В гости к Сергею Есенину
Автор: Наврузова Марина Владимировна, Федорук Ирина Альбертовна, воспитатели МАДОУ №149 г. РязаньКонспект развлечения для детей 6 – 7 лет.
Цель: способствовать формированию у детей любви к родному краю, эмоциональной отзывчивости на основе поэзии Сергея Есенина.
Задачи:
1. Познакомить детей с биографией поэта С. Есенина.
2. Развивать способность отражать полученные впечатления от стихов С. Есенина в рисунке используя нетрадиционный метод рисования (по контуру руки); развивать воображение, чувство ритма, эстетическое отношение к окружающему миру; формировать эмоциональную отзывчивость на литературные и музыкальные произведения.
3. Воспитывать интерес и любовь к поэтическому наследию С. Есенина; учить чувствовать и понимать образный язык поэтических произведений.
Оборудование:
для педагога: презентация со слайдами по теме «В гости к Сергею Есенину», проектор, экран, ноутбук, костюм бабушки, макет русской печки, прялка, лавка, коврик, минусовки романсов на стихи С. Есенина: «Клен ты мой опавший», «Отговорила роща золотая», «Над окошком месяц», Русская народная песня «Калинка-малинка», инструментальная музыка «Письмо в 21 век».
для детей: русские народные костюмы для детей участвующих в инсценировке, по количеству детей: альбомный лист, простой и цветные карандаши, восковые мелки, образец рисунка изображения березы, схема рисования березы.
Предварительная работа: знакомство детей с произведениями С. Есенина: «Ночь», «С добрым утром!», «Отговорила роща золотая…», «Поет зима аукает», разучивание стихов: «Пороша», «Нивы сжаты, рощи голы», «Ах, как много на свете кошек», «Бабушкины сказки», «Белая береза»; рассматривание репродукций художников-пейзажистов: И. Левитан «Золотая осень», Е. Волков «Октябрь», «Поздняя осень»; прослушивание музыкальных произведений на стихотворения С.А. Есенина «Клен ты мой опавший», «Отговорила роща золотая», «Над окошком месяц».
Ход:
Организационная часть.
Дети входят в зал, рассаживаются на стулья полукругом перед экраном.
Воспитатель (экскурсовод): Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в гости к известному поэту, нашему земляку, который прославил наш рязанский край. Как вы думаете о ком я сейчас говорю? (Ответы детей). Речь пойдет о Сергее Александровиче Есенине.
(показ слайд 2 «Портрет С.А. Есенина»)
Основная часть.
1.Знакомство детей с историей жизни поэта. Его произведениями.
Воспитатель (экскурсовод): С. Есенин родился в 1895 году в селе Константиново недалеко от нашего города Рязани, там, где начинается древняя «Рязанская земля». «Страна березового ситца» - так называл поэт край, в котором он родился. Своё родное село Константиново, Есенин очень любил, считал его самым красивым и прекрасным местом на земле. За свою недолгую жизнь Есенин побывал во многих странах, но где бы он ни был, его всегда тянуло в Россию. (слайд 3 «Дом С. Есенина»)
Отцом поэта был - Александр Никитич, а мать - Татьяна Фёдоровна. Родители поэта были бедными крестьянами, а поэтому много работали физическим трудом. Отец в поисках работы отправился в Москву, а мать нашла работу в Рязани. Маленького Сережу отправили на воспитание к дедушке Федору Андреевичу и бабушке Наталье Евтихиевне (слайд 4 «Родители С. Есенина»)
Дед по выходным пересказывал внуку Библию. Бабушка же была человеком тихим, кротким, добрым и ласковым. Она часто водила его по монастырям, за что на селе Сергея Есенина звали «Монаховым», а не Есениным.
От бабушки маленький Сережа узнал много народных сказок, песен и частушек. Именно ее рассказы побудили С. Есенина к написанию собственных стихов. Давайте посмотрим, как это было. (слайд5 «Бабушка и дедушка поэта»)
Инсценировка быта С.А. Есенина под стихотворение «Бабушкины сказки» (слайд 6«Бабушкины сказки»).
В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой. Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.
Сказки все. Пора в постели...
Но а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
"Что ж сидеть-то до зари?"
Ну, а нам какое дело, -
Говори, да говори
Воспитатель (экскурсовод): Среди мальчишек Есенин выделялся бойким и задиристым характером, по его же словам: «был коноводом и большим драчуном». За озорство бабушка часто пробирала (наказывала) его, а дед иногда сам заставлял драться «Чтоб крепче был». (слайд 7 «Есенин среди детей»)
Дети Есенинского времени все свое свободное время проводили на улице, играя в подвижные игры. Предлагаю и вам поиграть в одну из таких игр.
«Экскурсовод» предлагает под весёлый наигрыш поиграть в народную игру «Плетень» Дети, берутся за руки и становятся в две шеренги (одна напротив другой). Под музыку русской народной мелодии каждая из шеренг по очереди идет навстречу противоположной шеренге и кланяется.
После поклона дети возвращаются на прежнее место. С началом веселой плясовой дети выходят из своих шеренг, расходятся по всей комнате, танцуют, используя известные плясовые движения.
Как только музыка закончится, каждая шеренга должна занять свое первоначальное место, а дети быстро и правильно “заплести плетень” (взяться за руки крест-накрест).
Воспитатель (экскурсовод): С. Есенин очень любил учиться, он был прилежным учеником и закончив школу, получает похвальный лист. Учеба его увлекла, и он решает поступать в училище. Окончив его становится учителем грамоты. (слайд 8 «Школа»)
Примерно в вашем возрасте Сережа начал читать и писать стихи. Удивительно красивые, легко запоминающиеся, они описывают нашу русскую природу. Любимым временем года у Есенина была осень, он ей посвятил много строк… (ребёнок читает стихотворение) (слайд 9 «Осенний пейзаж»)
Нивы сжаты, рощи голы
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.
(слайд10 «Времена года»)
Воспитатель (экскурсовод): Поэт Сергей Есенин подарил нам удивительный мир, выраженный в его стихах. В них душа человека дышит запахом цветов и трав, ароматом березовых рощ, любуется яркими кострами полыхающих рябин. Каждая строчка пронизана любовью к родному краю: его полям и лесам, лугам и озерам, туманам и дождям, цветам и травам, восходам и закатам... давайте с вами еще раз их вспомним. (под лиричную музыку дети читают стихи: «Восход солнца», «Ах, как много на свете кошек», «Пороша»)
«Восход солнца»
Загорелась зорька красная
В небе темно-голубом,
Полоса явилася ясная
В своем блеске золотом.
Лучи солнышка высоко
Отразили в небе свет.
И рассыпались далеко
От них новые в ответ.
Лучи ярко-золотые
Осветили землю вдруг.
Небеса уж голубые
Расстилаются вокруг
«Ах, как много на свете кошек»
Ах, как много на свете кошек,
Нам с тобой их не счесть никогда.
Сердцу снится душистый горошек,
И звенит голубая звезда.
Наяву ли, в бреду иль спросонок, Только помню с далекого дня -
На лежанке мурлыкал котенок,
Безразлично смотря на меня.
Я еще тогда был ребенок,
Но под бабкину песню вскок
Он бросался, как юный тигренок,
На оброненный ею клубок.
Все прошло. Потерял я бабку,
А еще через несколько лет
Из кота того сделали шапку,
А ее износил наш дед.
«Пороша»
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Скачет конь, простору много,
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
Воспитатель (экскурсовод): Вначале о Сергее Есенине как о поэте, знали только близкие. Но после того как его стихотворение «Белая береза» было напечатано в журнале, поэт стал знаменит на всю страну. (ребенок читает стихотворение)
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром
(слайд11)
2. Продуктивная деятельность
Воспитатель (экскурсовод): Ребята, закройте глаза и представьте себе березку из стихотворения С. Есенина. Давайте мы с вами подумаем, как можно изобразить берёзку. Я вам немного помогу, предложив необычный способ рисования: давайте превратим ваш контур руки в изящную берёзку. (Дети присаживаются за свои столы). Посмотрите на свою руку с широко расставленными пальчиками и пофантазируйте, какая часть руки будет похожа на части дерева? Пальцы – это ветки! А рука - ствол! Расположите свою руку посередине листа и разведите как можно дальше друг от друга свои пальчики. Подскажите, каким карандашом мы будем рисовать берёзу и почему? Лёгким движением простого карандаша обведите ладонь и руку со всех сторон. (педагог демонстрирует изображение объекта с помощью обводки руки) (схема №1)
Так как вы сказали, что пальцы похожи на ветки, давайте удлиним средний палец, это будет макушка берёзы, а остальные пальцы будут изображать толстые ветки от которых спускаются вниз тонкие ветви дерева. (схема №2) Не забудьте раскрасить белый «сарафан» - ствол берёзки, чёрными штрихами по всей его длине и внизу на её «подоле» (схема №3)
(слайд 12, 13 «Схемы рисования»)
Воспитатель (экскурсовод): Итак, мы рассмотрели схемы нетрадиционного изображения березы и перед тем как вы приступайте к работе сделаем физкультминутку. (дети совместно с педагогом выполняют физкультминутку)
Физкультминутка:
Руки кверху поднимаем,а потом их опускаем.
И теперь их разведем, и к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей хлопай, топай веселей.
Воспитатель (экскурсовод): После того, как мы отдохнули и подготовили наши руки к рисованию приступаем к изображению березы. (Дети выполняют работу по схемам)
Воспитатель (экскурсовод): Ребята, предлагаю вам разместить ваши картины на мольберте. Посмотрите, какие они все красивые и каждая хороша по-своему. Как вы думаете, какая береза получилась самая выразительная и почему вы так считаете? А какая береза повидала много заснеженных зим? У этой березы должны быть длинный ветви и высокий ствол? А какая береза молоденькая? (педагог вместе с детьми проводит анализ выполненных работ)
Рефлексия. Подведение итогов
Воспитатель (экскурсовод): Вот и подошла к концу наша историческая экскурсия. У какого поэта мы были сегодня в гостях? (Ответы детей). Почему мы вспомнили его? (Ответы детей). Какое любимое дерево С.А. Есенина мы сегодня изображали в нетрадиционной технике рисования? С помощью чего мы с вами это делали? (Ответы детей). Я надеюсь, что вы прочувствовали произведения поэта, пронизанные любовью к Родине, к родной природе, к тому, что окружало Сергея Есенина. И хочется закончить нашу экскурсию отрывком из стихотворения поэта «Письмо к любимой женщине». (Слайд 14 «Памятник поэту»)
Живите так, как вас ведет звезда,
Под кущей обновленной сени,
С приветствием, Вас помнящий всегда,
Знакомый ваш Сергей Есенин.
Список литературы:
1. Прокушев Ю.Л. Есенин. Образ. Стихи. Эпоха. М., «Советская Россия», 1979.
2. С.А. Есенин. Собр. Соч. в 6-ти томах, тт. I-IV. М., «Художественная литература», 1977-1978.
3. Сергей Есенин: биография, фото, личная жизнь.{Электронный ресурс} https://stories-of-success.ru/sergeya-esenina
4. Сергей Есенин биография, информация. {Электронный ресурс} http://stuki-druki.com/authors/Esenin.php
Полный вариант статьи со схемами рисования и презентация во вложении (zip, 19 MB)
Скачать вложение