Спешим на помощь к лесным друзьям
Автор: Андрианова Мария Сергеевна, Куликова Дарья Валерьевна, воспитатели МБДОУ «Детский сад № 121», г.РязаньКонспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности в средней группе.
Познание мира, его законов и правил необходимо для гармоничного формирования личности. Природа наделила дошкольников такими качествами, как любопытство и жажда исследования. Направить присущие ребёнку энергию и любознательность в полезное русло, сделать их инструментами подготовки к взрослой жизни — одна из задач дошкольной педагогики. Но не менее важно открыть ребёнку радость познания нового. Этому и посвящена образовательная область «Познавательное развитие» в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Особое значение в решение задач этой области приобретает в средней группе детского сада, когда дети вступают в пору «любознаек и почемучек».
В ФГОС ДО в образовательной области «Познавательное развитие» говорится, что дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей - способность к познанию.
При формировании познавательного развития мы используем такие приемы как:
- Наглядные наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций;
- Практические упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательно-поисковая деятельность;
- Словесные рассказы, чтение, вопросы, беседы и использование художественного слова.
- Посадка лука в землю в группе;
- Наблюдение за ростом лука;
- В процессе исследований ознакомились с художественной литературой об овощах: рассказы, стихи, загадки.
- Рассматривали иллюстрации, картины, альбомы.
- Провели беседы, игры.
Цель: организовать познавательную деятельность детей, направленную на закрепление первоначальных знаний о диких животных и их детёнышах, а также жилищах и способах питания; создать условия для закрепления словаря по теме занятия, развития познавательной активности, творческих способностей, мелкой моторики рук; способствовать развитию самостоятельности в процессе выполнения групповых и индивидуальных заданий.
Задачи:
- Закрепить знания детей о диких животных;
- Развивать наблюдательность, внимание;
- Воспитывать чувство бережного отношения к диким животным;
Чтение рассказов о диких животных (В. Бианки «Бешеный бельчонок», «Заяц, косач, медведь и весна», «Купание медвежат», « Лис и мышонок»), отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций (дидактический материал С. Вохринцева «Дикие животные).
Оборудование:
Телефон, аудиозапись «Просьба о помощи жителей леса», макет весеннего леса с животными, предметные картинки диких животных (лиса, волк, медведь, белка, ёж, заяц) и их жилищ (нора, куст, логово, берлога, дупло), разрезные картинки (малина, мед, черви, улитка, трава, ветки, орехи, грибы), раскраски диких животных, цветные карандаши.
1. Мотивационный этап.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас в группе весь день звонит телефон. Вам интересно, что случилось? Ответим на звонок.
Звонит телефон.
Воспитатель: Алло!
Аудиозапись:
Срочно, срочно приходите,
Срочно, срочно помогите.
Воспитатель: Что случилось? В чем беда?
Аудиозапись:
Нас волшебник напугал.
Нас он всех заколдовал.
Мы забыли, кто мы есть.
Что нам пить и что нам есть.
Выручайте, помогите.
И нас срочно помирите.
Воспитатель: А кто вы?
Аудиозапись: Жители леса.
Воспитатель: Дети, кто же просил о помощи? Дети: Лесные животные ( дикие, звери, жители леса).
Воспитатель: А кто из вас знает, кто такие дикие животные?
Дети: Это животные, которые живут в лесу, сами о себе заботятся, сами добывают себе еду.
Воспитатель: Ребята, так что же случилось с животными? Дети: Диких животных заколдовал волшебник и они забыли кто они и чем питаются.
2. Ориентировочный этап.
Воспитатель: Ребята, после того как волшебник заколдовал животных, звери поссорились друг с другом. Они спорили, кто что ест и кто из них есть кто. А вот чтобы нам их теперь всех помирить, надо помочь им все вспомнить.
Воспитатель: Вы хотите помочь животным?
Дети: Да!
Воспитатель: Для этого нам надо оказаться в лесу. Подойдите ко мне и скажем все вместе волшебные слова: «1, 2, 3, 4, 5 в лес идем зверей спасать!»
Воспитатель: Вот мы с вами и в лесу. Как здесь пусто и тихо. Кому же мы должны помочь?
3. Исполнительский этап.
Воспитатель: Посмотрите, здесь подсказки для нас.
3.1. Дидактическая игра «Узнай по описанию».
Цель: направленная на закрепление полученных знаний о диких животных у детей и выработку умений определять животное по словесному описанию.
На столе лежат подсказки с описанием диких животных: лисы, волка, зайца, медведя, ежа, белки (на обратной стороне дается словесное описание зверей).
Воспитатель сначала зачитывает описание и после ответа детей переворачивает подсказку с изображением загаданного животного.
Воспитатель: Подумайте, ребята, о каком животном здесь говорится?
- Я злой, голодный, серый. Кто Я? (волк)
- Я маленький, длинноухий, серый или белый. Кто я? (заяц)
- Я рыжая, ловкая, хитрая, пушистая. Кто я? (лиса)
- Я большой, неуклюжий, косолапый. Кто я? (медведь)
- Я маленькая, пушистая, люблю орешки. Кто я? (белка)
- Я маленький, колючий. Кто я? (ёжик)
(по мере называния картинки животных выставляются в «лесу»)
Воспитатель: Ребята, теперь животные знают, как их зовут. Но они так и не вспомнили, где живут. Давайте им поможем в этом?
Дети: Да.
3.2. Дидактическая игра «Кто где живет?».
Цель: уточнение полученных знаний о жилищах диких животных и выработку умений у детей правильно соотносить жилище и животное.
Воспитатель: Дети, у каждого животного есть свой домик. А вы знаете, где живут такие дикие животные как лиса, волк, заяц, медведь, ёж, белка и как называются их жилища?
На столе лежат картинки с изображением диких животных (лиса, волк, заяц, медведь, ёж, белка), а на магнитной доске – картинки с их жилищами. Дети по одному подходят к столу, берут картинку с изображением животного и приклеивают его рядом с изображением жилища на доске.
Воспитатель: лиса живет в норе, медведь спит в берлоге, волк живет в логове, белка живет в дупле. Ёжик живет в норе. А заяц прячется под кустами.
У всех есть жилища, которые по-разному называются. Ребят давайте еще раз напомним животным, кто, где живет.
Дети: Лиса живет в норе, медведь - в берлоге, волк – в логове, белка – в дупле, ёж – в норе, заяц – под кустами.
Воспитатель: Теперь животные вспомнили, где живут, и не будут путать свои жилища.
Воспитатель: Ребята, животные проголодались, но они не знают, чем они питаются. Вы поможете им?
Дети: Да.
3.3. Дидактическая игра «Кто что любит?»
Цель: развитие умения составлять целое из частей.
Воспитатель: Сейчас мы с вами будем распределять кого и чем будем кормить.
На столе лежат разрезные картинки, дети подходят и собирают их (работа в парах)
(картинки: малина, мед, черви, улитка, трава, ветки, орехи, грибы).
Воспитатель: Дети скажите, кого вы этим накормите?
Заяц любит травку и ветки.
Белка ест орешки, грибы.
Ежик любит червей и улиток.
Медведь любит мед, ягоды.
3.4. Физкультминутка «Веселые зверята.
Цель: развитие координации речи с движениями.
Воспитатель: Ребята, наши звери немного устали. А что мы делаем, когда устаем?
Дети: играем, делаем зарядку.
Воспитатель: А хотите узнать, как звери делают зарядку в лесу?
Дети: Да!
Зайка скачет по кусточкам,
По болоту и по кочкам. (Скачут на двух ногах, сделав «ушки» из ладоней)
Белка прыгает по веткам,
Гриб несет бельчатам-деткам. (Прыгают, согнув руки перед грудью)
Ходит мишка косолапый,
У него кривые лапы. (Идут вперевалку)
Без тропинок, без дорожек
Катится колючий ежик. (Двигаются в полуприседе, сделав круглые спинки)
Воспитатель: Ребята, звери благодарят вас за то, что вы помогли им вспомнить все о себе и нам с вами пора возвращаться в детский сад. Скажем волшебные слова.
1,2,3,4,5 - в группу мы пришли опять.
3.5.Пальчиковая гимнастика «Пушистые малыши»
Цель: развитие мелкой моторики рук у детей, координации движений пальцев рук.
Воспитатель: Ребята, у каждого животного есть детеныши, но они забыли, как их зовут. Вы хотите им помочь?
Дети: Да!
Это зайчонок, это бельчонок, (Сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца)
Это лисёнок, это волчонок,
А это спешит, ковыляет спросонок (Вращают большим пальцем.)
Бурый, мохнатый,
Смешной медвежонок.
Воспитатель: Ребята, как же зовут детенышей у зайца, лисы, белки, волка, медведя?
Дети: у зайца - зайчонок, у лисы - лисенок, у белки - бельчонок, у волка - волчонок, у медведя - медвежонок.
3.6. Раскрашивание
Воспитатель: Ребята, посмотрите, дикие животные прислали свои фотографии, но они почему-то потеряли цвет. Давайте им поможем вернуть свой окрас.
Дети выбирают предметную картинку с изображением дикого животного, садятся за столы, где лежат цветные карандаши, выбирают соответствующий его цвет и приступают к выполнению задания.
3.7. Подведение итогов.
Воспитатель: Мы помогли помирить лесных животных? Как нам это удалось?
- Ребята, давайте вспомним, где же мы сегодня были?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Что мы с вами сделали с самого начала, как только попали в лес?
Дети: Помогли животным вспомнить, как их зовут.
Воспитатель: Ребята, что мы с вами прикрепляли к магнитной доске?
Дети: картинки с изображениями жилища животных.
Воспитатель: Когда животные проголодались, кого и чем мы накормили?
Дети: Зайца травой и ветками, белку – орешками и грибами, ёжика – червями и улитками, медведя – медом и ягодами.
Воспитатель: А когда мы с вами вернулись из леса в детский сад, то животные нам прислали…
Дети: Свои фотографии, но они были не раскрашены.
4. Рефлексивный этап.
Воспитатель: Дети, что вам больше всего понравилось или запомнилось? Что было сложным? С чем вы справились легко?
5. Перспективный этап.
Воспитатель: А вы хотите узнать про других диких животных что-то интересное, например про лося, оленя, барсука, бобра, кабана.
Воспитатель: А где мы можем узнать про них?
Дети: в книге (энциклопедии).
Литература:
1. «От рождения до школы» Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3 – е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ,2018.– 368с.
2. Давидчук, А.Н. Познавательное развитие дошкольников в игре: Методическое пособие / А.Н. Давидчук. - М.: Творческий центр Сфера, 2016. - 96 c.
3. Листик, Е. М. Методические рекомендации к организации детского экспериментирования в условиях детского сада [Текст]: учебно-методическое пособие / Е. М. Листик. – М.: Директ-Медиа, 2016. – 137 с
4. Микляева, Н.В. Познавательное и речевое развитие дошкольников (под ред. Н.В. Микляевой) / Н.В. Микляева. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 208 c.
5. Щетинина, В. В. Обновление подходов к формированию познавательной активности дошкольников [Электронный ресурс] / В. В. Щетинина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2016. – № 4. – С. 441–1444.
Скачать вложение