Транспорт
Автор: Говорская Оксана Николаевна, Прохина Галина Александровна, воспитатели МБДОУ «Детский сад №105», г. РязаньКонспект ООД детей по познавательному развитию в форме сюжетно-дидактической игры для детей 5 - 6 лет.
На современном этапе развития дошкольного образования стал очень актуальным вопрос использования проблемно-диалогической технологии. Разработкой этой технологии в нашей стране в 60-х гг. прошлого столетия занимались видные учёные Лернер И.Я., Матюшкин А.М., Махмутов М.И., Скаткин М.Н., Е.Л. Мельникова, Л.Ю. Сысуева и др. В ходе применения этой технологии ребёнок выступает в роли равноправного партнёра, который проявляет живой интерес к познаваемому объекту. Ребенок не просто получает готовую информацию, он становится активным участником образовательного процесса и в результате организации поисковой и исследовательской деятельности, происходит творческое усвоение материала без принуждения и натаскивания. Сюжетно - дидактические игры – это поучительные игры, которые учат детей выполнять определенную задачу, скрытую от детей в игровой ситуации за игровыми действиями. Составляют их по принципу самообучения, для того, чтобы сама игра направляла детей получать необходимые знания и умения. Целью таких игр является формирование у детей начальных представлений об объектах окружающего мира. Дети учатся сравнивать, группировать, сопоставлять, помогать, а также учатся решать игровые задачи в парах, группах, развивая свои коммуникативные способности. При проведении сюжетно - дидактической игры, необходимо соблюдать следующую структуру: 1. Мотивационный этап: педагог стимулирует познавательную мотивацию детей. 2. Ориентировочный этап: педагог развивает целенаправленность и речь, как средство общения. 3. Исполнительский этап: педагог формирует начальные представления о чем - либо, учит взаимодействовать детей друг с другом в процессе игры, развивает речь, как средство общения и развивает эстетическое отношение к окружающему миру. 4. Рефлексивный этап: педагог формирует положительные эмоции к совместной деятельности. 5. Перспективный этап: педагог развивает самостоятельность и целенаправленность у детей. Сюжетно-дидактические игры можно применять для организации организованной образовательной деятельности детей дошкольного возраста (3-7 лет). В программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М. Дрофеевой для детей 5-7 лет по перспективно-тематическому планированию выделяют следующие виды сюжетно-дидактических игр: - бытовые: «Дом», «Семья», «Дочки матери», «Праздник», «День рождение»; - производственные и общественные: «Школа», «Магазин», «Почта», «Салон красоты»; - героико-патриотические: «Герои войны», «Полёт в космос»; - литературные: по сюжетам известных детям литературных произведений; - режиссерские: игры, в которых ребёнок сам озвучивает кукол и выполняет за них действия. В нашей работе мы решили использовать сюжетно-дидактическую игру для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Транспорт». Транспорт - эта тема, которая является увлекательной и интересной для детей любого возраста. Детей интересует история транспорта, какой бывает транспорт и зачем он необходим людям. Знакомство дошкольников с классификацией транспорта способствует всестороннему развитию детей, обогащению словарного запаса, закреплению понятия «транспорт». Все это способствует тому, что у дошкольника развивается мышление, познавательные и творческие способности. В создании сюжетно-дидактической игры мы использовали опыт Паршиной С.В., которая является методистом УМЦ «Школа 2100», членом авторского коллектива ООП ДО «Детский сад 2100». Рассмотрим игровую деятельность в форме сюжетно – дидактической игры на тему: «Транспорт».
Этапы деятельности |
Задачи |
Действия воспитателя и детей |
1. Мотивационный этап. |
Стимулировать познавательную мотивацию. |
Воспитатель: Ребята сегодня к нам в гости пришел Незнайка и он очень взволнован. Давайте поприветствуем его и спросим, что же у него случилось? (Дети здороваются и спрашивают, что произошло) Незнайка: Я нашел волшебную палочку и решил стать волшебником, но сделал что-то неправильно и весь транспорт в моем городе перепутался. |
2. Ориентировочный этап. |
Развивать целенаправленность, речь как средство общения. |
Рассматривание коллажа. Воспитатель: А какой транспорт вы видите? Что Вас удивляет? Где ездят машины? А где плавают корабли? Что же нам тогда нужно сделать? (надо навести порядок на дорогах города и в море среди транспорта).Что у нас для этого есть? Посмотрите, что это? (дорога) Положи ее на стол. А это? (море) Положи на стол. Работы у нас много и мы с Незнайкой вдвоем не справимся, как быть? (ответы детей: мы поможем) Воспитатель: Ребята, как мы сможем помочь Незнайке? (ответы детей) Вы правильно догадались, нам надо разложить транспорт по тем картинкам, где он должен находиться. Сотрудники какой службы наводят порядок на дорогах? (Сотрудники ГИБДД) Что нам надо сделать, чтобы помочь быстрее? (ответы детей) Теперь вы готовы пойти на помощь. А чтобы вам было проще ориентироваться, я приготовила стрелки, по которым вы пойдете, поделившись на тройки. В кругу нужно сделать остановку, чтобы договориться, где разместить транспорт. |
3. Исполнительский этап. |
Формировать первичное представление о внешнем виде и названиях транспорта, группировать их, развивать речь как средство общения, взаимодействовать в процессе игры. |
(Дети находят картинку с изображением воздушного вида транспорта) Дети: А этот транспорт не плавает по воде и не ездит по дороге. Куда его положить? (показывают картинку с изображением дирижабля) Воспитатель: Давайте с вами подумаем, если этот вид транспорта не ездит по дороге и не плавает по воде, куда же нам его положить? (ответы детей) (если дети затрудняются ответить, наводящими вопросами подвести детей к правильному ответу) Воспитатель: Этот вид транспорта называется воздушный, потому что он летает по воздуху. На третий стол дети размещают плакат с изображением неба и облаков. Презентация «Воздушный вид транспорта с древности и до наших дней» Незнайка: Ребята, спасибо вам, я все понял и сейчас сделаю все сам! (собирает весь транспорт вместе и пытается сам разложить правильно, но у него ничего не получается) Воспитатель: Что же ты наделал? Ты опять поспешил и все напутал. Ребята, что же нам делать? (ответы детей) Воспитатель: У вас уже есть опыт помощи Незнайке, поэтому подходите еще раз ко мне, только уже по двое, теперь расставим весь транспорт по видам, а ты Незнайка смотри и учись у ребят. (Воспитатель раздает карточки детям вперемешку, дети проигрывают сюжет еще раз, но уже на 3 стола). Кто проверит весь ли транспорт на своих местах? Педагог контролирует действия детей. Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы помогли Незнайке? (ответы детей) Незнайка: Спасибо ребята за вашу помощь, без вас я бы не справился. Теперь весь транспорт в моем городе на своих местах. Я очень рад. До свидания. Воспитатель: Ребята, Скажите, кто сегодня приходил к нам в гости? Как вы думаете, мы помогли Незнайке? Скажите, почему Незнайка перепутал весь транспорт в своем городе? Кем мы сегодня были? С какими видами транспорта мы сегодня познакомились? Что нового узнали? |
4. Рефлексивный этап. |
Формировать положительное отношение к совместной деятельности. |
Было интересно? Что понравилось? Что было самым сложным? А что было самым легким? |
5. Перспективный этап |
Создать условия для применения полученных знаний на практике. |
В какие игры с транспортом мы играем в группе? А какой транспорт есть у вас дома? А еще я хочу подарить вам раскраски с разными видами транспорта, и дома с родителями вы их можете раскрасить. Кто захочет, приносите раскрашенные рисунки в детский сад и организуем выставку. |
Литература:
1. Паршина С.В. Элементы проблемно-диалогической технологии в дошкольном образовании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.youtube.com/watch?s (Дата обращения: 28.10.2020).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://base.garant.ru>70512244 (Дата обращения: 28.10.2020).
3. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. – М.: Мозаика-синтез, 2019. –336c.
4. Мельникова Е.Л., Сысуева Л.Ю. Создание проблемных ситуаций на занятиях с дошкольниками [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://docviewer.yandex.ru>...doshkolnikami...melnikova...yu-susueva..(Дата обращения: 28.10.2020).
5. Сорокина М.В. Игровая деятельность в форме сюжетно – дидактической игры с использованием элементов проблемно - диалогической технологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа:URL: http://rirorzn.ru>upload/iblok/b25 docx (Дата обращения 28.10.2020).
Презентация к занятию во вложении (zip, 853Kb)
Скачать вложение