Вот какие у нас сосульки
Автор: Демидова Кристина Юрьевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №66», г.Рязань; Киселева Елена Николаевна, Горбатенко Екатерина Владимировна, воспитатели МБДОУ «ЦРР - детский сад №143» , г.РязаньКонспект занятия по рисованию в младшей группе (дети 3-4 года).
Одним из эффективных направлений организации образовательного процесса в современном детском саду является полихудожественный подход, в основе которого лежат идеи развивающего образования.
Сам термин «полихудожественный подход» был предложен в 1987 году Б.П.Юсовым, доктором педагогических наук, профессором Российской академии образования.
«Полихудожественность» тесно связана с понятием «интеграция» [1], именно поэтому в основе полихудожественного подхода лежит интеграция разных видов искусств и художественной деятельности.
Научно доказано, что интеграция в дошкольном возрасте имеет естественный характер. Дети-дошкольники легко перевоплощаются, быстро включаются в игру, увлекаясь придуманным образом, действием.
Когда «все искусства вместе» через возникающий образ (цвет, слово, музыка…) у детей дошкольного возраста:
- активизируются все психические процессы (внимание, память и др.) и анализаторы (зрительные, слуховые, двигательные, тактильные);
- ярче становятся эмоционально-эстетические переживания;
- возникает естественная необходимость в общении, взаимодействии со взрослым и сверстниками;
- в коллективной и самостоятельной деятельности развивается индивидуальность и др.
Таким образом, разные виды искусств и художественной деятельности способствуют возникновению у детей не только целостного художественного образа, но и формируют у дошкольников целостную картину мира.
Поэтому, так важно, любой вид творческой работы детей подкреплять разными видами искусств и художественной деятельности, конечно в контексте ведущей – игровой деятельности дошкольников.
По своей сути полихудожественный подход является универсальным для современного воспитателя, поскольку он позволяет корректировать, дополнять, обогащать образовательную деятельность дошкольников в условиях реализации любой Основной образовательной программы дошкольной образовательной организации.
Ниже представлен пример внедрения полихудожественного подхода, Б.П.Юсова в образовательную деятельность детей 3-4 лет:
Программное содержание:
Создать условия для расширения первоначальных знаний детей о весенних явлениях природы – о сосульках, их внешнем виде, посредством различных видов искусств и художественной деятельности, а также для формирование умений рисовать вертикальные линии разной длины (сосульки), ритмично нанося мазки и располагая их на листе бумаги; способствовать развитию мелкой моторики рук, умения согласовывать движения глаз-рука и желания передавать свои впечатления доступными выразительными средствами.
Материал и оборудование:
Демонстрационный: мультимедийное оборудование, компьютерная презентация, литературное произведение В.Шипуновой «Сосульки-плаксы»; песня «Весенняя капель», отрывок А.Вивальди «Времена года. Весна», «Звуки природы. Капель»; фото картин «Весенний звон» С.Нестерчук и «Весна» О.Молчанов; тематическая картинка для детей – «Весна»; фото «Сосульки»; ёмкость с водой, тазик.
Раздаточный: листы бумаги голубого цвета А 4, гуашевые краски белого цвета, кисти № 5 и № 2, ватные палочки, баночки с водой, салфетки, подставки для кисточек.
Словарная работа:
Активизация словаря (сосульки звенят, сверкают, плачут, блестят; длинные, холодные, прозрачные);
Обогащение словаря (свисают, длинные слёзы).
Фома организации детей:
Групповая дифференциация по уровню освоения художественной деятельности.
Творческие задания:
Игра-экспериментирование «Весёлые капельки»,
Игра «Плачет сосулька».
Ход деятельности
Вводная часть.
Воспитатель с детьми собираются в круг: «Собрались все дети в круг. Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся. И друг другу улыбнемся».
Детям предлагается сесть на стулья полукругом.
Воспитатель загадывает загадку:
Солнце греет и печет
Ручеек с горы течет.
Тает снег, кругом вода,
Значит, к нам пришла … (весна) (слайд №2)
Воспитатель: Вот и кончилась зима. Морозы все слабее и слабее, а солнышко пригревает все сильнее. Снег тает и на крышах домов появляется много сосулек: больших и маленьких. (слайд №3)
Вопросы к детям по содержанию картины:
- На что похожи сосульки? (длинные, короткие, прозрачные, блестящие)
Основная часть
Воспитатель: Дети, послушайте стихотворение В.Шипуновой о сосульках, какие они и что с ними происходит.
Чтение стихотворения В.Шипуновой «Сосульки-плаксы».
Сосульки звенят и звенят,
На солнце сверкают-блестят.
Грустят об ушедших морозах,
Пускают длинные слёзы.
В лужах слезинки прячут.
Плачут сосульки! Плачут!
(слайд №4)
Вопросы к детям:
- Что могут делать сосульки? (звенеть, сверкать, блестеть, плакать).
Включаем «Звуки природы. Капель». Показ картинок.
- Что делают сосульки? (В лужах слезинки прячут)
- А что еще происходит с сосульками? (пускают длинные слезы) Предлагаю показать пальчиками, как плачут сосульки.
Игра «Плачет сосулька»
Кап-кап-кап звенит капель,
Это к нам пришел апрель.
(Ударяют каждым пальчиком левой руки по ладони правой руки, имитируя капель. Повтор другой рукой).
Проводится игра-экспериментирование «Весёлые капельки»
Детям предлагается пустой таз и ёмкость с водой. Дети берут толстую кисть, окунают в воду и над тазом наблюдают падение капли с кисти. Отмечают величину капли, звук падающей капли в пустой таз.
Детям предлагается разминка «Весна»:
Воспитатель приглашает детей за столы, предлагает рассмотреть репродукции картин современных художников: «Весенний звон» С.Нестерчук, «Весна» О.Молчанов. (слайд №5)
Беседа по представленным репродукциям.
Воспитатель:
- Посмотрите, как художники нарисовали сосульки. Какие они? Все ли они одинаковые? Чем отличаются? Какого цвета?
Воспитатель:
- Ребята, послушайте, как с помощью музыки изобразил капель композитор А. Вивальди (дети слушают отрывок А.Вивальди «Времена года»).
Воспитатель:
- Музыка звучит то громко, то тихо, изображая капель.
- Тают сосульки. Предлагаю их нарисовать, пока они совсем не растаяли. Согласны? (слайд №6)
- Сначала сосульку нарисую я. Возьму толстую кисть, обмакну ее в белую краску и начну рисовать. Рисую сосульку длинную и толстую. Веду кисточку сверху вниз, прижимая к листу бумаги. А теперь беру тонкую кисточку, и рисую тонкую, короткую сосульку. Веду кисточку сверху вниз, прижимая к листу бумаги. Солнышко стало припекать и мои сосульки начали таять: кап-кап-кап. Плачут сосульки: примакиваю тонкую кисть к листу бумаги. Теперь я возьму ватную палочку и нарисую слезинки: кап-кап-кап. Еще пальчиком нарисую капельки: кап-кап-кап.
- Прежде чем рисовать на листе бумаги, давайте покажем в воздухе пальчиком, как растут сосульки сверху вниз.
(Дети вместе с воспитателем в воздухе имитируют рисование сосульки. Затем берут кисточку и «рисуют» сухой костью на листе бумаги).
Дети рисуют с музыкальным сопровождением. По ходу рисования воспитатель при затруднениях оказывает индивидуальную помощь.
Заключительная часть
Работы детей выкладываются на стол. Звучит детская песенка «Весенняя капель». Дети встают вокруг стола.
Воспитатель: Что же мы сегодня рисовали? (ответы детей). Вот какая капель у нас получилась. Давайте полюбуемся. Сосульки у всех разные. Какие сосульки? (ответы детей). Сейчас выйдем на улицу и посмотрим, есть ли сосульки на крышах домов, и я вам расскажу, что сосульки могут быть опасными.
На прогулке проводится беседа «Опасные сосульки»
Литература:
1. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников/под ред. Б.П.Юсова. – Луганск, 1999. – 180с.
2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: "Карапуз-дидактика", 2009. – 144с.
3. Молчанов О. «Весна» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://yandex.ua/collections/card/5ca8b9d1c91fad2dc192f0d4/ (Дата обращения: 12.03.2019).
4. Нестерчук С. «Весенний звон» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:https://artnow.ru/ru/gallery/3/1898/picture/0/749855.html?sen=3085k&wid=520470 (Дата обращения: 12.03.2019).
5. Песня «Весенняя капель» исполняет Козлова Л. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: lalamus.xyzmusic/ (Дата обращения: 12.03.2019).
6. Фото сосулек [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://yandex.ru/images/ (Дата обращения: 12.03.2019).
Презентация к занятию во вложении (pptx, 1Mb)
Сам термин «полихудожественный подход» был предложен в 1987 году Б.П.Юсовым, доктором педагогических наук, профессором Российской академии образования.
«Полихудожественность» тесно связана с понятием «интеграция» [1], именно поэтому в основе полихудожественного подхода лежит интеграция разных видов искусств и художественной деятельности.
Научно доказано, что интеграция в дошкольном возрасте имеет естественный характер. Дети-дошкольники легко перевоплощаются, быстро включаются в игру, увлекаясь придуманным образом, действием.
Когда «все искусства вместе» через возникающий образ (цвет, слово, музыка…) у детей дошкольного возраста:
- активизируются все психические процессы (внимание, память и др.) и анализаторы (зрительные, слуховые, двигательные, тактильные);
- ярче становятся эмоционально-эстетические переживания;
- возникает естественная необходимость в общении, взаимодействии со взрослым и сверстниками;
- в коллективной и самостоятельной деятельности развивается индивидуальность и др.
Таким образом, разные виды искусств и художественной деятельности способствуют возникновению у детей не только целостного художественного образа, но и формируют у дошкольников целостную картину мира.
Поэтому, так важно, любой вид творческой работы детей подкреплять разными видами искусств и художественной деятельности, конечно в контексте ведущей – игровой деятельности дошкольников.
По своей сути полихудожественный подход является универсальным для современного воспитателя, поскольку он позволяет корректировать, дополнять, обогащать образовательную деятельность дошкольников в условиях реализации любой Основной образовательной программы дошкольной образовательной организации.
Ниже представлен пример внедрения полихудожественного подхода, Б.П.Юсова в образовательную деятельность детей 3-4 лет:
Программное содержание:
Создать условия для расширения первоначальных знаний детей о весенних явлениях природы – о сосульках, их внешнем виде, посредством различных видов искусств и художественной деятельности, а также для формирование умений рисовать вертикальные линии разной длины (сосульки), ритмично нанося мазки и располагая их на листе бумаги; способствовать развитию мелкой моторики рук, умения согласовывать движения глаз-рука и желания передавать свои впечатления доступными выразительными средствами.
Материал и оборудование:
Демонстрационный: мультимедийное оборудование, компьютерная презентация, литературное произведение В.Шипуновой «Сосульки-плаксы»; песня «Весенняя капель», отрывок А.Вивальди «Времена года. Весна», «Звуки природы. Капель»; фото картин «Весенний звон» С.Нестерчук и «Весна» О.Молчанов; тематическая картинка для детей – «Весна»; фото «Сосульки»; ёмкость с водой, тазик.
Раздаточный: листы бумаги голубого цвета А 4, гуашевые краски белого цвета, кисти № 5 и № 2, ватные палочки, баночки с водой, салфетки, подставки для кисточек.
Словарная работа:
Активизация словаря (сосульки звенят, сверкают, плачут, блестят; длинные, холодные, прозрачные);
Обогащение словаря (свисают, длинные слёзы).
Фома организации детей:
Групповая дифференциация по уровню освоения художественной деятельности.
Творческие задания:
Игра-экспериментирование «Весёлые капельки»,
Игра «Плачет сосулька».
Ход деятельности
Вводная часть.
Воспитатель с детьми собираются в круг: «Собрались все дети в круг. Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся. И друг другу улыбнемся».
Детям предлагается сесть на стулья полукругом.
Воспитатель загадывает загадку:
Солнце греет и печет
Ручеек с горы течет.
Тает снег, кругом вода,
Значит, к нам пришла … (весна) (слайд №2)
Воспитатель: Вот и кончилась зима. Морозы все слабее и слабее, а солнышко пригревает все сильнее. Снег тает и на крышах домов появляется много сосулек: больших и маленьких. (слайд №3)
Вопросы к детям по содержанию картины:
- На что похожи сосульки? (длинные, короткие, прозрачные, блестящие)
Основная часть
Воспитатель: Дети, послушайте стихотворение В.Шипуновой о сосульках, какие они и что с ними происходит.
Чтение стихотворения В.Шипуновой «Сосульки-плаксы».
Сосульки звенят и звенят,
На солнце сверкают-блестят.
Грустят об ушедших морозах,
Пускают длинные слёзы.
В лужах слезинки прячут.
Плачут сосульки! Плачут!
(слайд №4)
Вопросы к детям:
- Что могут делать сосульки? (звенеть, сверкать, блестеть, плакать).
Включаем «Звуки природы. Капель». Показ картинок.
- Что делают сосульки? (В лужах слезинки прячут)
- А что еще происходит с сосульками? (пускают длинные слезы) Предлагаю показать пальчиками, как плачут сосульки.
Игра «Плачет сосулька»
Кап-кап-кап звенит капель,
Это к нам пришел апрель.
(Ударяют каждым пальчиком левой руки по ладони правой руки, имитируя капель. Повтор другой рукой).
Проводится игра-экспериментирование «Весёлые капельки»
Детям предлагается пустой таз и ёмкость с водой. Дети берут толстую кисть, окунают в воду и над тазом наблюдают падение капли с кисти. Отмечают величину капли, звук падающей капли в пустой таз.
Детям предлагается разминка «Весна»:
Весна идет, Весна поет, Весна согревает, Весна убирает, Листья распускает, Птички прилетают, С солнышком танцуют, И цветы рисует. |
Шагают на месте Изображают игру на дудочке Обнимают себя Наклон вперед, «подметают» Имитируют руками «распускание бутона» Взмахи руками Кружатся вокруг себя «Рисуют» в воздухе руками |
Воспитатель приглашает детей за столы, предлагает рассмотреть репродукции картин современных художников: «Весенний звон» С.Нестерчук, «Весна» О.Молчанов. (слайд №5)
Беседа по представленным репродукциям.
Воспитатель:
- Посмотрите, как художники нарисовали сосульки. Какие они? Все ли они одинаковые? Чем отличаются? Какого цвета?
Воспитатель:
- Ребята, послушайте, как с помощью музыки изобразил капель композитор А. Вивальди (дети слушают отрывок А.Вивальди «Времена года»).
Воспитатель:
- Музыка звучит то громко, то тихо, изображая капель.
- Тают сосульки. Предлагаю их нарисовать, пока они совсем не растаяли. Согласны? (слайд №6)
- Сначала сосульку нарисую я. Возьму толстую кисть, обмакну ее в белую краску и начну рисовать. Рисую сосульку длинную и толстую. Веду кисточку сверху вниз, прижимая к листу бумаги. А теперь беру тонкую кисточку, и рисую тонкую, короткую сосульку. Веду кисточку сверху вниз, прижимая к листу бумаги. Солнышко стало припекать и мои сосульки начали таять: кап-кап-кап. Плачут сосульки: примакиваю тонкую кисть к листу бумаги. Теперь я возьму ватную палочку и нарисую слезинки: кап-кап-кап. Еще пальчиком нарисую капельки: кап-кап-кап.
- Прежде чем рисовать на листе бумаги, давайте покажем в воздухе пальчиком, как растут сосульки сверху вниз.
(Дети вместе с воспитателем в воздухе имитируют рисование сосульки. Затем берут кисточку и «рисуют» сухой костью на листе бумаги).
Дети рисуют с музыкальным сопровождением. По ходу рисования воспитатель при затруднениях оказывает индивидуальную помощь.
Заключительная часть
Работы детей выкладываются на стол. Звучит детская песенка «Весенняя капель». Дети встают вокруг стола.
Воспитатель: Что же мы сегодня рисовали? (ответы детей). Вот какая капель у нас получилась. Давайте полюбуемся. Сосульки у всех разные. Какие сосульки? (ответы детей). Сейчас выйдем на улицу и посмотрим, есть ли сосульки на крышах домов, и я вам расскажу, что сосульки могут быть опасными.
На прогулке проводится беседа «Опасные сосульки»
Литература:
1. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников/под ред. Б.П.Юсова. – Луганск, 1999. – 180с.
2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: "Карапуз-дидактика", 2009. – 144с.
3. Молчанов О. «Весна» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://yandex.ua/collections/card/5ca8b9d1c91fad2dc192f0d4/ (Дата обращения: 12.03.2019).
4. Нестерчук С. «Весенний звон» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:https://artnow.ru/ru/gallery/3/1898/picture/0/749855.html?sen=3085k&wid=520470 (Дата обращения: 12.03.2019).
5. Песня «Весенняя капель» исполняет Козлова Л. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: lalamus.xyzmusic/ (Дата обращения: 12.03.2019).
6. Фото сосулек [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://yandex.ru/images/ (Дата обращения: 12.03.2019).
Презентация к занятию во вложении (pptx, 1Mb)
Скачать вложение