Стихотворение Андрея Усачева «Гном и Звезда». Технология продуктивного чтения - слушания.
Автор: Голубкина Ольга Николаевна, учитель-логопед МБДОУ "Детский сад № 48", г. РязаньКонспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ТНР.
Чтение развивает речь человека, делает ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой. Читающий человек умеет пользоваться информацией и исследовать ее. Поэтому обществу необходим читатель, который в условиях информационного изобилия сможет извлечь нужную информации из текста и преобразовать её. Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книги. Необходимо не просто научить детей технике чтения, а подвести к пониманию текста. В дошкольном образовании образец общения с книгой задает педагог, пользуясь технологией продуктивного чтения-слушания Чиндиловой О.В.
Технология продуктивного чтения-слушания это образовательная технология, обеспечивающая полноценное восприятие текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.
Под чтением дошкольников понимается не умение озвучивать печатное слово, а восприятие текста на слух и его понимание, ребенок должен уметь извлекать смысл произведения, воспринимать содержание. При прочтении художественных и фольклорных произведений детям дошкольного возраста очень важно использовать методы и приемы технологии продуктивного чтения-слушания, читать текст в режиме медленного чтения с возможными остановками для комментария, для включения воображения, усиления и уточнения эмоций.
Цель занятия: организовать деятельность детей, направленную на знакомство со стихотворением А. Усачева «Гном и Звезда»; способствовать развитию восприятия и понимания текста, развитию диалогической речи; побуждать интерес детей к слушанию стихотворений с проблемным содержанием.
Задачи:
Организовать мотивацию детей для слушания стихотворения А.Усачева «Гном и Звезда»
Организовать практическую деятельность детей, направленную на:
- знакомство со стихотворением
- формирования умения отвечать полным ответом на вопрос, пересказывать стихотворения с опорой на сюжетные картинки
- употребление синонимов и антонимов,
- разгадывание загадок.
Организовать двигательную активность детей, создать условия для развития ясной четкой дикции (читоговорки, логоритмические упражнения), фонематического слуха, памяти (запоминание стихотворения, упражнение «Я начну, а ты продолжи..»).
Организовать контроль и рефлективную оценку деятельности детей и отношения к содержанию стихотворения.
Обогащение и активизация словаря: синонимы к слову удивительный - необыкновенный, волшебный, чудесный; антонимы к слову простой - обычный, приветствуем.
Предварительная работа: дидактические игры: «Скажи наоборот», «Слова приятели», рассматривание предметных картинок с изображением гномов, чтение произведений про гномов других авторов Скибин В.С. «Гномы и тайна королевского кольца», Балин А. «Изюмка и гном», Липскеров М. «Самый маленький гном»).
Методические приемы: просмотр мультфильма «Гном и Звезда», озвученный самим автором А. А. Усачевым чтение стихотворения, пересказ стихотворения, беседа, лексико-грамматическое упражнение «Подбери слова приятели и неприятели», загадывание загадок, дидактическое упражнение «Разложи по порядку», технология Чиндиловой О.В. (1 этап – до чтения, 2 этап –Чтение слушание. 3 этап – после чтения, выражение своего отношения к чтению)
Оборудование: предметная картинка: гном, книги про гномов ( Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов», Скибин В.С. «Гномы и тайна королевского кольца», Балин А. «Изюмка и гном», Липскеров М. «Самый маленький гном»),портрет А.Усачева,опорные картинки для пересказа с изображением сюжета.
Раздаточный материал не предусмотрен.
Список литературы:
1. Бунеева Е.В. Технология продуктивного чтения: её сущность и особенности использования в образовании детей дошкольного и школьного возраста / Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. – М. : Баласс, 2014 – 43 с.
2. Киселева О.А. Физкультминутки для дошкольников [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2016/05/18/fizminutki-dlya-doshkolnikov-po-teme-nasekomye(Дата обращения: 12.02.2021)
3. Лысаков В.Г. 1000 загадок.– М.:АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.– 318 с.
4. Методическое пособие «Применение технологии продуктивного чтения-слушания в детском саду» https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2021/05/07/metodicheskoe-posobie-primenenie-tehnologi... (Дата обращения 12.01.2022)
5. Мультфильм «Гном и звезда» https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fvideo%2Ftouch%2Fpreview%2F14692665621474100059&...= (Дата обращения 12.01.2022)
6. Писатель Андрей Усачев о любимых книгах, умных читателях и вобле в очках | Хочучитать |Яндекс Дзен https://zen.yandex.ru/media/want2readru/pisatel-andrei-usachev-o-liubimyh-knigah-umnyh-chitateliah-i... (Дата обращения: 13.02.2021)
7. Применение технологии продуктивного чтения-слушания для формирования позиции активного слушателя детей дошкольного возраст (опыт работы)https://www.1urok.ru/categories/19/articles/1437 (Дата обращения 12.01.2022)
8. Сарапулова Е.А /https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2017/11/29/stsenarnyy-plan-kollektivnogo-obs... (Дата обращения: 13.02.2021)
9. Усачёв А.А. — Гном и Звезда: Стих/ https://rustih.ru/andrej-usachyov-gnom-i-zvezda/
(Дата обращения: 13.02.2021)
10. Усачёв, А.А. Приходите поиграть: стихи / А. А. Усачёв. - М.: РОСМЭН – ПРЕСС, 2013. – 64 с.: ил.
Полный вариант статьи во вложении (docx, 28Kb)
Скачать вложение