В поисках сундука Королевы осени
Автор: Савина Юлия Александровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 102», г. РязаньКонспект квест - игры в старшей группе.
Актуальность темы. В связи с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) воспитателям дошкольных учреждений важно создавать единый процесс взаимодействия педагога и воспитанников на основе новых технологий, форм, методов, приемов организации деятельности детей, в котором будут гармонично переплетаться образовательные области. Построение образовательной деятельности базируется на индивидуальных особенностях каждого ребенка, а сам ребенок становится субъектом образовательного процесса. В настоящее время в дошкольном образовании активно используются различные технологии. Все более популярными становятся приключенческие игровые квесты. Квест-технология вызывает большой интерес среди специалистов ДОО и является примером современных технологий для дошкольных образовательных учреждений. Интерес к этому виду образовательных технологий связан с признанием педагогическим сообществом роли и возможностей детской игры в решении задач разностороннего развития и воспитания детей на этапе дошкольного детства.
Основная идея, предложенной мной методической разработки, заключается в том, что помимо командного характера квест-игры, дети, получив подсказку, переходят к выполнению следующего задания, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.
Квест - один из основных жанров интерактивной игры. Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий. В процессе поиска воспитывается командный дух, честность, упорство, дружеское отношение друг к другу, так как только команда, которая выполнила правильно задание может продолжить путь дальше. Суть в том, что есть некая цель, дойти до которой можно только последовательно разгадывая загадки. Задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными. Они подбираются таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, соответствующими ситуации и не требующими специальных знаний или умений от игроков. Замечательно то, что квесты могут проводиться как в группе, в музыкальном зале, так и на природе, то есть практически в любой обстановке.
В ходе организации работы по квест-технологии реализуются следующие задачи:
- обучающая - вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс; т.к. образование включает в себя: обучение, воспитание, развитие,
- развивающая - развитие интереса, творческих способностей, воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне;
Цель:
Организовать познавательную деятельность детей, направленную на формирование экологических знаний у детей посредством игровой деятельности.
Задачи:
1. Формировать основы экологической грамотности детей.
2. Развивать познавательно-исследовательский интерес, воображение, смекалку, умение самостоятельно находить решения в созданных проблемных ситуациях.
3. Способствовать развитию умений взаимодействовать со сверстниками, обосновывать свои суждения.
4. Воспитывать у детей желание беречь природу.
- воспитательная - воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение работы.
Новизна квест-игры заключается в том, что в процессе реализации данного вида деятельности воспитатель может уйти от чисто учебной деятельности к игровой с включением в процесс ИКТ, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
Таким образом, квест-игры являются одним из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией, что и является основным требованием ФГОС ДО.
Алгоритм организации и проведения квест-игры:
1. Определить цели и задачи
2. Выбрать место проведения игры.
3. Составить паспорт прохождения этапов или карту маршрута.
4. Сформировать состав участников (педагоги, дети, родители, количество организаторов и помощников).
5. Разработать легенду игры, её формат и правила, написать конспект.
6. Подготовить задания, реквизит для игры.
7. Назначить дату и заинтересовать участников.
8. Проведение игры.
9. Обобщение и презентация результатов игры (рассказ, коллаж, газета,
информационный листок и пр.)
10. Провести анализ полученных результатов.
Список литературы:
1. Авдеева, Ю. В. Коммуникативное развитие детей 5-7 лет: пособие для воспитателей, педагогов-психологов ДОУ, родителей / Ю. В. Авдеева, - М.: Сфера, 2012. – 63 с
2. Шеина, Л. И. Квесты – как новая форма взаимодействия взрослых и детей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – с. 439 – 441с.
3. Татьяна Харченко: Квест-игры для дошкольников. Издательство: Детство – Пресс, 2021 г.- 128 с.
Полный вариант статьи в приложении (docx, 33Kb)
Скачать вложение