Теоретико-методологические основы использования кинезотерапии в логопедической практике
Автор: Слётова Ирина Ивановна, учитель-логопед МБДОУ "Детский сад №1 "Светлячок", г. Скопин
В настоящее время наблюдается стремительный рост числа детей с нарушениями речевого развития, сочетающимися с нарушением других психических функций. Комплексный характер нарушений требует тесного взаимодействия различных сфер научного знания, интегрированного подхода в диагностической, профилактической и коррекционной работе. Понимание тесной связи между формированием у ребенка психических функций, включая речевую, и физическим развитием (общая, мелкая, артикуляционная моторика), определяет интерес логопедов к кинезотерапии (от греческого kinesitherapia – «лечение движением»).
Теоретической базой кинезотерапии является кинезиология – наука о развитии мозга через движение. Ее использование в коррекционно-педагогической работе изучали Г. Шашкина, Г. Волкова, Е. Анищенкова, Р. Бабушкина, А. Киселева и другие. В настоящее время разработано большое количество упражнений, направленных на развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Однако, предлагаемые комплексы не являются, в строгом смысле, методиками кинезотерапии, направленными на устранение конкретных речевых нарушений.
Основная идея статьи заключается, таким образом, в том, чтобы, рассмотрев теоретические основы кинезотерапии, определить возможность разработки упражнений для целенаправленного использования у детей с различными видами нарушений речевого развития.
Основные теоретические положения. Кора больших полушарий представляет собой систему, образованную нейронами разного размера, формы и строения. Каждый нейрон может иметь в среднем около 5 тыс. контактов с другими нервными клетками. Поэтому, кора является единым, слаженно действующим целым. Полушария отделены друг от друга продольной щелью большого мозга, в глубине которой залегает мозолистое тело, соединяющее оба полушария. Кроме него, полушария соединяются также передней, задней спайками и спайкой свода мозга. [2]
В онтогенезе психические функции проходят этап латерализации относительно определенного полушария мозга. Соответственно, незрелость или дисфункция определенных отделов головного мозга приводит к нарушению соответствующих высших психических функций.
Функциональная асимметрия – это сложное свойство мозга, отражающее различия в распределении нервно-психических функций между правым и левым полушариями. Но исследования в области нейропсихологии убедительно доказали, что каждая психическая функция осуществляется не только благодаря специфическому, системно-динамическому, иерархически организованному вкладу в ее реализацию различных зон левого и правого полушария мозга, но и комиссуральных структур, обеспечивающих межполушарное взаимодействие [5].
История исследований асимметрии больших полушарий доказывает существование особого билатерально принципа построения и реализации таких важных функций мозга, как восприятие, внимание, память, мышление и речь. Речевая функция обеспечивается работой обоих полушарий.
Каждое полушарие формирует свои принципы организации речи. Правое полушарие формирует целостность содержания, обеспечивает эмпирическое и образное мышление и отображение предметного мира, ориентацию в пространстве, что проявляется в построении предложно-падежных структур речи, обеспечивает восприятие интонационной окраски высказывания, его фонетических характеристик. Левое полушарие обеспечивает теоретическое мышление, грамматическое оформление высказывания, характеристику свойств предметов, формирование лексики. Если у человека «выключить» правое полушарие, то можно будет наблюдать чрезмерную болтливость, употребление сложных оборотов в речи, превалирование абстрактной лексики над конкретной. Речь при этом станет невыразительной, монотонной, будет затруднено распознавание мужских и женских голосов, нарушится восприятие музыки и образной памяти. У «правополушарного» человека (при «выключении» левого полушария) нарушится восприятие речи и произношение звуков, а также память на слова. Количество слов уменьшится, синтаксис упростится, будет доминировать употребление существительных и прилагательных (предметная лексика). Восприятие мира будет, преимущественно, зрительным. Сохранится образное мышление и память, ориентация в пространстве.
Иными словами, если правое полушарие воспринимает внешний мир со всеми его красками и звуками, то левое – оформляет его в грамматические и логические формы. Элиминирование любого механизма – как право-, так и левополушарного – приводит к грубой неполноценности речевой и мыслительной деятельности, однако сами дефекты при этом глубоко различаются [6]. Это подтверждает важность формирования и развития межполушарных связей в процессе логопедической работы.
Кинезотерапия является формой коррекционной работы, при которой выполнением активных, пассивных движений, оформленных в определенные упражнения, достигается конкретный терапевтический результат. Занятия должны быть направлены на развитие глубокой телесной чувствительности, двигательных навыков, построение схемы тела, улучшение координации, общей и мелкой моторики. Ребенок получает во время выполнения кинезиологических упражнений ощущение своего тела в окружающем пространстве.
При разработке специальных комплексов упражнений необходимо:
1) определять основную цель – развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия как средства устранения имеющейся у ребенка речевой дифункции;
2) объединять два учебных принципа – влияние на сохранные звенья регуляции психофизиологичних функций; воздействие на нарушенные звенья регуляции психофизиологичних функций.
С учетом ведущего механизма действия, кинезотерпевтические упражнения можно разделить на три блока.
1. Упражнения, увеличивающие тонус коры головного мозга.
Цель: повышение энергетики коры головного мозга.
К этому блоку относятся дыхательные упражнения, массаж биологически активных точек.
2. Упражнения, улучшающие возможности приема и переработки информации.
Цель: восстановление нарушенных межполушарных связей и функциональной асимметрии мозга.
В этот блок входят движения конечностями перекрестно-латерального характера.
3. Упражнения, которые улучшают контроль и регуляцию двигательной деятельности.
Цель: восстановление связи между лобным и затылочным отделами коры, установление баланса между функционированием правого и левого полушарий головного мозга.
К этому блоку относятся комплексные сложные движения и позы.
Выводы. В онтогенезе формирование кинестетической чувствительности и двигательной активности предшествует формированию речевой сферы. Следовательно, в коррекции речевых нарушений невозможно обойти развитие двигательной активности.
Одним из факторов становления в онтогенезе речевой функции является формирование взаимодействия между большими полушариями головного мозга. Межполушарные связи обеспечиваются особой структурой центральной нервной системы (ЦНС) – мозолистым телом. На морфологическую и функциональную зрелость мозолистого тела позитивное влияние оказывает двигательная активность, организованная в виде специальных комплексов упражнений, основными элементами которых являются движения конечностей перекрестного характера.
Комплексное и систематическое проведение кинезотерапии на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста дает положительные результаты в развитии зрительно-пространственного гнозиса, речевого развития, нормализации мышечного тонуса (артикуляционных и мимических мышц), уменьшение синкинезий. Об эффективности кинезотерапевтических упражнений свидетельствует более быстрое, по сравнению с традиционными методиками, достижение конкретного результата – коррекция имеющихся у ребенка речевых нарушений, ускорение или нормализация речевого развития.
Список литературы:
1. Бабий Т. В. Кинезитерапия как один из методов коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста / Т. В. Бабий // Материалы VIII международной научно-практической конференции «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ИННОВАЦИИ В НАУКЕ И ПРОИЗВОДСТВЕ» 03-04 апреля 2019. – Режим доступа: http://kuzstu.su/dmdocuments/INPK/8INPK_Sbornic-2019/pages/%D0%A1%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F%203/304.pdf.
2. Билич Г. Л. Анатомия человека/ Билич Г. Л., Крыжановский В. А. – М.: Эксмо, 2012. – 224 с.
3. Лукъяненко Е. А. Кинезитерапия при работе с детьми с моторной алалией // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей им. В.В. Коркунова. Екатеринбург: Изд-во Уральский государственный педагогический университет. 2016. С. 219-221.
4. Савинова Е. А. Кинезитерапия в логопедической работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2018/02/11/kineziterapiya-v-logopedicheskoy-rabote-s-detmi.
5. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2005. — 319 с.
6. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза Учебное пособие. — М.: Генезис, 2007. - 474 с.
7. Филина Т. И. Кинезитерапия как инновационная технология нормализации моторики артикуляционного аппарата при дизартрии. – Режим доступа: http://mbdou2.edummr.ru/wp-content/uploads/2018/04/%D0%9A%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%8F.pdf.
Скачать вложение