Витамины для доктора Айболита
Автор: Кулешова Светлана Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 121», г. РязаньМетодическая разработка комбинированной организованной образовательной деятельности для детей средней группы(4-5 лет).
В настоящее время много написано и сказано о необходимости экологического образования детей. Разработано большое многообразие программ по экологическому воспитанию дошкольников, которые обогащают детей знаниями - от живой клетки до космических тел. Несомненно, это расширяет кругозор дошкольников, учит любить и охранять природу, а также готовит их к стремительной жизни в современном мире.
Но также неопровержимо и то, что человек- неотъемлемая часть природы. Отсюда вытекает, что знания об организме человека, о полезных и вредных веществах для организма- есть одна из сторон экологического воспитания. Охраняя природу, человек охраняет своё здоровье. Чтобы глубже ребёнок осознал это «правило» взаимосвязи, прививать это понимание нужно с детства. Да, именно дошкольное детство является тем сенситивным периодом, в котором человек узнаёт больше, чем во всю оставшуюся жизнь. Исследователи утверждают, что точно также как ребёнок выносит знания о вещах, явлениях, он может и должен вынести понимание сущности природы и понимание тесной взаимосвязи с ней. Цель экологического воспитания- формирование у дошкольника осознанного восприятия окружающей действительности, сопереживания, сочувствия, а самое главное - забота о окружающей среде и о своем здоровье, формирование желания и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Ребенок должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Все это выдвигает на первый план задачу по передаче детям знаний о правилах ЗОЖ, выработке у дошкольника умений и навыков, способствующих сохранению своего здоровья.
Цель: организовать образовательную деятельность детей, направленную на усвоение и закрепление полученных знаний детей о пользе витаминов: способствовать формированию у детей необходимости заботы о своем здоровье и, в первую очередь, правильном питании;
создать условия для развития у детей мелкой моторики, умения вырезать детали аппликации по предварительной разметке воспитателя, умения располагать и прикреплять детали на основу.
способствовать воспитанию у детей эмоциональной отзывчивости, вызвать у детей желание помочь сказочным героям, попавшим в беду.
Задачи:
организовать:
1. Условия для уточнения и закрепления знаний детей о витаминах группы А, В, С, Д;
2. Понимание детьми особенностей правильного питания и роли витаминов;
3. Условия для практических самостоятельных действий детей по отработке умений применять полученные знания;
4. Контроль результатов самостоятельных действий детей;
5. Подведение итогов занятия.
Предварительная работа
Чтение сказок, стихотворений о полезных фруктах и овощах, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций.
Материал:
Демонстрационный:
Письмо от зверушек из Африки, проектор, ноутбук, экран, презентация «Где спрятался витамин», игрушки- «витаминки», игрушки-муляжи овощей и фруктов, корзинки, посылка.
Раздаточный: заготовки из цветной бумаги с изображениями овощей и фруктов, клей, кисточки для клея, подстилки, поднос с фруктами для каждого ребенка.
Ход деятельности:
1. Мотивационный этап
Ребята, посмотрите, к нам в группу сегодня пришло письмо. Какое оно интересное, какие красивые марки наклеены. Ой, кажется письмо пришло из Африки. Давайте скорее его откроем. Это письмо от зверят. У них случилась беда. Заболел …. Доктор Айболит!
Вот что они пишут.
Письмо:
Здравствуйте, дорогие ребятишки, девчонки и мальчишки. Решили обратиться к вам с просьбой. Может быть, вы сможете нам помочь. Случилась беда. Заболел Доктор Айболит. Не ест, не пьёт, только спит все время. Не радует его ни мороженое, ни пирожное, только хуже становится. А витамины Доктор Айболит все зверятам раздал. Не знаем, чем его лечить. А вы все такие красивые, здоровенькие, и щёчки у вас румяненькие. Наверное, секрет какой-то знаете. Поделитесь с нами, как нам Доктора Айболита вылечить. Только просим помочь быстрее, а то ему совсем плохо.
Воспитатель:
- Да, грустная история. Ребята, как вы считаете, сможем мы помочь вылечить Доктора Айболита?
2. Ориентировочный этап
Воспитатель:
- Ребята, а как вы думаете, почему заболел доктор Айболит?
(выслушать ответы детей)
- А чтобы узнать, для чего нужны витамины, и почему они полезны, я предлагаю вам отправиться в путешествие.
- Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся. Мы пожмем друг другу руки, побежит тепло по кругу. Мы посмотрим друг другу в глазки и окажемся в Витаминной сказке. Добро пожаловать в страну Витаминию!
3. Исполнительский этап
Воспитатель:
- Ребята, а как вы думаете, зачем человеку нужны витамины? (Ответы детей).
- Витамины — это такие вещества, которые помогают ребенку расти крепким и здоровым. Чтобы быть здоровым, сильным, бороться с микробами и не поддаваться болезням, нужно кушать витамины. Витамины, как солдаты, охраняют наш организм от разных болезней. Поэтому витамины нужны не только детям, но и взрослым.
А вы знаете, где можно найти витамины? (Ответы детей). Очень много витаминов содержится во фруктах и овощах, а также в других продуктах, которыми питаются люди. И если ребенок получает этих витаминов недостаточно, то он начинает много болеть и плохо растет. У витаминов есть имена. Какие витамины знаете вы? (Ответы детей) Их зовут А, В, С, Д они обозначаются большими латинскими буквами.
Все они живут в нашей волшебной стране Витаминии.
3.1. Игра «Где спрятался витамин»
Воспитатель:
- Посмотрите, ребята, кто к нам пришел? Догадались? (вносится игрушка). Это витамин «А». Как вы думаете, для чего нам нужен витамин А? Чтобы у нас были всегда зоркие здоровые глаза нужно кушать витамин А. А давайте проверим, зоркие ли у нас глазки?
3.2. Гимнастика для глаз «Овощи»
Ослик ходит выбирает,
Что сначала съесть не знает. (обвести глазами круг)
Наверху созрела слива, (посмотреть вверх)
А внизу растет крапива, (посмотреть вниз)
Слева – свекла, справа – брюква, (посмотреть влево- вправо)
Слева – тыква, справа – клюква, (посмотреть влево- вправо)
Снизу – свежая трава, (посмотреть вниз)
Сверху – сочная ботва. (посмотреть вверх)
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю слег. (зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, повторить 2 раза)
- Все молодцы, отлично справились с заданием!
- Ребята, в нашей сказочной стране есть волшебное зеркало, которое показывает, в каких продуктах содержится витамин А (демонстрация слайдов на интерактивной доске) а теперь посмотрите внимательно и назовите (это морковь, свекла, тыква, яблоко, болгарский перец). А еще этот витамин есть в рыбе, курином мясе, яйцах. (предложить одному из детей собрать продукты, овощи и фрукты, в которых живет витамин «А», спросить остальных детей, правильно ли выполнено задание, похвалить ребенка за выполнение задания). Корзиночку с продуктами ставим на стол перед игрушкой, изображающей витамин «А».
Воспитатель: помни истину простую - лучше видит только тот, кто жует морковь сырую, или пьет морковный сок.
Давайте вспомним еще один витамин. Его зовут витамин «В» (вносится игрушка). Как вы думаете, для чего нам нужен витамин «В»? (Он помогает работать нашему сердцу). Давайте посмотрим в нашем волшебном зеркале, где же мы можем встретить витамин «В» (Дети называют-это молоко, мясо, хлеб, кукуруза, орехи.)
Предложить одному из детей собрать продукты, овощи и фрукты, в которых живет витамин «В».
Воспитатель:
- Очень важно спозаранку есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам, и не только по утрам.
Ну что продолжим разговор о витаминах. Для чего мы едим продукты с витамином «С»? (Для того, чтобы наш организм был как крепость, не позволял микробам заразить нас болезнями очень нужен витамин «С»).
- Посмотрите, ребята, (вносится игрушка) этот витамин мы можем найти во всем кислом. (Смотрим в «волшебное зеркало, дети называют - это лимон, апельсин, смородина, клубника, капуста, редис, лук).
Предложить одному из детей собрать продукты, овощи и фрукты, в которых живет витамин «С».
Воспитатель:
- От простуды и ангины помогают апельсины.
Ну, а лучше съесть лимон, хоть и очень кислый он.
Рассмотрим еще один витамин - «Д». Как вы думаете, для чего нашему организму нужен этот витамин? (Ответы детей). (Он делает наши руки и ноги крепкими). Его можно найти в таких продуктах как… (просмотр слайда, ответы детей - рыбий жир, молоко, яйца, куриное мясо, сливочное масло, сыр, лесные грибы) А еще витамин Д появляется в нашем организме, когда мы гуляем на солнышке.
Рыбий жир всего полезней,
Хоть невкусный - надо пить
Он спасает от болезней,
Без болезней - лучше жить!
Предложить одному из детей собрать продукты, овощи и фрукты, в которых живет витамин «Д».
Но крепкими и здоровыми наши руки и ноги делает не только витамин «Д», но и..
3.3. Зарядка «Лягушки»
На болоте две лягушки (Руки согнуты в локтях и подняты вверх).
Две зелёные подружки (Наклоны влево, вправо).
Утром рано умывались, (Показывают, как умываются.
Полотенцем вытирались. ( Показывают, как вытираются).
Ножками топали, (Топают ногами).
Ручками хлопали. (Хлопают руками).
Вправо, влево наклонялись (Руки на пояс, наклоны).
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзья большой привет! (Руки вперёд и в стороны).
3.4. Игра «Правильно, правильно, совершенно верно»
Сейчас я вам буду читать маленькие стихотворения, если я буду рассказывать о полезных вещах, вы отвечаете «правильно, правильно, совершенно верно». Если нет, то молчите. Готовы? (Ответы детей)
1. Если хочешь стройным быть,
Надо сладкое любить.
Ешь конфеты, жуй ирис,
Строен будь, как кипарис. (дети молчат)
2. Чтобы правильно питаться,
Вы запомните совет:
Ешьте фрукты, кашу с маслом,
Рыбу, мед и винегрет. (дети отвечают)
3. Не забудь перед обедом
Пирожком перекусить.
Кушай много, чтоб побольше
Свой желудок загрузить. (дети молчат)
4. Нет полезнее продуктов
Вкусных овощей и фруктов.
И Олесе и Полине –
Всем полезны витамины. (дети отвечают)
5. Лук, петрушка и капуста
Ты попробуй - это вкусно! (дети отвечают)
6. Чтобы зубы не болели
Ешь конфеты-карамели (дети молчат)
7. Фрукты и овощи перед едой
Тщательно, очень старательно мой. (дети отвечают)
8. Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок,
И тогда ты точно будешь очень строен и высок. (дети отвечают)
Воспитатель:
- Ну что же, вы молодцы, все правильно, а теперь ребята отгадайте загадку.
3.6. Загадка
Вкусный, сладкий и полезный
Витаминов полон он.
Пьют ребята непременно.
Он напитков - чемпион!(сок)
3.7. Игра с мячом «Полезный сок»
Воспитатель кидает ребенку мяч и говорит « Полезный сок…»
Из яблока - яблочный
Из груши - грушевый
Из персика – персиковый
Из абрикоса – абрикосовый
Из помидора – томатный
Из ананаса - ананасовый
Из банана – банановый
Из апельсина - апельсиновый
Из моркови - морковный
Из вишни – вишневый
Из клубники – клубничный
Из арбуза - арбузный
Из винограда - виноградный
Из граната - гранатовый
Из тыквы - тыквенный
Воспитатель:
- Молодцы, ребята, все эти соки полезны для нашего организма, так как содержат много витаминов! Ну вот мы открыли все секреты, как здоровье сохранить. Выполняйте все советы и легко вам будет жить! Давайте попрощаемся с нашими друзьями – витаминками и волшебной страной Витаминией и вернемся в группу. Скажем волшебные слова: 1,2,3,4,5 - вот и в группе мы опять!
- Я вот думаю, ребята, мы так много с вами узнали про витамины и про то, где они содержатся, но вот как же нам написать ответ зверятам, ведь наши дети писать не умеют? Предлагаю отправить в Африку посылку - овощи, фрукты, ягоды и грибы, полезные для здоровья. Но Африка далеко, они могут испортиться. Что делают, чтобы овощи не испортились? (Консервируют овощи в банках). Давайте и мы попробуем так сделать.
3.8. Аппликация
Вырезание из цветной бумаги различных овощей и фруктов по заранее обозначенному воспитателем контуру.
- Вырезаем чётко по контуру. Наклеивание на основу (схематичное изображение банки) по очереди. Дети называют, что «кладут» в банку, определяя, что это: овощ, фрукт, ягода, гриб. Напоминаю детям, что из овощей и грибов делают соленья, а из фруктов и ягод - варенье и компот. В яблоках и грушах содержится витамин «А», в помидорах и огурцах – витамин «В», в клубнике - витамин «С», ну а в лесных грибах есть витамин «Д».
3.9. Итог
Воспитатель:
- Ну что же ребята, посылка для доктора Айболита готова (складывает работы в посылку). Теперь я отнесу ее на почту и отправлю в Африку. Я думаю, наша посылка с витаминами поможет доктору Айболиту быстро поправиться.
- А наши ребята любят есть овощи и фрукты? (ответы детей)
- Очень любят и всем советуют.
Все вместе:
Никогда не унываем и улыбка на лице,
потому что принимаем витамины «АВС».
Мы запомним навсегда-
Для здоровья нам нужна
Витаминная еда.
4. Рефлексивный этап
Воспитатель:
- Ребята, давайте вспомним, где же мы сегодня с вами побывали?
- А для чего мы отправились в страну Витаминию?
- И кто же нам помог вылечить доктора Айболита?
- А вы знаете, что и для вас наши друзья - витамины прислали витаминное угощение из страны Витаминии. (Вынести тарелки с нарезкой из фруктов и овощей)
5. Перспективный этап
Воспитатель:
Скажите, дети, а вы хотели бы узнать еще что-то интересное про пользу витаминов в продуктах? Тогда сегодня вечером мы прочитаем с вами интересную сказку про девочку Катю и овощи.
Литература:
1. Программа «От рождения до школы» / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой в соответствии с ФГОС . – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2018. – 334с.
2. Прозоровский В. Б. Витамины для всех возрастов. Полный справочник. Все, что нужно знать о витаминах и микроэлементах / В.Б. Прозоровский. – М.: Центрполиграф, 2015. – 160c.
3.Руфанова, Е. Витаминное меню / Е. Руфанова. – М.: Газетный мир «Слог», 2013. – 151 c.
4. Совиньская Агнешка. Витаминки и другие обитатели ягод, овощей и фруктов. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. – 32 с.
5. Чуб Н.В. Сказки- витаминчики. – Х.: Ранок, 2017. – 77 с.
Презентация к занятию во вложении (pdf, 1Mb)
Скачать вложение