В гости к ёжику
Автор: Абрамкина Алла Сергеевна, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №91», г. РязаньКонспект занятия для детей раннего возраста.
Ранний возраст - период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. В этот период происходит интенсивное физическое развитие, созревание всех психических процессов. Количество числа детей, поступающих в дошкольное учреждение в раннем возрасте – увеличилось. Для многих родителей и педагогов проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению стоит достаточно остро, многие малыши впервые переходят из достаточно замкнутого семейного мира в мир широких социальных контактов. От того как пройдет привыкание ребенка к новому режиму, к незнакомым людям зависит его физическое и психическое развитие, а также дальнейшее благополучие, развитие в детском саду и семье.
Успешная адаптация зависит от многих факторов – состояния здоровья особенностей его нервной системы, развития навыков общения, а также от грамотных действий родителей и сотрудников детского сада.
Социально психологическая адаптация детей к детскому саду является одной из главных задач в моей работе с детьми раннего возраста. Я - как уважающий себя педагог и свою профессиональную деятельность, задумывалась над тем, как проходят мероприятия адаптационного периода и соответствуют ли они современным требованиям.
Изучив передовой педагогический опыт проблем адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ в отечественной литературе: Н.Д. Ватутина, Н.Ф. Виноградова, Т. А. Куликова, С. А. Козлова, М.Л. Печора, Р. В. Тонкова-Ямпольская, В.А. Сухомлинского, а также рассматривая вопросы социальной адаптации в психолого- педагогических работах Ш. А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, Т.В. Костяк и д.р. я выбрала наиболее эффективные технологии: игровые и здоровье сберегающие, применение которых приводят к наиболее адекватному приспособлению детей раннего возраста к новым условиям детского сада.
На мой взгляд, игровые и здоровье сберегающие технологии являются приоритетными в адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
Представленное мною занятие «В гости к ёжику», составлено в рамках игровых и здоровье сберегающих образовательных технологий и направлено на профилактику дезадаптации детей раннего возраста к ДОУ.
Учитывая значимость игры и возможности игровых умений, психологических особенностей детей в раннем возрасте, можно смоделировать игровую технологию, которая помогает вновь поступившим в ясли воспитанникам сделать процесс адаптации к условиям ДОУ наименее болезненным.
Занятие «В гости к ёжику» состояло из различных видов игр: подвижных, совместных игр с партнёрами, пальчиковых игр, а также включало потешки и стихотворения. Такая подборка игр и игровых действий формировала коммуникативные навыки общения со сверстниками, способствовала развитию чувств доверия к педагогу, уверенности в самих себе и своих возможностях, развивала лучшее понимание себя и других, создавала возможности для самовыражения. Здоровье сберегающие технологии также являлись приоритетными и занимали не менее важное место на занятии. Целью здоровье сберегающих образовательных технологий в адаптационный период детей раннего возраста было сохранение, поддержание и обогащение здоровья каждого ребенка.
В своей работе с детьми раннего возраста я использую различные игры здоровье сберегающих технологий - сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные игры, игры релаксации и т.д. В адаптационное занятие были включены: игры приветствия и прощания, подвижные игры, пальчиковые игры, игровой массаж. С помощью игровых упражнений я решала задачи, которые были направлены на оздоровление и сохранение здоровья детей, повышение их двигательной активности и умственной работоспособности, создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения и тревоги.
Таким образом, предложенная в занятии, чёткая система игровых заданий и игр, использованных в рамках игровых и здоровье сберегающих технологий, способствовала сохранению психического здоровья, предотвращала эмоциональные расстройства, развивала двигательную и познавательную активность, общую и мелкую моторику, воспитывала уверенность в самих себе и своих возможностях, помогала приобрести опыт общения с другими детьми и с взрослыми, формировала положительное отношение к детскому саду.
Цели:
Развивающие:
Создание положительного эмоционального настроя в группе;
Развивать координацию движений, общую и мелкую моторику;
Развивать игровые умения в процессе взаимодействия детей друг с другом: играть и заниматься вместе;
Развивать коммуникативное общение со взрослыми и сверстниками, приучать понимать речь взрослых и сверстников без наглядного сопровождения;
Повышать двигательную активность и умственную работоспособность.
Обучающие:
Обучать умению проводить прямые (горизонтальные) линии восковым мелком;
Снимать эмоциональное и мышечное напряжение, утомление, агрессию, тревогу.
Воспитательные:
Воспитывать личностные качества (самостоятельность, инициативность, доброжелательность, уверенность в самих себе и своих возможностях).
Список литературы:
1. Ларечина Е.В. Развитие эмоциональных отношений матери и ребёнка. Методическое пособие. СПб.: Речь, 2004. – 180 с.
2. Чернецкая Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду. – Изд.3-е – Ростов /н Д:Феникс,2006. – 128с.
3. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: Книголюб, 2003. – 72с.
4. Григорьева Г.Г. Кочетова Н. П. Кроха. Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет. – М.: «Просвещение», 2010. – 189с.
5. Реуцкая О.А. Первый раз в детский сад. – Изд. – Ростов /н Д: Феникс,2012. – 156с.
6. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Практическое пособие.- Воронеж, «Учитель», 2006. – 236с.
Место проведения: групповая комната.
Форма проведения: Интегрированное занятие.
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Состав занятия: педагог – психолог, воспитатель группы, дети.
Материалы:
Мягкая игрушка ежа, мольберт, восковые мелки, листы формата А4 на каждого ребёнка, демонстрационный лист для педагога, магниты.
Ход проведения занятия.
Вводная часть.
Педагог – психолог приветствует детей и проводит игровое упражнение – приветствие «Это кто у нас проснулся?».
Игровое упражнение – приветствие «Это кто у нас проснулся?».
«Это кто уже проснулся?
Кто так сладко потянулся?
Потягушки-потягушечки,
От носочков до макушечки!
Мы потянемся – потянемся,
Маленькими не останемся!
Вот как, вот как мы растем!
Вот как ножками пойдем!»
Основная часть.
Педагог – психолог:
- Ребята, сегодня мы отправимся на прогулку в осенний лес. Дети встают друг за другом и идут по кругу вместе с педагогом. Педагог – психолог рассказывает потешку и показывает движения.
1) Подвижная игра «Меж еловых, мягких лап».
«Меж еловых, мягких лап
(Ходьба на носках, руки вверх и перед собой)
Дождик кап-кап-кап.
Где сучок давно засох,
(Ходьба с подъемом коленей, руки на поясе)
Вырос мох-мох-мох.
Где листок к листку прилип,
Вырос гриб-гриб-гриб.
(Ходьба на пятках с наклоном в перед, руки в стороны)
Кто нашел его друзья?
Это ежик и я-я».
Педагог – психолог подносит к детям спрятанную игрушку, рассматривает её с детьми и предлагает её потрогать. Дети касаются ладонью игрушки, делают вид, что укололись, отдёргивают руку, говорят, что ёжик колючий. Педагог рассказывает, где живёт ёжик, чем питается в лесу, как передвигается и спасается от врагов.
Педагог – психолог читает детям стихотворение Саши Чёрного про ежа.
2) Стихотворение «Ёж» Саши Чёрного.
«Хитрый ёжик-чудачок
Сшил колючий пиджачок:
Сто булавок на груди,
Сто иголок позади.
Ходит ёж в саду по травке,
Натыкает на булавки
Грушу, сливу - всякий плод,
Что под деревом найдёт,
И с подарочком богатым
Возвращается к ребятам (педагог – психолог заменяет слово стихотворения «ежатам» на «ребятам» и читает ещё одну строчку, собственного сочинения).
«Хочет с нами поиграть,
Всех ребят пересчитать».
Педагог – психолог говорит детям о том, что ёжик очень любит играть с ребятами и предлагает поиграть в ролевую игру. Ребёнок, который будет изображать ежа, садиться на стульчик и закрывает глаза (в руки ребёнку можно дать игрушку ежа).Педагог – психолог читает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.
3) Совместная игра «Шли по лесу не спеша».
Шли по лесу не спеша,
Вдруг увидели ежа.
- Ёжик, ёжик, - мы друзья,
Дай погладить нам тебя
(дети наклоняются и ласково прикасаются к ёжику. Ёжик открывает глаза и улыбается.
- Ёжик проснулся, друзьям улыбнулся, сладко потянулся (все поднимают вверх сначала левую, потом правую руку, встают на носочки).
Игра повторяется 2-3 раза (со сменой детей в роли ёжика).
Педагог – психолог обращает внимание детей, что ёжик загрустил. Он что- то хочет мне сказать по секрету. Педагог подносит ёжика к уху.
- И знаете, что он мне сказал? Что очень любит гулять по лесным дорожкам, но с лесу их не видно из-за опавшей листвы. Он просит вас ребята нарисовать ему дорожки. Педагог- психолог обращается к детям:
- Поможем ёжику, ребята?
– Да, отвечают дети.
Педагог- психолог рассаживает детей за столы и говорит:
- Чтобы наши ручки лучше рисовали, мы с ними поиграем. Проводит пальчиковую игру.
4) Пальчиковая игра «Ёжик»
Вот свернулся ёж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.
После игры подходит к мольберту и объясняет детям, как нарисовать дорожки восковыми мелками, а затем вместе с воспитателем группы помогает каждому ребёнку.
5) Рисование на тему: «Дорожки для ежа».
После рисования педагог – отмечает старания детей и благодарит их от имени ёжика.
Педагог – психолог:
- Ребята, нас ёжик очень устал и предлагает всем ребятам отдохнуть. Педагог – психолог укладывает на ковре - ребят на животик , в одну линию. Затем вместе с воспитателем группы, педагог – психолог проводит игровой массаж «Паучок» на спинах детей.
6) Игровой массаж «Паучок».
- Паучок – паучина
Паутинку шил.
Вдруг закапал дождик,
Паутинку смыл.
Солнышко всходит,
Стало припекать.
Пау- паучина
Трудиться опять.
(Плавно водим по спине указательным пальцем по спирали. Постукиваем пальцами по спине. Мягко поглаживаем от шейки к пояснице, затем от поясницы к шейке. Снова водим указательным пальцем по спине по спирали).
По окончании массажа дети встают, тянуться, педагог – психолог при этом произносит слова: «Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать. Потянулись, потянулись, всем открыть глаза и встать». Затем, дети встают в круг вместе с педагогом- психологом и воспитателем.
Заключительная часть занятия.
Педагог – психолог подводит итог занятия, перечисляя все игровые упражнения. Отмечает игровую активность детей и индивидуальное участие каждого ребёнка в занятии.
Педагог – психолог предлагает попрощаться с занятием и ёжиком. Он проводит упражнение «До свиданья».
Игровое упражнение «До свиданья».
До – свиданья, до –свиданья, приходите в детский сад. До – свиданья, до – свиданья, будем вместе мы играть.
По окончании упражнения дети кричат –Ура! и обнимаются друг с другом, с воспитателем, педагогом – психологом. Педагог – психолог уходит вместе с игрушкой ёжиком.
Скачать вложение