Украсим елочку
Автор: Никулова Елена Эдуардовна, Мартынова Татьяна Владимировна, воспитатели, Рогожина Надежда Николаевна, инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский сад №123», г. РязаньКонспект занятия по конструированию в средней группе.
Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев,
от них идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли!
(В.А. Сухомлинский)
Конструирование и ручной труд являются обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством умственного, художественно-эстетического развития и нравственного воспитания. Конструирование — это универсальная деятельность, продукты которой можно обнаружить в любой сфере человеческого бытия. Конструирование из строительного материала, природного, бросового полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью. (Лыкова И.А.)
В процессе работы у детей формируются конструктивные навыки и умения; развивается фантазия и воображение, творческое мышление; самостоятельность, активность, дружелюбие, любознательность, аккуратность, трудолюбие и другие важные личностные качества.
На занятиях с детьми мы используем различные методы работы: метод обследования, наглядности (рассматриваем изделия, иллюстрации, видеофильмы, альбомы). Ещё одним из эффективных методов в работе с дошкольниками является проблемно-мотивационный, с помощью которого мы стимулируем активность детей за счет включения в проблемную ситуацию. Конечно, ни на одном занятии не обойтись без словесного метода (беседуем активно с детьми, поясняем). В процессе игр формируем знания о свойствах материалов (форма, устойчивость, величина, размещение в пространстве), так и назначение самой постройки. Занятия планируем с учетом постоянной смены деятельности, насыщаем игровыми приемами и прочими занимательными моментами, поэтому исключаем переутомление детей. Для повышения качества своей работы включаем здоровьесберегающие технологии (физминутки, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз). Их целью является обеспечение ребёнку возможности укрепления здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Таким образом, в процессе конструктивной деятельности мы обеспечиваем всестороннее развитие детей, формируем у них жизненно необходимые навыки и умения, раскрываем и развиваем потенциальные возможности, организуем работу так, чтобы дети обретали уверенность в своих силах, стремились создавать красивое, глядя на окружающий мир глазами художника; ощущали себя значимыми, умелыми, способными и талантливыми.
Цель: создать условия для изготовления новогодних украшений из природного и бросового материала.
Задачи:
Образовательные:
Приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала; учить анализировать образец постройки.
Развивающие:
Развивать у детей эмоциональное, радостное отношение к игрушкам, сделанными своими руками; мелкую моторику рук;
Воспитательные:
Воспитывать умение находить нестандартные решения творческих задач; воспитывать самостоятельность, любознательность, аккуратность, работать в коллективе.
Оборудование: телевизор; шишки, цветные макароны, разноцветные коробочки, поролоновые шарики, декоративные украшения, релакс – музыка, песня К.Мяскова «Малыши -карандаши»
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, интересных фактов о ели.
Ход
Воспитатель: Дети, приготовьте свои ладошки. Мы сейчас поприветствуем друг друга необычным способом. «Потрите ладошки, что вы чувствуете? (тепло).
А теперь поделитесь своим теплом с друзьями, у нас получилась цепочка дружбы.
- Друг на друга посмотрите
И задорно подмигните
Вправо, влево повернитесь
И соседу улыбнитесь.
Как светло и уютно стало в зале от ваших улыбок!
К нам в группу залетела снежинка. Не простая снежинка, а с загадкой. А вы любите отгадывать загадки? (Да). Тогда слушайте:
Снег пушистый стелется,
Улица бела,
И метёт метелица.
К нам пришла…
Дети: Зима
Воспитатель: Молодцы. Какие признаки зимы вы знаете?
Ребенок 1: День короче, ночь длиннее.
Ребенок 2: Солнышко светит не так ярко.
Ребенок 3: Выпадает снег.
Ребенок 4: Становится очень холодно, морозно.
Ребенок 5: На окнах появляются узоры из инея.
Ребенок 6: С крыш свисают сосульки.
Воспитатель: Хорошо.
Стук в дверь. Входит Снегурочка. (Инструктор по физической культуре)
Снегурочка: Здравствуйте, дети.
Дети: Здравствуйте.
Снегурочка: Вы узнали кто я?
Дети: Снегурочка.
Воспитатель: Здравствуй, Снегурочка. Мы рады тебя видеть. Только ты чем-то расстроена?
Снегурочка: Случилась беда. Злые волки украли новогодние игрушки. И теперь жители леса могут остаться без нарядных елочек. Помогите мне, пожалуйста.
Воспитатель: Поможем Снегурочке? Как мы это сделаем? Откуда мы возьмем игрушки?
Дети: Можно купить игрушки, попросить у родителей, нарисовать.
Воспитатель: Я вам предлагаю сделать игрушки своими руками.
Воспитатель: А какими игрушками наряжают елку?
Дети: шариками, фонариками, бусами, гирляндой, звездой.
Воспитатель: Правильно. Давайте рассмотрим их. Внимание на экран (3-5 минут). Проводится гимнастика для глаз.
«Ёлочка» (Колесников Д.В.)
Ёлочка, ёлочка, зелёная иголочка.
Медленные движения глазами вверх – вниз, не поворачивая головы, за ёлочкой на деревянной палочке.
С буйным ветром спорится,
Отвести тренажёр вдаль и посмотреть на ёлочку.
Дотронься – уколется.
Перевести взгляд на ближнюю точку – к носу.
Ой!
Зажмурить глаза.
Воспитатель: Какую елочную игрушку вы видите на экране? (слайд 1)
Ребенок 1: Я вижу елочный шар.
Воспитатель: А какой он по размеру?
Ребенок 2: Большой
Воспитатель: А какой по цвету?
Ребенок 3: Красный.
Воспитатель: А как вы думаете, из чего сделан елочный шар?
Ребенок 4: из стекла, пластмассы.
Воспитатель: А если шар сделан из стекла, какой он?
Ребенок 5: Стеклянный.
Воспитатель: А если шар сделан из пластмассы, какой он?
Ребенок 5: Пластмассовый.
Воспитатель: Молодцы. А как называется следующая елочная игрушка?
Ребенок 1: Это звезда.
Воспитатель: А где располагается звезда на елке?
Ребенок 2: Мы вешаем звезду на самый верх елки.
Воспитатель: А это что за украшение? (слайд 3)
Ребенок 3: Это гирлянда.
Воспитатель: Правильно. А теперь пройдите к столам (на столах лежат необходимые материалы для конструирования).
Я предлагаю вам сделать гирлянду из макарон. А чтобы игрушки получились красивыми, я вам предлагаю подготовить ваши пальчики к работе.
(проводится пальчиковая гимнастика)
«Елочка» (Н.Нищева)
Перед нами елочка:(сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают «елочку»)
Шишечки, (показывают кулачки)
Иголочки, (указательные пальцы)
Шарики, (пальцы сжимают в круг)
Фонарики, (показывают «фонарики»)
Зайчики, (показывают «ушки зайца»)
И свечки, (прижимают ладони и пальчики друг к другу)
Звезды, (прижимают ладони с раздвинутыми пальцами)
Человечки». (ставят средний и указательный пальцы на стол)
Воспитатель: На стол в тарелке лежат цветные макароны и шнурок. Возьмите шнурок за один конец одной рукой, а другой нанизывайте макароны, продвигая их к другому концу шнурка.
Самостоятельная деятельность детей.
Воспитатель: Какие замечательные гирлянды у вас получились. А теперь приступим к выполнению другой игрушки. В другой тарелке вы можете найти шишку и поролоновые шарики. Давайте возьмем шишку и один шарик и вставим его в будущую игрушку.
Самостоятельная деятельность детей.
Воспитатель: Замечательно. Приступим к выполнению последней елочной игрушки. У вас на тарелке лежат коробки и наклейки. Возьмите коробку и украсьте ее.
Самостоятельная деятельность детей.
Воспитатель: Дети, а какую лесную гостью мы будем украшать игрушками?
Дети: Елку.
Воспитатель: Тогда давайте украсим елочку поделками, выполненными своими руками.
Полюбуйтесь елочкой.
Какая она?
Дети: Красивая, нарядная.
Давайте позовем Снегурочку.
Снегурочка: Ах, какая красивая елочка у вас получилась. Спасибо, что выручили меня.
Воспитатель: А кто знает стихотворение о елочке? (Ребенок рассказывает стихотворение Петровой З «Наша елка»)
Наша елка велика,
Наша елка высока.
Выше папы, выше мамы —
Достает до потолка.
Как блестит ее наряд,
Как фонарики горят,
Наша Елка с Новым Годом
Поздравляет всех ребят.
Будем весело плясать,
Будем песни распевать,
Чтобы елка захотела
В гости к нам прийти опять!
Воспитатель: Снегурочка, дети, как же у такой красивой елочки, да хоровод не поводить? Вы согласны?
Проводится хоровод под песню «Малыши - карандаши» К. Мяскова
1. Возле елочки гуляют
Малыши-карандаши.
Дружно ножки поднимают
И танцуют от души!
(дети водят хоровод вокруг елки)
Припев: Хлоп-хлоп, не зевай
И за мною повторяй!
(дети хлопают в ладошки)
Топ-топ, веселись!
Возле елочки кружись!
(притопывают ножками)
2. Елка в ясельках сидела,
Елка маленькой была.
Кашу ела, кашу ела…
Да и выросла!
(дети присаживаются на корточки и постепенно встают)
Припев: Хлоп-хлоп, не зевай
И за мною повторяй!
(дети хлопают в ладошки)
Топ-топ, веселись!
Возле елочки кружись!
(притопывают ножками)
3. Мы в костюмчиках нарядных,
Малыши-карандаши!
(дети воображают)
Наша елка тоже рада –
Ох, иголки хороши!
(ручками указывают на елку)
Припев: Хлоп-хлоп, не зевай
И за мною повторяй!
(дети хлопают в ладошки)
Топ-топ, веселись!
Возле елочки кружись!
(притопывают ножками)
Снегурочка: С наступающим Новым годом! До скорых встреч.
Воспитатель: Кому вы помогли?
Ребенок 1: Мы помогли Снегурочке.
Воспитатель: Из чего делали игрушки?
Ребенок 2: Мы делали игрушки из макарон, шишек, коробок.
Воспитатель: Какая у вас получилась елочка?
Ребенок 3: У нас получилась нарядная, красивая елка.
А вы дома с родителями будете наряжать настоящую елку?
Дети: Да.
Воспитатель: Вы молодцы. Спасибо большое.
Литература:
1. Куцакова Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду: Программы и конспекты занятий. 3-е изд., перераб. и дополн.- М: ТЦ Сфера, 2015.-240с.
2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой. – 6-е изд.., доп . –М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ,2020.-368 с.
Материал к занятию во вложении (zip, 5Mb)
Скачать вложение