Зелёная аптека
Автор: Гребенщикова Ирина Петровна, воспитатель; Степанова Ольга Викторовна, воспитатель; Калыгина Галина Николаевна, учитель-логопед МАДОУ «Детский сад №147», г. РязаньДолгосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста.
Вид проекта: долгосрочный групповой комплексный детско-родительский проект с заданным практическим результатом.
Сроки реализации: (с 20. 05 – 11. 09. 2023 года).
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный (2 недели)
II этап – основной (практический) (июнь, июль, август)
III этап - заключительный (1 неделя)
Участники проекта:
- воспитанники старшей группы,
- воспитатели группы, логопед.
- родители.
Цель проекта: Обогащать представления детей о дикорастущих лекарственных растениях Рязанского края, их многообразии, ценности для здоровья человека.
Задачи:
Обучающие:
1. Расширить знания детей о разнообразии лекарственных дикорастущих растений родного края, уметь их различать.
2. Актуализировать знания детей о пользе и применении лекарственных растений, произрастающих на территории детского сада, в городе Рязани и области.
3. Обогатить словарный запас детей (фиточай, травница, целитель и др).
Развивающие:
1. Способствовать развитию мышления ребенка о значении употребления лекарственных растений для сбережения здоровья человека.
2. Совершенствовать навыки, формирующие положительное отношение к здоровому образу жизни у детей старшей группы.
3.Продолжать развивать лексический строй детей.
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к природе и лекарственным растениям родного края.
2. Устанавливать доверительные партнерские отношения с семьями воспитанников.
3. Повышать заинтересованность родителей в результатах совместной деятельности с детьми.
4. Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, любовь к родному краю.
Цель работы детей в рамках проекта: совместно с родителями собрать материал об одном из лекарственных растений родного края.
Формы организации работы по проекту:
1. ОД в области познавательного, художественно-эстетического и речевого развития.
2. Экскурсии по территории детского сада.
3.Экологическая викторина «Знатоки лечебных трав»
4. Ознакомление с художественной литературой.
5. Игры и беседы по экологии на утреннем и вечернем круге.
Актуальность
Согласно ФОП ДО перед нами, воспитателями, стоят задачи по приобщению детей к базовым ценностям российского общества. В основе патриотического воспитания с раннего детства закладывается любовь, уважение и бережное отношение к своей стране, малой родине, принадлежность к своему народу.
Беседуя с детьми на тему растений, мы убедились, что не все воспитанники имеют достаточный уровень знаний о растительном мире родного края. Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней.
В ходе работы с родителями, мы также выявили, что многие из них плохо разбираются в многообразии целебных растений. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями было принято решение о разработке и проведении проекта «Зеленая аптека Рязанского края», который обогатит детей знаниями о природе родного края, расширит кругозор о лекарственных растениях через совместную деятельность с воспитателями и родителями. Расширит словарный запас дошкольников.
Основная идея данного проекта заключается в воздействии на чувства детей, их взгляды, сознание и представления об окружающем мире. Важно на данном этапе научить каждого ребенка понимать, что наша Земля не сможет существовать без мира растений. Мы должны беречь и сохранять его, уметь правильно пользоваться благом лечить людей. Если дошкольники узнают, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, то будут бережнее к ним относиться, а значит будут соблюдать правила поведения в природе.
Кроме познавательной области развития дошкольников была идея обогатить их словарный запас. Познакомить детей с малыми фольклорными формами, стихотворениями о растениях, вместе с родителями изучить выбранное ими растение и рассказать другим детям интересный материал об истории возникновения данного названия растения (1-й лист: внешний вид растения (гербарий, фотография или рисунок), 2-й лист: его описание (2-3 предложения), от какого недуга помогает, 3-й лист: сказка, загадка, стихотворение, интересная история об этом растении...).
Ожидаемый результат:
Дошкольники научатся проявлять любознательность, стремление узнавать как можно больше о целебном мире растений; научатся узнавать, отличать от других видов лекарственные растения, называть их. Научатся понимать, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем. Сформировать у детей любовь к родному краю, гуманное отношения к природе.
Пополнить словарный запас. Расширить кругозор детей на основе представленного материала, доступного их пониманию.
Этапы проекта:
I этап – организационный
1. Подбор литературы: методической, детской (стихотворений, загадок, пословиц по теме проекта)
2. Подбор демонстрационного материала.
3. Определение тематики бесед с детьми на утреннем и вечернем круге.
4. Подбор дидактических, подвижных, сюжетно - ролевых игр.
5. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
6. Беседа на вечернем круге «Лекарственные растения», с целью выяснить представление детей о лекарственных растениях, их отношений к ним, заинтересовать проблемой.
7. Исследовательско-поисковая деятельность на прогулке, нацеленная на развитие мышления, воображения, формировать наблюдение, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.
- На участке ищем полезные растения»
- «Где лучше растут растения?»
- «Наблюдаем, как растет подорожник»
6. Консультация для родителей «Народная медицина»
II этап – практический
1. Беседа на родительском собрании «Лекарственные растения Рязанского края», направленная на выявление уровня знаний родителей о лекарственных растениях, о мире целебных растений средней полосы, их пользе для человека.
2. Чтение литературных произведений:
• Чтение отрывков из рассказа «Огород на опушке» А. Стрижева,
• Чтение А. Онегова «Тропинка полевая»,
• Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,
• В. Бианки « О травах »,
• Р.А. Кудашева «Песенка долгой жизни» и др.,
• Заучивание загадок и стихов о растениях.
3. Дидактические игры:
- «Что в саду растет» Цель: учить детей во время прогулки узнавать лекарственные растения по характерным признакам.
- «Приключение…Ромашки (др.растения)» Цель: упражнять в умении узнавать растение по внешнему виду, составлять рассказ о нем.
- «Вершки и корешки» Цель: познакомить детей с тем, какие части лекарственных растений используются для лечения. Одуванчик и лопух – листья, корень: пастушья сумка, мята, подорожник – листья; календула – цветы, семена.; ромашка – цветы; шиповник –плоды.
- Словесно – дидактическая игра: «Вылечи куклу» Цель: закрепить знания о лечебных свойствах растений, учиться находить правильное решение в проблемной ситуации. Уметь правильно определять лекарственные свойства растений для здоровья человека.
- «Что лишнее?» Цель: уметь отделять лекарственные растения от других растений.
4.На протяжении летних месяцев родители и дети изучают и собирают материал по одному выбранному растению.
III этап – заключительный
1. Составление из собранного родителями и детьми материала сборника «Зеленая аптека Рязанского края»
Цель: составить своеобразную копилку лекарственных растений, с его назначением.
2. Рассказ ребенка о данном растении (Откуда пришло название растения, что лечит оно, какая часть растения используется в медицине. Рассказать стихотворение, загадку или существующую легенду о растении)
Цель: актуализировать знания детей о пользе и применении лекарственных растений, произрастающих на территории детского сада, в городе Рязани и области. Обогатить словарный запас детей.
3. Дидактические игра «Что лечит это растение?», «От какого растения часть». Цель: закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные растения, их пользу.
4. Составление рассказов детей от имени растений: «Я-подорожник », «Я-ромашка…», «Я-крапива…» Цель: стимулировать развитие речи детей, учить составлять рассказ из трех-четырех предложений.
5. Беседа за круглым столом «Зеленая аптека»
Цель: подведение итогов проекта, уточнение и обобщение знаний детей о лекарственных растениях.
6.Подведение итогов реализации проекта «Зеленая аптека Рязанского края» (Вручение грамот участникам проекта «Лучший аптекарь»)
Цель: поощрить детей за успешные достижения в проекте, стимулировать их к дальнейшему развитию и достижению новых успехов.
Вывод:
В процессе реализации проекта дети расширили знания о богатстве лекарственных дикорастущих растениях родного края, научились их различать. Сформировалось представление у дошкольников о значении употребления лекарственных растений для сохранения здоровья человека , о важности здорового образа жизни.
Совместно с родителями был собран материал о лекарственных растениях нашего региона, оформлена книга «Лекарственные растения Рязанской области». Установились доверительные партнерские отношения с семьями воспитанников.
В период работы над проектом был обогащен и пополнен словарный запас детей, если к началу работы над проектом дети знали 2-3 названия лекарственных растений, то к концу – более7- 10. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивалось воображение, мышление, сформировались навыки элементарной исследовательской деятельности.
Таким образом, анализ результатов работы над проектом позволил выявить, что методика занятий, разработанных к проекту, позволила сформировать у детей бережное отношение к природе, воспитать коммуникативные навыки, самостоятельность, любовь к родному краю.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утв. Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155 URL:https://fgos.ru/fgos/fgos-do/
2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М. ТЦ Сфера, 2023. – 224 с.
3. Патушенков Л.В. Растения – друзья здоровья. – Лениздат, 1989. – 384с.
4. Лаптев Ю. П. Рассказы о полезных растениях. – М.: Просвещение, 1982. – 80с.
5. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома, 5-6 лет. – М., Мозаика-Синтез, 2018. – 320с.
Полный вариант статьи с презентацией во вложении (zip, 4Mb)
Скачать вложение