«В тесноте, да не в обиде» (по сказке В. Г. Сутеева «Под грибом»)
Автор: Мериакри Татьяна Александровна, Савоськина Марина Вячеславовна, Котикова Алевтина Георгиевна, воспитатели МБДОУ «Детский сад № 105», г. РязаньТехнология продуктивного чтения - слушания.
Почему современные дети не любят читать? Отвечая на этот вопрос можно сказать, что современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором, которые дают готовые слуховые и зрительные образы, тем самым снижая интерес к книге, желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли.
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.
Художественные произведения, предлагаемые образовательной программой в детском саду, являются необходимой базой для формирования активной читательской деятельности.
Технология продуктивного чтения - это образовательная технология, обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и ее автору. При изучении художественных произведений главное – «исследование» языкового материала, частичный или всесторонний анализ текста. Восприятие и понимание – основной «продукт» чтения любого текста. Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Читая книгу, воспитатель выступает как партнер детей по восприятию ее содержания (проявляет соответствующие эмоции – удивление, изумление, сострадание и т. п.,) монотонное, механическое (отчужденное) чтение может отбить у детей охоту слушать даже самую интересную книгу.
Технология продуктивного чтения - слушания является инновационной продуктивной технологией, направленной на формирование позиции активного слушателя детей дошкольного возраста.
Авторами данной технологии являются Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. Адаптирована для детского сада Н.Н. Светловой.
Технология продуктивного чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом: работа с текстом до чтения, работа с текстом во время чтения и работа с текстом после чтения.
Применяя технологию продуктивного чтения-слушания в детском саду важно учитывать возрастные особенности детей.
Технология продуктивного чтения-слушания охватывает все сферы читательской деятельности детей дошкольного возраста.
1. Эмоциональная сфера (с 2х лет) - выразительное чтение, совместное скандирование, сопоставление литературного произведения с другими видами искусства, оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом.
2. Сфера воссоздающего и творческого воображения (с 4-5 лет) - Рисование, творческий пересказ, инсценировка, изготовление карт, схем, макетов.
3.Сфера реакции на содержание (5-6 лет) - рассказ о герое, событии, обсуждение поступка героя, выборочный пересказ, постановка вопроса по тексту, ответы на вопросы и так далее.
Сфера реакции на художественную форму (с 7 лет) - наблюдение над звукозаписью, ритмом, рифмой.
Также можно использовать задания, усиливающие эмоциональное и смысловое восприятие текста. Например: пересказ текста, игра «Правда – неправда»; игра «Заколдованные дети» (изобрази мимикой героя). Обсуждение «Как бы ты поступил на месте героя»; игра «Пофантазируем» (придумываем другого героя); игра «Живые картинки»»; придумай другой конец произведения.
Технология продуктивного чтения является инновационной продуктивной технологией, направленной на формирование позиции активного слушателя детей дошкольного возраста.
Занятия с использованием технологии продуктивного чтения - слушания показала эффективность применения данной технологии с детьми дошкольного возраста: дети из пассивных слушателей переходят в слушателей, активно ведущих диалог с автором. У детей формируется осознанное восприятие понимания общего смысла текста, умение извлекать определенную информацию из части текста. Используемая технология позволяет успешно интегрировать знания (понятия) из различных образовательных областей, формировать исследовательские навыки у детей, повышает уровень активной читательской позиции родителей по отношению к тексту и его автору.
Цель:
- Организовать деятельность детей, направленную на знакомство со сказкой В. Г. Сутеева «Под грибом».
- способствовать формированию умения - воспринимать произведение, понимать содержание и смысл и определять характер героев.
- побуждать детей к отзывчивости, взаимовыручке.
Задачи:
Создать условия:
- для формирования интереса к слушанию сказки В. Г. Сутеева «Под грибом» посредством включения детей в игровую деятельность и получить ответ на вопрос;
- формирования понятий: «отзывчивость», «взаимовыручка»;
- для обращения детей к личному опыту.
Словарная работа: уместился, потеснились, дождь пережидает, обсохнуть, гонится; сильнее и сильнее; в тесноте, да не в обиде.
Предварительная работа: Знакомство с пословицами о взаимовыручке, о доброте; рассматривание иллюстрации к сказке, рассматривание картинок с изображением животных; выставка книг автора.
Оборудование: Игрушка - Лягушка, книга сказок В.Г. Сутеева, портрет В.Г. Сутеева, слайды к сказке В. Сутеева «Под грибом».
Литература:
2. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Технология продуктивного чтения: её сущность и особенности использования в образовании детей дошкольного и школьного возраста.– М.: Баласс, 2014. – 43 с.
2. Дзюба М.С. Применение технологии продуктивного чтения для формирования позиции активного слушателя детей дошкольного возраст (опыт работы) [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://www.1urok.ru/categories/19/articles/14374
(Дата обращения 22.04.2021)
3. Нагаева О.Н., Ивченко Ю.В., Виноградова А.Н. Технология продуктивного чтения как механизм реализации преемственности уровней образования // Управление ДОУ. - 2019, №2. - С.62-71.
4. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. – М.: Мозаика-синтез, 2019 – 336 c.
5.Сутеев В.Г.Сказки и картинки. – М.: АСТ, Астрель, 2002. – 236 с.
Полный вариант статьи во вложении (docx, 28Kb)
Скачать вложение