению детей с нарушениями слуха. У Э.И. Леонгард широко представлен практический опыт абилитации и реабилитации глухих и слабослышащих детей дошкольного и школьного возраста в разных условиях воспитания и обучения – в семье, в детском саду и в школе.
Цель: сформировать первичные представления у детей 3 лет о погодных явлениях зимой;
- закреплять признаки зимы ( идёт снег, холодно);
- развивать восприятие, внимание, память, речь.
Задачи:
- побуждать детей к приближенному и точному произнесению погодных явлений сопряженно и отраженно (туча, идет снег, дует ветер, холодно, светит солнце);
- обозначать погодные явления, самостоятельно выбирая табличку;
- активизировать и обогащать словарный запас;
- учить детей изображать снег ватными палочками, способом «тычка»;
- развивать чувство цвета;
- укреплять кисть рук, развивать мелкую моторику рук.
Интеграция образовательных областей: речевое, познавательное и социально - коммуникативное, физическое, художественно - эстетическое.
Вид деятельности: познавательная, игровая.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций о зиме, книжек-самоделок по теме «Зима», наблюдение за снегом из окошка и на прогулке.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: - таблички, снежинки (для развития воздушной струи), мольберт, картинки с изображением погодных явлений, музыкальный центр, экран для показа презентации, ноутбук, игрушка - зайка.
Раздаточный:
- силуэт тучки серого цвета, наклеенной на листе картона синего цвета, гуашь белого цвета, ватные палочки.
Словарь: зима, дует ветер, идет снег, солнце, холодно, нарисуем снег, туча, бумага, краска белая.
Ход деятельности:
Организационный момент.
Занятие проходит в классе. Под бубен дети входят в класс. Дети стоят полукругом рядом с учителем.
Учитель – дефектолог приветствует детей:
- Привет. Сейчас мы будем играть.
Дефектолог: - Один, два, три, четыре, пять, Начинаем мы играть…
Дефектолог обращается к детям: - Что там, за окном ? Да, там зима.
Фонетическую ритмику проводит далее также учитель:
Ма - ма – ма,
Там зима; - учитель показывает на окно.
Ос-ос- ос
Там мороз; - учитель показывает на окно.
Дыхательное упражнение «Подуем на снежинки», учитель каждому ребенку предлагает подуть на снежинки.
Учитель: - А сейчас мы будем с вами петь песенку:
А – а - а,
О- о - о,
У - у – у,
И – и – и.
Учитель предлагает сесть на стулья и все рассматривают презентацию о времени года - зима.
Учитель: - Что это? Картинки. А что тут, на картинках?
Учитель: - Да, верно. Тут зима: светит солнце, поднимем ладошки вверх, дует ветер зимой: ш – ш – ш.
Дети вместе с учителем изображают сначала, как светит солнце, затем как дует ветер.
Учитель: - Смотрите, идет снег…мальчик рисует…
Воспитатель говорит: - Мы с вами будем тоже рисовать снег, но сначала поиграем.
Воспитатель проводит подвижную игру, действия выполняют по стихам – поочередно кружатся, затем садятся на корточки:
- Белый снег пушистый,
В воздухе кружится,
И на землю, тихо,
Медленно ложиться…
Воспитатель: - Смотрите, с нами вместе кружился Зайка. Он будет смотреть, как мы будем рисовать с вами, как идет снег. Воспитатель предлагает детям подойти к столам, где лежат картон синего цвета, с наклеенной тучей, ватные палочки, краска белая. Воспитатель показывает способ работы и предлагает детям выполнять в подражании своим действиям.
Воспитатель: - Возьмем ватную палочку и опускаем ее в белую краску. Лишнюю краску снимаем о край тарелочки – вот так. Затем ватную палочку аккуратно прижимаем к нашему листу бумаги, также повторяем и последующие действия.
Сначала воспитатель предлагает детям изобразить снег, который идет из серой тучи и дети сначала заполняют пятнами силуэт тучки, а затем рисуют ватной палочкой под тучей – показывают, как из тучи идет снег.
А теперь мы поиграем снова, потому что мы замерзли и Зайка:
Мы замерзли с вами,
Головой мы покиваем,
Мы похлопаем руками,
Мы потопаем ногами.
Дети вместе с воспитателем кивают головой, хлопают в ладоши, топают ногами, похлопывают себя по плечам, коленям. В конце занятия воспитатель и Зайка с детьми рассматривают с интересом свои работы.
Воспитатель: - Что мы делали? Мы рисовали. Говорили. Слушали.
Воспитатель: - Что мы рисовали?
Дети: - Снег.
Воспитатель: - Верно, снег. Какой снег? Белый. Красивый. Зайке понравилось с вами играть.
Учитель: - Занимались хорошо. Думали, говорили, рисовали и играли. Все молодцы! Смотрите, Зайка улыбается и говорит вам: - Пока.
Литература:
1. Носкова Л.П. Воспитание глухих детей дошкольного возраста. -М.,1991.
2. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: «Мозаика-Синтез», 2015
3. Носкова Л.П.,Головчиц Л.А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха.М.:Владос, 2004
4. Особые дети: вариативные формы коррекционно-педагогической помощи: методическое пособие /под ред. Е.А. Стребелевой, А.В. Закрепиной. М.: ЛОГОМАГ, 2013
5. Речицкая Е.Г. Сурдопедагогика. М.:Владос,2014
6. Королева И. В. Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых. - СПб., 2009
7. Леонгард Э.И.Я не хочу молчать! –М.:Просвещение,1990
8. Пелымская Т.В.,Шматко Н.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом.-М.,2003
9. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей. – 2 – е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 1982. – 208 с., ил., 16 л. вкл.
Презентация к занятию во вложении (pdf, 478Kb)
Скачать вложение