Волшебница вода
Автор: Шишкина Татьяна Гавриловна, педагог дополнительного образования МАДОУ «Детский сад № 35», г. РязаньМетодическая разработка по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет).
Методическая разработка подготовлена в соответствии с ФГОС ДО, и направлена на формирование экологической культуры дошкольников. ФГОС ДО ориентирует конкретное содержание образовательных областей на реализацию в определённых видах деятельности, особое внимание уделяя познавательно-исследовательской.
Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности. Исследовательскую деятельность, по мнению А.И. Савенкова, следует рассматривать как «особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения». Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.
В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. Его любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира.
Когда же начать формировать экологическое сознание, как ни в раннем детстве, привития этических норм, признания ответственности за использование природных ресурсов Земли и необходимости сделать жизнь гармоничной.
В последние годы загрязнение окружающей среды стало одной из наиболее актуальных глобальных проблем. И если ребёнок, как можно раньше не осознает своё негативное влияние на природу, то может стать слишком поздно. Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Природа должна рассматриваться как мир, в котором ребенок рождается, живет и познает окружающую действительность, самого себя. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в природе, в частности, научить детей бережно и экономно относиться к воде. Обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Всё это подчеркивает актуальность данной методической разработки.
Дошкольники не осознают значение воды в жизни человека. А так как, вода играет огромную роль в нашей жизни, очень важно научить детей – наше будущее поколение – бережно относиться к воде.
Эта разработка позволяет рассказать детям о свойствах воды путем экспериментирования через органы чувств, наглядных образов и вспомогательных материалов; узнать, в ходе игровой деятельности, об основных источниках загрязнения воды и о способах её очистки; научит сопереживать друг другу; помогать героям, попавшим в беду.
Цель: развитие познавательно-исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.
Задачи
• проверять возможные решения экспериментальным путём;
• познакомить с понятиями «прозрачность», «текучесть», «плотность», «вкусовые качества» воды;
• учить делать выводы на основе познавательно-исследовательской деятельности;
• формировать навыки проведения лабораторных опытов;
• воспитывать бережное отношение к воде;
• воспитывать умение слушать других, взаимодействовать в команде, договариваться между собой.
Оборудование: Звуки воды, презентация «Волшебница вода», рыбка в банке, стеклянные емкости, соль, краски, шприц, салфетки, стаканчики, ложки цветные, прозрачная стеклянная или пластиковая бутылка, клеёнки, ребус «море», «волшебный сундучок» с корзинками и магнитами, контейнеры для сортировочного пункта, «мусор» (бросовый материал из пластика, бумаги и металла), ткань синего цвета – иммитация озера.
Ход занятия:
Организационный момент
Ребята, у нас сегодня присутствуют гости. Давайте их, поприветствуем (добрый день).
Эмоциональная настройка детей.
Какое у вас настроение? (Ответы) Теперь поприветствуем, друг друга и передадим друг другу своё настроение. (Дети становятся все в круг и подаем друг другу ладонь) (слайд 2)
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
Шум воды (запись)
Я слышу какие-то звуки? Как вы думаете, что это за звуки? (Ответы детей)
Правильно звук воды. (слайд 3)
Вода - самое главное и интересное вещество на нашей планете Земля, без которого не возможна жизнь! Наша планета больше покрыта водой, чем сушей! Тогда почему же наша планета называется ЗЕМЛЯ? (ответы детей о том, что живем мы на суше, на земле, а не в воде).
Правильно ребята! И сегодня мы с вами узнаем насколько удивительно такое вещество, как вода.
1. Мотивационный этап
Стук в дверь (Передают банку с рыбкой)
Ребята, к нам, в детский сад, пожаловала жительница водной стихии. У неё что-то случилось? Давайте узнаем…
Рыбка, почему ты к нам приплыла? У тебя что-то случилось?
(подносит банку к уху)
Ребята, рыбка говорит, что у морского царя Нептуна были волшебные краски. (слайд 4) Этой краской Нептун раскрашивает морских обитателей в яркие цветные тона, превращает тёмную морскую пучину в цветную. (слайд 5)Однажды он обходил свои владения и потерял их. Эти краски нужно срочно найти, иначе весь океан погрузится во тьму. Она говорит, что Морской царь Нептун отправил её на их поиски, но одной ей не справиться, поэтому она просит помощи у вас!
2. Ориентировочный этап
Ну, что вы готовы помочь рыбке? (да)
Нам нужно отправиться на поиски волшебных красок…Вы готовы? (да)
И отправимся в него мы на корабле. (слайд 6)
Итак, проходите на борт корабля и занимайте места.
Ребята, предлагаю, сделать наше путешествие за красками, не только увлекательным, но и полезным. Вы согласны? (да)
- Тогда посмотрите, на борту нашего корабля находится лаборатория, в которой мы можем узнать много интересного о таком загадочном веществе, как вода.
3. Исполнительский этап
Внимание! Прежде, чем отправится в путешествие, мы должны сказать волшебные слова:
Плыви, плыви, кораблик,
На запад, на восток,
Канаты – паутинки,
А парус – лепесток! (Звучит шум реки)
Итак, мы начинаем наше увлекательное кругосветное путешествие!
Наша первая остановка
Лентой вьётся на просторе,
А потом впадает в море.
Широка и глубока...
Как зовём её? ...(Река)
На экране изображение реки Нил (слайд 7)
Мы проплываем по реке Нил, это самая длинная река на нашей планете.
Педагог: Ребята, почему мы не включали двигатели нашего корабля? Как вы думаете, что толкает наш корабль? (течение)
Опыт №1. «Вода в реке может течь»
Берем два стакана, один с водой, другой - пустой. Мы аккуратно переливаем воду из одного стакана в другой. Вода льется, потому что она жидкая. На этом опыте мы доказали еще одно важное свойство воды-оно называется текучестью.
Ребята, кто-то видел здесь волшебные краски? (нет)
Тогда отправляемся дальше. Что-то наш парусник замедлил ход, а вот и совсем остановился, нет ветра. Давайте подуем, может ветер появится.
Дети выполняют дыхательную гимнастику.
Молодцы! Теперь мы можем двигаться дальше. И путь наш лежит по озеру. (слайд 8) Озеро меньше моря, но больше реки. И самое известное, самое глубокое, самое древнее и самое большое – озеро Байкал. Какая же вода в этом озере?
Опыт №2. «Прозрачность воды»
Опускаем в стакан с водой ложку. Делаем вывод, что вода - прозрачная.
Ребята, вы знаете, какая вода на вкус в этом озере? (ответы детей). Давайте проверим это на опыте.
Опыт №3. «Определи воду (пресная)»
Я вам налью воды из этого озера в стаканчики и предлагаю ложкой набрать воду и попробовать её на вкус (пресная – без вкуса).
Ребята, такая же вода в реках, болотах и родниках (на экране фото озёр, болот и родников и рек) (слайд 9). Ребята, в пресной воде обитает много рыб и только пресную воду мы можем пить. Пресной воды совсем мало на нашей планете и её надо беречь. Но люди не берегут такую воду и загрязняют её.
А сейчас, я предлагаю прогуляться по берегу озера.
Физкультминутка «Волны плещутся...»
Волны плещутся за нами, (дети машут руками, изображая волны)
Что нам чудится в тумане? (дети вытягивают руки вперёд)
Это мачты кораблей (руки вверх),
Пусть плывут сюда скорей! (приветственно машут руками)
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем (ходьба на месте).
Ищем ракушки в песке (наклон вперед),
И сжимаем в кулаке (дети сжимают кулачки)
Чтоб побольше их собрать,
Надо чаще приседать (приседания).
Дети подходят к иммитации озера (синяя ткань). Посмотрите только, кто-то накидал здесь мусор. (Бумага, пластик и железо) В нашей лаборатории есть волшебный сундучок. Давайте откроем его и выберем, чем мы можем очистить озеро. Как вы думаете, чем можно его очистить? (Бумагу и пластик - собрать, а железный - магнитами). Молодцы!
Недалеко есть сортировочный пункт, в котором мусор нужно разделять. Металл - в один контейнер, бумагу и пластик - в другие.
Игра «Сортировка мусора»
Какие вы, ребята, молодцы. Настоящие эколята!
Вы не только очистили всё озеро, но даже нашли волшебные краски!
Ребята, нам нужно вернуть краски морскому царю. Занимайте свои места на нашем корабле, и мы поплывём дальше (дети садятся на стулья за столы).
Куда же мы теперь отправимся, чтобы вернуть волшебные краски? Нам поможет следующая подсказка от рыбки.
Ребус на доске, где зашифровано слово «МОРЕ» (слайд 10)
Далее на экране изображение моря. (слайд 11)
Правильно, мы поплывем с вами по морю.
Как же хочется пить! Давайте наберем морскую воду и попьём её. Или её нельзя пить? (Ответы детей, что пить её нельзя, т.к. она соленая) Есть даже такая пословица: Кругом вода - а с питьем беда.
- Ребята, а вы знаете, почему в море вода соленая?
- Потому, что в море растворены соли.
Давайте попробуем сделать морскую воду в нашей лаборатории. Что нужно сделать, чтобы вода стала солёной? (Добавить в воду соль)
Опыт №3 «Морская вода в стакане»
(Добавляют соль в пресную воду, размешивают её ложкой и кончиком языка пробуют на вкус.)
- А я знаю, чем еще отличается соленая морская вода от пресной. Даже могу вам показать разницу морской воды и пресной, а вы мне поможете…
Опыт №4 «Плотность воды» (показывает педагог)
Возьму 2 стакана. В один – налью воду из озера. Какая она? (пресная) В другой – положу соль и получится солёная вода. Где можно встретить такую воду? (в море) Берём шприц и воду из первого стакана переливаем во второй.
Солёная вода как более плотная и более тяжелая опустилась вниз, а пресная, как более лёгкая осталась на верху. Вот почему в море легче научиться плавать, солёная вода выталкивает нас на поверхность.
Звучит сигнал SOS
Что случилась? Ребята в море разлилась нефть? (Крахмальная вода и чёрная гуашь, разведенная до жидкого состояния.) Как можно избавиться от неё? (Выловить) Открывайте быстрее наш волшебный сундучок! Давайте поможет океану и очистим его. (Берём листы бумаги и очищаем воду)
Ребята, вы такие молодцы! Мы не только нашли волшебные краски, но и проделали огромную работу по очистке воды, и узнали много нового о ней.
Нам пора отдавать волшебные краски нашей рыбке и прощаться с ней.
А сейчас давайте выйдем из корабля на берег и подышим чистым морским воздухом.
4. Рефлексивный этап
Ребята, где мы путешествовали?
Что было интересно?
Как мы очищали воду?
А вы бы хотели провести ещё опыты с водой?
5. Перспективный этап
Ребята, а вы хотели бы поделиться своими новыми знаниями с кем-нибудь? Тогда я предлагаю, на следующем занятии, познакомиться с пингвином, героем мультфильма «Сказка о белой льдинке».
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования./ Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
2. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста - СПб, Детство-пресс, , 2014. — 128 с.
3. Дыбина О.В., Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: ТЦ “Сфера”, 2005- 92 с.
4. Рыжова Л.В., Методика детского экспериментирования- СПб, Детство-пресс, 2014-208 с.
Презентация к занятию во вложении (pdf, 4Mb)
Скачать вложение