РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

В гости к зайчику весной

Автор: Филюшина Елена Юрьевна, воспитатель; Муркина Ольга Юрьевна, учитель-дефектолог; Забабурина Галина Анатольевна, инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский сад № 103», г. Рязань

Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию в группе для детей со сложными дефектами (3-7 лет).

Дошкольное детство является периодом интенсивной социализации ребёнка. Этот процесс происходит благодаря овладению представлениями об окружающем мире, который предстает перед детьми в виде двух взаимосвязанных систем: «предметный мир» и «мир взаимоотношений». Знакомясь с многообразием предметного мира и функциональными свойствами его составляющих, проникая в суть человеческих взаимоотношений и овладевая навыками общения, дошкольник становится полноправным членом социума. Именно социум создаёт условия для личностного развития.
В нашем дошкольном учреждении есть группа для детей со сложными дефектами. Данную группу в настоящее время посещают 13 детей, у которых есть органическое поражение двигательных отделов центральной нервной системы. Большинство – это дети с церебральным параличом (ДЦП). Именно это категория составляет подавляющее число в группе для детей со сложными дефектами.
При ДЦП нарушения развития имеют, как правило, сложную структуру, т.е. отмечается сочетание двигательных, психических и речевых нарушений. Степень тяжести психомоторных расстройств варьирует в большом диапазоне, при этом могут наблюдаться различные сочетания. Например, при легких двигательных расстройствах могут наблюдаться выраженные интеллектуальные и речевые нарушения, а при тяжелой степени двигательной патологии значительные отклонения в интеллектуальном и / или речевом развитии.
Задержка и нарушение формирования всех двигательных функций оказывают специфические отклонения в психическом развитии (нарушено формирование познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности). Структура нарушений познавательной деятельности при ДЦП имеет ряд специфических особенностей, характерных для всех детей: неравномерный характер нарушений отдельных психических функций; низкий запас знаний и представлений об окружающем мире, выраженность астенических проявлений (высокая истощаемость всех психических процессов, утомляемость), низкая работоспособность. Нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем (патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства) существенно сказывается на восприятии в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность детей.
Таким образом, возникает необходимость проведения специальной коррекционно-педагогической работы, направленной на создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих полноценное социально-личностное развитие дошкольников со сложными дефектами.
Цель: создание условий психолого-педагогического сопровождения детей со сложными дефектами для социализации, развития способностей в различных видах деятельности в процессе ознакомления с окружающим миром с использованием здоровьесберегающих технологий, ИКТ.
Задачи:
1) создавать единую образовательную среду для детей с разными стартовыми возможностями;
2) развивать психофизические качества:
зрительное восприятие, внимание, мышление, память;
3) развивать связную речь;
4) развивать двигательные умения:
- общую моторику: прыжки, упражнения на степах;
- тонкую моторику: раскраски, планшет с песком;
5)воспитывать доброжелательное отношение и сотрудничество в коллективе:
- создавать атмосферу эмоционального комфорта;
- способствовать процессу социализации: сотрудничества,       доброжелательного отношения друг к другу, любви к животным;
- продолжать приучать к полезному труду;
- познакомить с профилактикой простудных заболеваний;
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Виды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательная, творческая, музыкальная, физкультурно-оздоровительная.
Словарная работа: грибной дождь, град, радуга, слякоть, простуда, кочки, пёрышки зелёного лука.
Предварительная работа: беседа о приметах весны, причинах простудных заболеваний. Разучивание текстов и движений упражнения для тонкой моторики (стихотворение В. Мартынова «Сколько знаю я дождей), песни «Заинька-зайка» (сл. Т. Бабаджан, муз. Г. Лобачёва). Разучивание движений упражнения на степах.
Оборудование: ноутбук, экран, гиф-картинка весеннего лесного пейзажа со звуками весны, картинки здорового зайца и больного зайца, аудиозаписи (слова зайца), фортепиано, степы, стол для занятий с водой, игрушка «кораблик», стол-планшет для песочной терапии, песок, пластиковые стаканчики, бумажные круги с отверстием посередине, детские лейки с водой, луковицы, листы бумаги с контуром лука, зелёные карандаши.
Обучение и воспитание детей со сложными дефектами затруднено из-за смешанного характера дефекта, при котором сочетаются двигательные, речевые, познавательные и личностные нарушения. Поэтому в социальной адаптации и развитии интеллектуальных возможностей большую роль играет начатое в раннем возрасте дифференцированное воспитание и обучение, адекватное их психофизическим особенностям.
Учитывая особенности наших детей, особое внимание уделяется социально-коммуникативному развитию. А именно:
1. Игре;
2. Представлению о мире людей;
3. Безопасному поведению в быту, социуме, природе;
4. Труду.
Основными направлениями коррекционно-педагогической работы являются:
-  формирование предметной деятельности (использование предметов по их функциональному назначению), способности произвольно включаться в деятельность;
-  формирование наглядно-действенного мышления, произвольного, устойчивого внимания;
-  формирование речевого и предметно-практического общения с окружающими (развитие понимания обращенной речи, активизация собственной речевой активности;
- формирование всех форм неречевой коммуникации — мимики, жеста и интонации);
-  развитие знаний и представлений об окружающем (с обобщающей функцией слова);
-  стимуляция сенсорной активности (зрительного, слухового, кинестетического восприятия);
-  формирование функциональных возможностей кистей и пальцев рук;
-  развитие зрительно-моторной координации.
-  развитие навыков опрятности и самообслуживания.
Основными направлениями коррекционной работы в дошкольном возрасте являются:
-  развитие двигательной деятельности (общей моторики и функциональных возможностей кистей и пальцев рук);
-  развитие навыков самообслуживания и гигиены;
-  развитие игровой деятельности;
-  формирования конструирования и изобразительной деятельности;
-  развитие всех сторон речи и коррекция речевых нарушений;
-  расширение запаса знаний и представлений об окружающем;
-  развитие сенсорных функций;
-  формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений.
-  формирование элементарных математических представлений;
-  подготовка к дальнейшему обучению.
Поэтому в занятии используются задания, направленные на развитие психофизических качеств, всех компонентов речи, двигательных и коммуникативных умений, способствующих процессу социализации и профилактике простудных заболеваний.
Список используемой литературы:
1. Алябьева Е.А. «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста» - Москва, Творческий центр «Сфера», 2002 – 91с.
2. Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада» Москва, Мозаика-Синтез, 2016.-96 с.
3. Детская песня «Заинька зайка», сл. Т. Бабаджан, муз. Г. Лобачёва
4. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта - М.:Просвещение, 2005.- 272 с.
5. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» - Москва, Мозаика-Синтез, 2016.-112 с.
6. Кроткова А.В. «Социальное развитие и воспитание дошкольников с церебральным параличом» - Сфера, 2007 – 144с.
7. Левченко И.Ю., Приходько О.Г., Гусейнова А.А. «ДЦП. Коррекционно-      развивающая работа с дошкольниками» - Книголюб, 2008 – 176 с.
8. Нищева Н.В. «Конспекты занятий для детей с ТНР» - Детство-Пресс, 2017 – 544с.
9. Стихотворение В. Мартынова «Сколько знаю я дождей»
10. Сулим Е.В. «Детский фитнес для детей 3-5 лет» - М., Творческий центр «Сфера», 2015 – 160с.
11. Утробина К.К. «Занимательная физкультура в детском саду для детей 3-5лет» - М.: Гном и Д, 2006.-103 с.

Полный вариант статьи во вложении (doc, 73Kb)  



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru