В гости к зайчику весной
Автор: Филюшина Елена Юрьевна, воспитатель; Муркина Ольга Юрьевна, учитель-дефектолог; Забабурина Галина Анатольевна, инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский сад № 103», г. РязаньКонспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию в группе для детей со сложными дефектами (3-7 лет).
Дошкольное детство является периодом интенсивной социализации ребёнка. Этот процесс происходит благодаря овладению представлениями об окружающем мире, который предстает перед детьми в виде двух взаимосвязанных систем: «предметный мир» и «мир взаимоотношений». Знакомясь с многообразием предметного мира и функциональными свойствами его составляющих, проникая в суть человеческих взаимоотношений и овладевая навыками общения, дошкольник становится полноправным членом социума. Именно социум создаёт условия для личностного развития.
В нашем дошкольном учреждении есть группа для детей со сложными дефектами. Данную группу в настоящее время посещают 13 детей, у которых есть органическое поражение двигательных отделов центральной нервной системы. Большинство – это дети с церебральным параличом (ДЦП). Именно это категория составляет подавляющее число в группе для детей со сложными дефектами.
При ДЦП нарушения развития имеют, как правило, сложную структуру, т.е. отмечается сочетание двигательных, психических и речевых нарушений. Степень тяжести психомоторных расстройств варьирует в большом диапазоне, при этом могут наблюдаться различные сочетания. Например, при легких двигательных расстройствах могут наблюдаться выраженные интеллектуальные и речевые нарушения, а при тяжелой степени двигательной патологии значительные отклонения в интеллектуальном и / или речевом развитии.
Задержка и нарушение формирования всех двигательных функций оказывают специфические отклонения в психическом развитии (нарушено формирование познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности). Структура нарушений познавательной деятельности при ДЦП имеет ряд специфических особенностей, характерных для всех детей: неравномерный характер нарушений отдельных психических функций; низкий запас знаний и представлений об окружающем мире, выраженность астенических проявлений (высокая истощаемость всех психических процессов, утомляемость), низкая работоспособность. Нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем (патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства) существенно сказывается на восприятии в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность детей.
Таким образом, возникает необходимость проведения специальной коррекционно-педагогической работы, направленной на создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих полноценное социально-личностное развитие дошкольников со сложными дефектами.
Цель: создание условий психолого-педагогического сопровождения детей со сложными дефектами для социализации, развития способностей в различных видах деятельности в процессе ознакомления с окружающим миром с использованием здоровьесберегающих технологий, ИКТ.
Задачи:
1) создавать единую образовательную среду для детей с разными стартовыми возможностями;
2) развивать психофизические качества:
зрительное восприятие, внимание, мышление, память;
3) развивать связную речь;
4) развивать двигательные умения:
- общую моторику: прыжки, упражнения на степах;
- тонкую моторику: раскраски, планшет с песком;
5)воспитывать доброжелательное отношение и сотрудничество в коллективе:
- создавать атмосферу эмоционального комфорта;
- способствовать процессу социализации: сотрудничества, доброжелательного отношения друг к другу, любви к животным;
- продолжать приучать к полезному труду;
- познакомить с профилактикой простудных заболеваний;
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Виды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательная, творческая, музыкальная, физкультурно-оздоровительная.
Словарная работа: грибной дождь, град, радуга, слякоть, простуда, кочки, пёрышки зелёного лука.
Предварительная работа: беседа о приметах весны, причинах простудных заболеваний. Разучивание текстов и движений упражнения для тонкой моторики (стихотворение В. Мартынова «Сколько знаю я дождей), песни «Заинька-зайка» (сл. Т. Бабаджан, муз. Г. Лобачёва). Разучивание движений упражнения на степах.
Оборудование: ноутбук, экран, гиф-картинка весеннего лесного пейзажа со звуками весны, картинки здорового зайца и больного зайца, аудиозаписи (слова зайца), фортепиано, степы, стол для занятий с водой, игрушка «кораблик», стол-планшет для песочной терапии, песок, пластиковые стаканчики, бумажные круги с отверстием посередине, детские лейки с водой, луковицы, листы бумаги с контуром лука, зелёные карандаши.
Обучение и воспитание детей со сложными дефектами затруднено из-за смешанного характера дефекта, при котором сочетаются двигательные, речевые, познавательные и личностные нарушения. Поэтому в социальной адаптации и развитии интеллектуальных возможностей большую роль играет начатое в раннем возрасте дифференцированное воспитание и обучение, адекватное их психофизическим особенностям.
Учитывая особенности наших детей, особое внимание уделяется социально-коммуникативному развитию. А именно:
1. Игре;
2. Представлению о мире людей;
3. Безопасному поведению в быту, социуме, природе;
4. Труду.
Основными направлениями коррекционно-педагогической работы являются:
- формирование предметной деятельности (использование предметов по их функциональному назначению), способности произвольно включаться в деятельность;
- формирование наглядно-действенного мышления, произвольного, устойчивого внимания;
- формирование речевого и предметно-практического общения с окружающими (развитие понимания обращенной речи, активизация собственной речевой активности;
- формирование всех форм неречевой коммуникации — мимики, жеста и интонации);
- развитие знаний и представлений об окружающем (с обобщающей функцией слова);
- стимуляция сенсорной активности (зрительного, слухового, кинестетического восприятия);
- формирование функциональных возможностей кистей и пальцев рук;
- развитие зрительно-моторной координации.
- развитие навыков опрятности и самообслуживания.
Основными направлениями коррекционной работы в дошкольном возрасте являются:
- развитие двигательной деятельности (общей моторики и функциональных возможностей кистей и пальцев рук);
- развитие навыков самообслуживания и гигиены;
- развитие игровой деятельности;
- формирования конструирования и изобразительной деятельности;
- развитие всех сторон речи и коррекция речевых нарушений;
- расширение запаса знаний и представлений об окружающем;
- развитие сенсорных функций;
- формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений.
- формирование элементарных математических представлений;
- подготовка к дальнейшему обучению.
Поэтому в занятии используются задания, направленные на развитие психофизических качеств, всех компонентов речи, двигательных и коммуникативных умений, способствующих процессу социализации и профилактике простудных заболеваний.
Список используемой литературы:
1. Алябьева Е.А. «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста» - Москва, Творческий центр «Сфера», 2002 – 91с.
2. Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада» Москва, Мозаика-Синтез, 2016.-96 с.
3. Детская песня «Заинька зайка», сл. Т. Бабаджан, муз. Г. Лобачёва
4. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта - М.:Просвещение, 2005.- 272 с.
5. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» - Москва, Мозаика-Синтез, 2016.-112 с.
6. Кроткова А.В. «Социальное развитие и воспитание дошкольников с церебральным параличом» - Сфера, 2007 – 144с.
7. Левченко И.Ю., Приходько О.Г., Гусейнова А.А. «ДЦП. Коррекционно- развивающая работа с дошкольниками» - Книголюб, 2008 – 176 с.
8. Нищева Н.В. «Конспекты занятий для детей с ТНР» - Детство-Пресс, 2017 – 544с.
9. Стихотворение В. Мартынова «Сколько знаю я дождей»
10. Сулим Е.В. «Детский фитнес для детей 3-5 лет» - М., Творческий центр «Сфера», 2015 – 160с.
11. Утробина К.К. «Занимательная физкультура в детском саду для детей 3-5лет» - М.: Гном и Д, 2006.-103 с.
Полный вариант статьи во вложении (doc, 73Kb)
Скачать вложение