Варежки
Автор: Копытко Марина Анатольевна, воспитатель МДОУ детский сад «Чебурашка», г. Кораблино, Рязанская областьКонспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей 4-5 лет.
Значение ориентировки в пространстве в изобразительной деятельности.
Любая деятельность человека – это активность, регулируемая сознанием, направленная на познание и преобразование окружающего мира. В свою очередь познавательный процесс сопровождается ощущениями и восприятием, к которым относится ориентировка в пространстве.
Ориентировка в пространстве закладывается в раннем возрасте и продолжает развиваться в дошкольном возрасте, являясь более сложным процессом, чем умение различать качественные характеристики предмета. В восприятии пространства ведущая роль отводится органам зрения. При помощи зрительного анализатора выполняется пространственный поиск предмета, ориентация, навигация, а также размер объектов и их изображение, форма, протяжённость, размещение предметов относительно друг друга, объёмность.
В передаче изображения на листе бумаги очень важно передать пропорции предмета. Это сложно для детей дошкольного возраста, так как необходимо различать разницу размеров в пространстве.
Умение различать право-право на себе, на листе, верх и низ листа бумаги – это важная составляющая для многих видов деятельности. Решать задачи в этом направлении в рамках художественно-эстетического развития целесообразно со средней группы. В изобразительной деятельности развивается зрительно-моторная координация, память, внимание, мышление, ориентировка в пространстве и на листе бумаги. На занятиях по рисованию, аппликации, конструированию проводится работа по созданию у дошкольников адекватных образов предметов окружающей действительности.
Возрастная группа 4-5 лет.
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое познавательное, социально-коммуникативное
Цель: организовать образовательную деятельность детей, направленную на формирование представления о симметрии парных узоров; способствовать формированию умения аккуратно и уверенно обводить кисть руки, удерживая карандаш и не отрывая его от бумаги, развитию умения ориентироваться на прямоугольной плоскости листа бумаги; пробудить интерес у детей к изображению на листе бумаги «варежек» по своим ладоням – правой и левой.
Задачи:
Организовать:
· побуждающий мотив к новой деятельности;
· деятельность детей по правильному соотнесению правой и левой руки на листе бумаги; по созданию орнамента (по представлению или по замыслу);
· контроль и анализ результатов самостоятельной деятельности детей.
Активизация словаря: варежка, рукавичка, правая, левая
Материалы и оборудование:
Дидактический материал: проектор, ноутбук, экран или магнитная доска, презентация «Варежки», лист А4, карандаши, декоративный элемент
Раздаточный материал: листы А4, карандаши цветные, декоративные элементы на выбор детей, клей карандаш, салфетка на стол, тряпочки, влажные салфетки
Предварительная работа:
Чтение стихотворений: «Без чего сосну не срубишь?» М. Пляцковского, «Правая и левая» О. Дриз, «Пятерня» С. Михалкова. Беседа о руках человека. Рассматривание зимней одежды с орнаментом –перчаток, рукавичек, шапочек, шарфиков.
ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Мотивационный этап:
Дети становятся полукругом возле воспитателя
Воспитатель: (Указание на внимание)
- Ребята, посмотрите за окно. Наступила, зима и на улице стало холодно. Все взрослые и дети оделись в тёплую одежду, ноги обули в зимнюю обувь, а на руки надели тёплые варежки или перчатки.
Показ слайдов.
Воспитатель: (Демонстрация презентации, рассказ воспитателя)
- Варежки или перчатки бывают разные однотонные или разноцветные, могут быть украшены любыми узорами, например, красивыми снежинками, зверятами, машинками, или просто узорами –это могут быть прямые или волнистые линии, будто след от санок на снегу или другими красивыми узорами
Воспитатель:(Зеркальный показ воспитателя)
- Дети, у нас две руки –правая и левая. Так как две руки, то и варежек или перчаток нам тоже нужно две –правую и левую. Наши руки одинаковые, значит варежки, и перчатки тоже должны быть одинаковыми между собой и повторять узор. Смотрите!
Дидактическая игра «Собери варежки»
Воспитатель:
- Вот только пока к вам шла все мои варежки растерялись и без вас мне их не собрать. Поможете?
- Давайте к каждой варежке мы подберём такую же одинаковую (дети находят в группе недостающие варежки)
Ориентировочный этап:
Воспитатель:
- Ребята, хочу рассказать вам историю, произошедшую с детьми из соседнего детского сада. Утром они пришли в садик, позавтракали, позанимались, поиграли и стали собираться на прогулку, оделись, обулись, а оказалось, что варежки забыли дома. Как нам с вами помочь ребятам, им очень хочется погулять? (Ответы детей)
Исполнительский этап:
Воспитатель:(Показ на вертикальной плоскости)
- Я предлагаю вам создать варежки для ребят из соседнего садика и украсить их.
- Кладём левую руку на лист бумаги -слева, чтобы осталось место для второй варежки. Четыре пальчика соединяем вместе, а один отводим в сторону. Карандашом обводим свою ладошку, старайтесь карандаш нажимать посильнее и не отрывать его от листа, пока не обведёте всю ладонь. Затем убираем руку с листа и соединяем начало линии и конец. Вторую варежку рисуем точно также. Теперь кладём правую руку на лист справа и обводим карандашом, который держим в левой руке. Это трудно, но и эту руку надо тренировать. Также соединяем начало и конец второй варежки. Вот какие получились у нас варежки. Теперь мы их украсим! В центе варежки можно наклеить самый крупный рисунок на выбор. Это может быть снежинка, машинка, или весёлый зайка.
- Берём самую большую картинку, кладём ее лицевой стороной вниз на салфетку, открываем клей-карандаш и намазываем от центра к краям. Старайтесь нанести клей на всю картинку, так она будет лучше держаться на наших варежках. Прижимаем её тряпочкой. Вторую такую же картинку мы наклеим на другую варежку в центре. Маленький разноцветный кружок наклеим вверху каждой варежки, а красивой полоской с узором украсим внизу каждой варежки. Важно дети, чтоб точно такие же наклейки были и на другой варежке и расположены они были также, как и на первой варежке.
- Перед работай я предлагаю вам сделать пальчиковую гимнастику:
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев,
Пять держальцев,
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их не трудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять
Пальчиковая гимнастика проводится 2 раза, затем дети рассаживаются по своим местам и приступают к работе. Затруднившимся детям воспитатель оказывает помощь на отдельном листе.
Рефлексивный этап:
Воспитатель просит детей встать в круг и посмотреть на свои работы.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите на свои варежки и скажите вы одинаково расположили узоры на ваших варежках?
- На какой стороне листа мы нарисовали правую варежку?
- На какой стороне листа мы нарисовали левую варежку?
- Мы помогли ребятам из соседнего садика? Теперь они смогут пойти погулять и руки у них не замёрзнут.
Дети кладут свои работы на стол
Перспективный этап:
Воспитатель:
- Ребята, я предлагаю вам дома нарисовать варежки своим мамам и папам. (Ответы детей)
Список использованных источников
1. Л.А. Парамонова Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Истоки». – М.:, «ОЛМА Медиа Групп», 592 с.
2. И.А Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» (средняя группа). – М.: Творческий центр Сфера, 2007. – 143 с.
3. Программа развития и обучения дошкольника для детей 4-6 лет «Учимся ориентироваться в пространстве» – М.: «Олма –Пресс», 2002. – 32с.
4. Т.А. Шорыгина «Учимся ориентироваться в пространстве: Материалы для развития пространственного восприятия у дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2017. — 80 с.
5. В.А. Козлова «Ориентировка в пространстве» – М.: «Дрофа», 2017. – 30с.
Презентация к занятию во вложении (pdf, 1Mb)
Скачать вложение