РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Составление рассказа-описания «Моя любимая игрушка»

Автор: Кельцына Ольга Викторовна, Капранова Татьяна Николаевна, воспитатели МБДОУ «Детский сад №121» г. Рязань

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию для детей 3-4х лет.

Роспись игрушки — один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства. Игрушка украшает быт, радует глаз. Ее нельзя не любить! И взрослые, и дети с удовольствием смотрят на красивые игрушки. Они доставляют им радость, переносят в мир детства, вызывая добрую улыбку.
Одним из самых интересных и любимых детьми занятий по развитию речи – является рассматривание и описание игрушек. Поскольку каждая игрушка вызывает у ребенка радость, удовольствие, желание поговорить о ней.
Дети внимательно рассматривают предметы, игрушки, действуют с ними и учатся передавать в речи (в описательной форме) своё восприятие.
Описание – это специальный текст, который начинается с общего определения и названия предмета или объекта. Затем идет перечисление признаков, свойств действий. Завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или высказывающая отношение к нему. 
Работа по развитию описательной речи в младшей группе проходит в определенной последовательности. Поскольку описание содержит выделение самых разнообразных признаков объекта, на первом, подготовительном этапе обучения, необходимо научить дошкольников выделять и фиксировать в речи то, что они видят, слышат, осязают.
В младшем дошкольном возрасте вначале стоит задача научить детей сосредоточиваться при рассматривании игрушек, затем научить отвечать на вопросы по их описанию.
Беседуя с педагогом, дети отвечают на вопросы воспитателя, называют игрушку, обращают внимание на характерные особенности внешнего вида (цвет, форма, материал, свойства, назначение и т. д), подбирают сравнения и определения.
Данный конспект разработан для работы с детьми младшего возраста, содержит разноуровневые задания, учитывающие зону актуального развития детей. Деятельность детей направлена на формирование навыка составления рассказа-описания, особое внимание уделяется формированию навыков разговорной речи: дети учатся слушать воспитателя, высказываться в присутствии товарищей.
Занятие проводится в игровой форме, включает развивающие задания с применением наглядного материала.

Цель: Организовать деятельность детей, направленную на формирование навыка составления рассказа-описания; способствовать развитию монологической формы речи, активизации, обогащению и уточнению словарного запаса, грамматически правильному оформлению речевого  высказывания; пробуждать интерес детей к составлению рассказа-описания по образцу.
Задачи:
Создать условия для:
1. Пробуждения интереса к составлению рассказа-описания по образцу.
2. Знакомства с образцом рассказа-описания.
3. Практической деятельности детей по составлению рассказа-описания.
4. Контроля и рефлексивной оценки деятельности детей.
Предварительная работа: чтение стихов А. Барто «Игрушки», рассматривание игрушек в группе, беседа «Моя любимая игрушка».
Словарная работа: обогащение: кузов, кабина, косолапый; уточнение: качать – катать; активизация: длинные, маленький, короткий, белый, покормить, уложить спать, желтый, зеленый, черные.
Оборудование: игрушки.
Ход занятия:
1. Мотивационный этап. Дети сидят на стульчиках, игрушки под стульчиками.
Пальчиковая  гимнастика «Игрушки»
На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в ладоши)
Куклы Танины сидят (Стучат кулачками)
Два медведя, Буратино,
И веселый Чипполино,
И котенок, и слоненок (загибают поочередно все пальчики)
Раз, два, три, четыре, пять. (разгибают поочередно пальчики)
Помогаем нашей Тане (попеременно хлопают в ладоши)
Мы игрушки сосчитать (стучат кулачками).
Воспитатель:  - Ребята, о чем говорится в этом стихотворении? (об игрушках)
2. Ориентировочный этап: 
Воспитатель: - А у вас есть свои любимые игрушки? (есть) Какие?
Воспитатель, обращаясь к ребенку с низким уровнем развития речи: Какая  у тебя любимая игрушка? (ответ)
Воспитатель: Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? Да, сегодня мы с вами будем рассказывать друг другу о своих любимых игрушках.
3. Исполнительский этап: 
Воспитатель: - У меня тоже есть любимая игрушка. Достает заранее приготовленную игрушку. Послушайте, как я про неё расскажу.
- Это зайчик. У него длинные ушки, короткие лапки, маленький хвостик. Он белый. Его можно покормить, покачать на качелях, уложить спать.
- Ребята, кто запомнил, что я сказала сначала? (это зайчик)
-Да, сначала я назвала игрушку: это зайчик.
Кто запомнил, что я сказала потом? (У него длинные ушки, короткие лапки, маленький хвостик.)
Да, я рассказала, какие у зайчика ушки, лапки, хвостик. Как я это сказала: У него длинные ушки, короткие лапки, маленький хвостик.
Кто запомнил, что я сказала потом? (Зайчик белый.)
Да, я сказала, какого он цвета. Как я это сказала: Зайчик белый.
Кто запомнил, что я сказала потом? (Его можно покормить, покачать на качелях, уложить спать.)
Да, я рассказала, как с ним можно играть. Его можно покормить, покачать на качелях, уложить спать.
Итак, как же мы расскажем о своей игрушке? Первое… (дети отвечают хором: назвала игрушку), второе …(дети отвечают хором: рассказала, какая игрушка), третье… (дети отвечают хором: назвала цвет), четвертое… (дети отвечают хором:  рассказала, как с ней можно играть)
Ребята, мой зайчик знает много игр. Хотите с ним поиграть? (Да)
Физкультминутка
Вот большая пирамидка (потянуться вверх)
И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)
Мягкий мишка косолапый – ноги поставьте косо: носки вместе, пятки врозь (шаги на месте, на внешней стороне стопы)
Все живут в большой коробке (показать большой квадрат)
Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)
Начинают все играть (изобразить любое движение)
Мы веселые милашки (руки на пояс раскачиваться в стороны)
Чудо – куклы, неваляшки (продолжать раскачиваться)
Мы танцуем и поем (приседание)
Очень весело живем (прыжки на месте)
Воспитатель, обращаясь к ребенку с низким уровнем развития речи: Давайте послушаем рассказ о любимой игрушке Алеши. Алеша, бери свою игрушку, выходи ко мне. Назови нам свою игрушку. Какая игрушка у тебя в руках? (машина) В случае затруднения на вопрос отвечают дети.
Воспитатель: - Что есть у машины? Показываем на части машины: кабина, кузов, колеса. (У нее есть желтая кабина, зеленый кузов и черные колеса.) В случае затруднения на вопрос отвечают дети.
Воспитатель: - Как можно играть с машиной? Покажи нам, пожалуйста (катает). Что ты делаешь? (я катаю машину)
Воспитатель: - Ребята, а как еще играют  с машинкой? (ответы детей).
Воспитатель: - Алеша, ты молодец, спасибо тебе. Садись на свое место.
Воспитатель: - Ребята, кто еще хочет рассказать про свою любимую игрушку? Опрос 2-3 детей по желанию.
Разноуровневые задания:
1 группа детей (дети с высоким уровнем развития речи): поощрять использование детьми большего количества прилагательных, более детальное описание внешнего вида игрушки и игровых действий с ней.
2 группа детей (дети со средним уровнем развития речи): в случае затруднения воспитатель задает наводящие вопросы, а дети отвечают полным ответом.
3 группа детей (дети с низким уровнем развития речи): работа проводится аналогично описанной  выше.
Воспитатель: - Молодцы, ребята. Мне понравилось, как вы рассказываете о своих любимых игрушках. А кто запомнил, как мы рассказывали о своих игрушках? (назвала игрушку; рассказала, какая игрушка; назвала цвет; рассказала, как с ней можно играть)
4. Рефлексивный этап.
Воспитатель: - Научились ли вы рассказывать друг другу о своих любимых игрушках? (Да).
- Ребята, вам понравилось рассказывать о своей игрушке? (Да).
5. Перспективный этап.
Воспитатель: - Ребята, кому вы еще расскажете о своей любимой игрушке? (ответы детей).
Литература:
1. Микхиева Н.Ю., Мартин И.В. Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников. – М.: Детство- Пресс, 2016. – 28с.
2. Ушакова О.С., Струнина Е.М, Развитие речи детей 3 – 4 лет: программа: Методические рекомендации: конспекты занятий: игры и упражнения – М.: Вентана-Граф, 2010. – 52-53с.
3.От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования/Под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. –М.: Мозаика – Синтез, 2015. – 368с. 



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru