РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Зимующие птицы

Автор: Липатова Мария Анатольевна, Паршикова Светлана Геннадьевна, воспитатели МБДОУ «Детский сад №102», г. Рязань

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей 4-5 лет

Аннотация

Проблема экологического воспитания современных дошкольников становиться особенно острой и актуальной. Приобретённые в дошкольном возрасте знания об окружающем мире, вызывает у детей глубокий, искренний интерес к нему, расширяет знания, способствует формирования характера и любовь к живой природе.

В.А. Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребёнка. К.Д.Ушинский называл природу великой воспитательницей: «Побудить в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний».

Актуальность нашего НОД заключается в том, что необходимо развивать интерес детей к наблюдениям, учить быть дружелюбными и заботиться о птицах. Прививать любовь и уважительное отношение ко всем птицам, в том числе и через заботу к ним.

Каждый год дети, родители и воспитатели принимают участие в акция «Помоги птицам», проводимой в рамках ежегодной Общероссийской
эколого-культурной акции «Покормите птиц!» организатор, которой ФГБУ «Национальный парк «Мещера».

Цель: организовать деятельность детей, направленную на расширение представлений о зимующих птицах Рязанской области; способствовать развитию словарного запаса; пробудить интерес к празднику «Синичкин день».

Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулки; рассматривание дидактических картинок «Зимующие птицы»; разучивание физкультминуток; чтение художественной литературы; подвижные игры «Кот и воробей».

Ход деятельности

Мотивационный этап

Воспитатель:

Утром встали малыши,

В детский садик все пришли.

Вам я рада, как всегда.

Улыбнитесь мне, друзья!

(Дети присаживаются на стульчики).

(Стук в дверь).

Воспитатель: Дети, кто-то к нам пришёл, пойду посмотрю. Это был почтальон Печкин, он принёс нам посылку. Давайте прочитаем, от кого она. От Старичка-Лесовичка.

- Дети, а вы знаете, кто такой Лесовичок? (Ответы детей)

- Лесовичок – это хозяин леса, который следит за порядком в лесу.

- Давайте откроем посылку. Сундучок с замочком, а ключика нет. Что будем делать? (Ответы детей).

Ориентировочный этап

Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в осенний лес к Старичку- Лесовичку и спросить ключик.

- Дети, а какая погода на улице? (Ответы детей).

- Значит, нам надо потеплее одеться, чтобы не замерзнуть и не заболеть.

Физкультминутка.

Надеваем мы штанишки-

Надеваем свитерок,

Куртку- тёплое пальто-

Не замёрзнем ни за что!

Рукавички надеваем

Шапочку не забываем,

А ещё на ножки

Обуем мы сапожки.

Воспитатель: Ну а теперь становитесь за мной и в путь!

(Фонограмма песни В. Шаинского «Вместе весело шагать»)

Воспитатель: Вот мы и подошли к домику Лесовичка. А где же он сам? Ой, ребята, тише, тише. Что-то странное я слышу. Кто-то к нам сюда идёт. Да это же Лесовичок! Давайте поздороваемся с ним.

- Лесовичок, почему ты грустный? Он говорит, что в лесу стало скучно: листья опадают, пения птиц не слышно.

- Дети, а куда птицы подевались? (Ответы детей).

Исполнительный этап

- Лесовичок приготовил для вас загадки, давайте попробуем отгадать их.

Чернокрылый, красногрудый.

И зимой найдёт приют:

Не боится он простуды-

С первым снегом тут как тут!

Дети: Снегирь.

Воспитатель: Снегирь какой? (Ответы детей).

Воспитатель: Живёт снегирь в хвойных лесах, глухих и тихих. С наступлением зимней стужи снегири улетают из родных лесов в сады и парки, поближе к человеку. Здесь им легче найти себе корм, а любят они ягоды рябины и калины.

Воспитатель: Любит прыгать и летать,

Хлеб и зёрнышки клевать,

Вместо «Здравствуйте» привык

Говорить всем «Чик –Чирик».

Дети: Воробей.

Воспитатель: Воробей какой? (Ответы детей).

Воспитатель: Воробей –весёлый, шустрый, маленький. Строит своё гнездо рядом с домами людей. Очень неприхотливая птичка, любит хлебные крошки, зёрна овса, пшена.

Воспитатель: Все деревья с интересом

Изучает доктор леса.

Если дерево ест жук,

Доктор сразу: тук, тук, тук!

Дети: Дятел.

-Дятел какой? (Ответы детей).

Воспитатель: Дятел называют «лесным доктором». Он не только красивая птичка, но и очень полезная. Он круглый год своим острым длинным клювом достаёт насекомых из–под коры деревьев.

Воспитатель: 
Непоседа, невеличка,

Желтогруденькая птичка,

Ест и сало, и пшеницу,

А зовут её?

Дети: Синичка.

Воспитатель: Синичка какая? (Ответы детей)

Воспитатель: Синичка питается насекомыми, зимой, когда еды мало, едят зерно, семечки и несолёное сало. Синичка, птица непростая. У неё есть свой праздник в нашей стране. 12 ноября по народному календарю отмечается Зиновий Синичник, который раньше на Руси считался праздником охотников и рыбаков. По народным приметам, именно к этому времени синицы, предчувствуя скорые холода, перелетали из лесов ближе к человеческому жилью и ждали помощи от людей. Синичкин день, отмечает 12 ноября по решению Союза охраны птиц России.

Воспитатель: Дети, а как одним словом можно назвать этих птиц, которые не улетели в тёплые края, а остались с нами зимовать? (Ответы детей).

- Дети, посмотрите внимательно на птиц и скажите, чем они все похожи? (Ответы детей).

- Зачем птицам крылья? (Ответы детей).

- Зачем птицам лапки? (Ответы детей).

- Зачем птицам клюв? (Ответы детей).

- Дети, чем отличаются эти птицы друг от друга? (Ответы детей).

- Молодцы, они отличаются размером и окрасом перьев.

Воспитатель: А, теперь давайте представим, что мы птички-синички.

Физкультминутка.

Мы весёлые синицы,

Нам на месте не сидится,

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелись, как волчок.

Вот присели на минутку,

Почесали клювом грудку,

А потом скок на плетень,

Тири-тири, тень-тень-тень!

Воспитатель: Старичок-Лесовичок хочет с вами поиграть.

Дидактическая игра «Четвёртый лишний».(Воспитатель показывает четыре картинки с изображением птиц, дети должны определить какая птица лишняя и обосновать свой ответ).

Воспитатель: Дети, а зачем мы пришли к Лесовичку? (Ответы детей).

- Правильно, спросить ключик. (Лесовичок отдаёт ключ. Воспитатель из сундучка достаёт кормушку).

- Дети, что это за предмет? (Ответы детей).

- Для чего она нужна? (Ответ детей).

Воспитатель: Хорошо птичкам летом, еды много, тепло, а зимой холодно и голодно. Насекомые попрятались, трудно птицам найти себе пропитание. И чтобы помочь птицам люди делают кормушки для птиц. Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!

Дидактическая игра «Покорми птицу».(На столе подносы с семенами различных растений: желуди, пшено, овёс; кусочки несолёного сала, крошки пшеничного хлеба, камушки, бусины и др. Дети должны выбрать то, чем можно кормить птиц зимой).

Воспитатель: Спасибо тебе, Лесовичок, за кормушку. Сегодня пойдем на прогулку и повесим ее на нашем участке. Будем каждый день подкармливать птиц. Давайте попрощаемся с Лесовичком, скажем ему до свидания, а нам пора обратно возвращаться в детский сад.

(Под музыку В.Шаинского дети возвращаются в группу).

Рефлексивный этап.

Воспитатель: Дети, вам понравилось наше путешествие в лес к Лесовичку? (Ответы детей).

Дидактическая игра «Угадай, что за птица».

-А теперь давайте вспомним, о каких птицах мы сегодня говорили. Я буду показывать силуэты птиц, а вы постарайтесь угадать, что это за птица: синица, воробей, снегирь или дятел.

- Почему птицам сложно зимой? (Ответы детей).

- Как мы можем помочь птицам пережить холодную зиму?(Ответы детей).

Перспективный этап

Воспитатель: Дома с родителями сделайте кормушку для птиц и подкармливайте пернатых друзей.

 

Литература

1. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М.: Просвещение, 2012.

2. Сорокина Л.В. Тематические игры и праздники по экологии: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

3. Угольникова Ю.А. Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы» [ Электронный ресурс]. – URL: https://infourok.ru/proekt-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-zimuyuschie-ptici-3674547.html (Дата обращения: 25.09.2021).

Конспект во вложении (pdf 180KB)



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru