Весеннее приключение
Автор: Славнова Ольга Владимировна, воспитатель МДОУ «Детский сад «Колосок», г.Михайлов, Рязанская областьКонспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе (4-5 лет)
Аннотация
Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. К сожалению, современные дети все меньше общаются с природой, а ведь дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. И задача взрослых- воспитывать у детей интерес к нашим соседям по планете, в частности к птицам. Тема «Птицы» выбрана мной не случайно. Именно птицы окружают нас круглый год, приносят радость и пользу людям. Они - объект наблюдения в течении всего года. При обследовании детей нашей группы я пришла к выводу, что дети мало знают о птицах, путают зимующих и перелетных птиц, не всегда устанавливают логические связи (изменение времени года и перемещение птиц). Чтобы восполнить это пробел, вызвать у детей интерес к данной теме, мной было разработано занятие по познавательному развитию. В ходе данного занятия дети познакомились с перелетными птицами, их образе жизни в весенний период, внешними отличиями, последовательностью их возвращения, особенностями питания и мест жительства. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволяет игра. Для достижения своей цели я использовала интерактивную дидактическую игру.
Цель: организовать деятельность детей, направленную на усвоение знаний о перелетных птиц (грачей, скворцов, ласточек), изменениях в их поведении с приходом весны.
Задачи:
Обучающие:
- создать условия для знакомства с перелетными птицами: грач, скворец, ласточка, последовательностью их возвращения; особенностями питания;
- уточнить и расширить представление о перелетных птицах, их образе жизни в весенний период;
- закрепить их внешние признаки, строение, места жительства;
- тренировать способность образования названий птенцов в родительном падеже множественного числа;
- закрепить знание отличительных признаков весны.
Развивающие:
- способствовать расширению и активизации словарного запаса детей;
- развивать диалогическую речь, внимание, память, мышление.
Воспитательные:
- создать условия для воспитания бережного отношения к птицам.
- формировать интерес к устному народному творчеству (пословицам, поговоркам, приметам).
Материал: игрушки заяц и медведь, макет леса (березы 2 шт., 2 ели (большая, маленькая)), макет берлоги, картинки с признаками разных времен года, конверт с заданиями, аудиозапись пения птиц, интерактивная дидактическая игра, шапочки: «Солнца», «Снежинки», зимующих и перелетных птиц; мяч.
Ход образовательной деятельности
Мотивационный этап |
- Ребята, посмотрите какая сегодня замечательная погода. А кто из вас помнит, какое время года наступило? (Дети: Весна) - А по каким признакам можно узнать весну? Найдите картинки, которые относятся к весне. (На столе разложены картинки с признаками разных времен года. Дети выбирают картинки, соответствующие признакам весны (яркое солнце, ручьи, капель, проталины, возвращение перелетных птиц, животные после зимней спячки, животные, меняющие шерсть, подснежники, ветка с набухшими почками,) и располагают их на магнитной доске. - Какие вы молодцы, все признаки весны знаете! Посмотрите, кто к нам пришел! (Выставляется игрушечный серый заяц.) - Ребята, Зайчишка очень расстроен, он не знает, что ему делать. Он все зиму ждал, когда наступит весна и проснется его друг, Медвежонок и они смогу вместе играть, резвиться. Но Медвежонок никак не просыпается, потому что не слышно птиц, которые его будили. |
Ориентировочный этап |
- Что же делать? (Дети: Нужно помочь Зайчонку.) - Вы готовы помочь Зайчонку? А как вы будете ему помогать? (Дети: Разбудим Медвежонка) - Ну, тогда нужно отправляться на выручку. А где же нам найти Медвежонка? (Дети: В лесу). Но, прежде чем мы отправимся в лес, давайте с вами вспомним, как себя там нужно вести. (Дети: Не шуметь, ветки не ломать, не мусорить и т.д.) - Ну что же, ребята, пора отправляться в дорогу. Готовы? (Дети: Да, готовы.) Проводится физкультминутка. Дети идут друг за другом по кругу, выполняя движения согласно тексту.
- Собирайся, детвора! |
Исполнительский этап |
- Ну вот, мы и добрались. Зайчишка говорит, что его друг спит в берлоге под большой елью. Где же она? (Дети ищут нужную ель.) - А как вы догадались, что это ель и именно та? (Дети: По ее строению, иголкам, размеру) (На ветке ели прикреплен конверт.) - Что это? (Письмо для нас). Давайте прочитаем, что там написано: «Не хочу, чтобы птицы пели, от них много шума, поэтому я их заколдовала. Но если вы выполните мои задания из волшебного сундука, то я их расколдую. Злая колдунья» - Так вот в чем дело, вот почему не слышно птиц. Вы готовы выполнять задания? Справитесь? (Дети: Да) (На интерактивной доске появляется изображение сундука) - А вот и сундук. Здесь написано: «Без труда, не выловишь и рыбки из пруда». - Как это понять, ребята? (Дети: Что бы что-то получить, нужно потрудиться.) (На экране появляется изображение книги.) - Какие вы молодцы. Смотрите, а вот и книга с заданиями. И первое задание: «Отгадай, кто это». В этой книге нет картинок. Если мы с вами отгадаем загадки, то картинки появятся. Проводится интерактивная игра 1. - Черный, проворный, кричит «Крак!», червякам враг (Дети: Грач) (Открывается изображение грача.) - Правильно, это грач. Посмотрите, какой он? Это черная птица, похожа на ворону. У грача большой клюв. Прилетает одним из первых, как только появляются проталины. Ходит по пашням, поедает червяков, личинок жуков. Послушайте, какую про него поговорку сложил народ «Грач на горе- весна на дворе» 2. - На шесте - дворец, во дворце живет певец, а зовут его…. (Дети: Скворец) (Открывается картинка с изображением скворца.) - Правильно, это скворец. Давайте его внимательно рассмотрим. Что можно рассказать о его внешнем виде? Какой он? (Дети: Он не большой, меньше грача. Черный с фиолетовым, зеленым отливом. Белые крапины на грудке, голове и крыльях. У него острый клюв.) - Скворцы прилетают вслед за грачами. Питаются сначала дождевыми червями, а позже гусеницами. Скворцы живут в дуплах, но часто люди делают для них домики- скворечники, чтобы они могли жить рядом с ними. Как вы думаете, почему? (Дети: Чтобы слушать пение птиц. Они помогают сберегать урожай в саду и огороде, поедая насекомых, гусениц.) В народе есть примета: «Увидал скворца- знай, весна у крыльца». 3. - Угадайте, что за птичка: темненькая невеличка, беленькая с живота, хвост раздвинут в два хвоста? (Дети: Ласточка). (Открывается изображение ласточки) - Какие вы молодцы, ребята. Правильно, это ласточка. А что можно сказать про нее, какая она? (Голова, спинка и крылья черные, грудка белая. Клюв маленький и острый, хвост раздвоен.) Ласточки прилетают к нам позже всех, потому что в небе, где они обитают и питаются, насекомые появляются позже. Есть примета про ласточку, по которой можно узнать, будет дождь или нет: «Если я летаю низко, значит, дождик где-то близко». А кто из вас помнит, как называются птицы, которые прилетают к нам весной? (Дети: Перелетные) Правильно, перелетные. А почему они улетают на зиму в теплые края? (Дети: Зимой для них нет корма). - А как называются птицы, которые остаются на зиму и не улетают? (Дети: Зимующие). - Есть у нас игра одна, вам понравится она. (Проводится подвижная игра «Зимующие и перелетные птицы»: в середине на расстоянии друг от друга стоят два ребенка в шапочках с изображением солнца и снежинки. Остальные дети в шапочках зимующих и перелетных птиц бегают в рассыпную со словами: «Птички летают, зерна собирают. Маленькие птички, птички-невелички.» После этих слов «перелетные птицы» бегут к «Солнцу», «зимующие» - к «Снежинке») - Отгадайте загадку: «Без рук, без топорёнка построена избёнка» (Дети: Гнездо). - Ребята, а как вы думаете, зачем птицы строят гнезда? (Дети: Для того, чтобы отложить яйца и высиживать птенцов). - А из чего они их строят? (Дети: Из сухой травы, веточек, соломинок, пушинок, кусочков коры, глины) А где птицы строят свои гнезда? (Дети: На деревьях, под крышей дома, в дупле, в кустах, в траве, на земле.) Следующее задание: «Каждому свой дом» (На интерактивной доске изображение птиц и виды гнезд. Дети называют птиц и расселяют по своим гнездам: ласточка- гнездо под крышей дома, скворец- скворечник, грач-гнездо на дереве. После выполнения задания звучит аудиозапись пения птиц.) – Ребята, вы слышите пение птиц? У вас всё получилось, вы такие молодцы. Вот и Медвежонок проснулся. (Из берлоги достается игрушечный медведь. Зайчонок благодарит детей за помощь.) - Зверята хотят с вами сыграть в игру «Кто у кого». Проводится игра с мячом. - Я вам буду бросать мяч, вы называете в ответ детенышей. У гуся- гусята, у утки-…(утята), у грача-…(грачата), у скворца-…(скворчата), у стрижа-…(стрижата), у журавля-…(журавлята), у вороны-…(воронята), у сороки-…(сорочата), у соловья-...(соловьята) у кукушки-…(кукушата), у аиста-…(аистята), у орла-…(орлята) - Подошло время отправляться нам домой, ребята. Попрощайтесь с друзьями. (Дети прощаются с Зайчонком и Медвежонком. Возвращаются к своим местам.) |
Рефлексивный этап |
- Ребята, вы такие молодцы! Помогли Зайчишке разбудить его друга Медвежонка. А как вы это сделали? (Выполняли задания, чтобы расколдовать птиц.) - Какие задания вы выполнили? (Отгадывали загадки, расселяли птиц по своим домам.) Что больше всего вам понравилось? Что нового вы узнали? (Что первыми прилетают грачи, следом за ними скворцы, затем ласточки. Люди делают скворечники, для того чтобы рядом жили скворцы. Птицы помогают людям сберечь урожай. По поведению ласточки можно узнать, будет дождь или нет.) |
Перспективный этап |
- Кому вы расскажете о том, что вы сегодня узнали нового о перелетных птицах граче, скворце, ласточки? Вечером с детьми нарисовать скворечники или сделать аппликацию. Предложить детям совместно с родителями изготовить и развесить скворечники, понаблюдать за птицами. |
Используемый материал:
Изображение ласточки (Электронный ресурс). - Режим доступа: URL: https://solydus.ru/mozhno-li-uvidet-lastochku-v-zimnem-lesu-pereletnaya-ptica.html (Дата обращения: 21.12.2021 г.)
Изображение грача- (Электронный ресурс). - Режим доступа: URL: https://moi-raskraski.ru/raskraski-ptitsy/raskraska-grach (Дата обращения: 21.12.2021 г.)
Изображение скворца- (Электронный ресурс). - Режим доступа: URL: https://wood-fantasy.ru/articles/skvorec-kratkaya-informaciya (Дата обращения: 21.12.2021 г.)
Изображение сундука-(Электронный ресурс). - Режим доступа: URL: https://starwars-galaxy.ru/raznoe/sunduk-kartinka-200-besplatnye-sunduk-dengi-izobrazheniya.html (Дата обращения: 21.12.2021 г.)
Изображение свитка-(Электронный ресурс). - Режим доступа: URL: https://papik.pro/risunki/439-svitok-risunok-27-foto.html
https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2018/02/14/vesna-priznaki-vesny (Дата обращения: 21.12.2021 г.)
Загадка про скворца- (Электронный ресурс). - Режим доступа: URL: https://ihappymama.ru/iq/zagadki/zagadki-pro-skvortsa-s-otvetami/ (Дата обращения: 23.12.2021 г.)
Загадка про ласточку- (Электронный ресурс). - Режим доступа: URL: https://ihappymama.ru/iq/zagadki/zagadki-pro-lastochku-s-otvetami/ (Дата обращения: 23.12.2021 г.)
Загадка про грача-(Электронный ресурс). - Режим доступа: URL: https://ihappymama.ru/iq/zagadki/zagadki-pro-gracha-s-otvetami/ (Дата обращения: 23.12.2021 г.)
Фон (Электронный ресурс). -Режим доступа: URL: https://stihi.ru/pics/2021/02/22/2348.jpg (Дата обращения 21.12.2021 г.)
Решетников Н.А. «Мир животных в русском народном календаре» (Электронный ресурс). - Режим доступа: URL: http://opentextnn.ru/old/man/index.html@id=6149 (Дата обращения: 23.12.2021 г.)
Скачать вложение