Зимующие птицы
Автор: Липатова Мария Анатольевна, Паршикова Светлана Геннадьевна, воспитатели МБДОУ «Детский сад №102», г. РязаньКонспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей 4-5 лет
Аннотация
Проблема экологического воспитания современных дошкольников становиться особенно острой и актуальной. Приобретённые в дошкольном возрасте знания об окружающем мире, вызывает у детей глубокий, искренний интерес к нему, расширяет знания, способствует формирования характера и любовь к живой природе.
В.А. Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребёнка. К.Д.Ушинский называл природу великой воспитательницей: «Побудить в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний».
Актуальность нашего НОД заключается в том, что необходимо развивать интерес детей к наблюдениям, учить быть дружелюбными и заботиться о птицах. Прививать любовь и уважительное отношение ко всем птицам, в том числе и через заботу к ним.
Каждый год дети, родители и воспитатели принимают участие в акция «Помоги птицам», проводимой в рамках ежегодной Общероссийской
эколого-культурной акции «Покормите птиц!» организатор, которой ФГБУ «Национальный парк «Мещера».
Цель: организовать деятельность детей, направленную на расширение представлений о зимующих птицах Рязанской области; способствовать развитию словарного запаса; пробудить интерес к празднику «Синичкин день».
Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулки; рассматривание дидактических картинок «Зимующие птицы»; разучивание физкультминуток; чтение художественной литературы; подвижные игры «Кот и воробей».
Ход деятельности
Мотивационный этап
Воспитатель:
Утром встали малыши,
В детский садик все пришли.
Вам я рада, как всегда.
Улыбнитесь мне, друзья!
(Дети присаживаются на стульчики).
(Стук в дверь).
Воспитатель: Дети, кто-то к нам пришёл, пойду посмотрю. Это был почтальон Печкин, он принёс нам посылку. Давайте прочитаем, от кого она. От Старичка-Лесовичка.
- Дети, а вы знаете, кто такой Лесовичок? (Ответы детей)
- Лесовичок – это хозяин леса, который следит за порядком в лесу.
- Давайте откроем посылку. Сундучок с замочком, а ключика нет. Что будем делать? (Ответы детей).
Ориентировочный этап
Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в осенний лес к Старичку- Лесовичку и спросить ключик.
- Дети, а какая погода на улице? (Ответы детей).
- Значит, нам надо потеплее одеться, чтобы не замерзнуть и не заболеть.
Физкультминутка.
Надеваем мы штанишки-
Надеваем свитерок,
Куртку- тёплое пальто-
Не замёрзнем ни за что!
Рукавички надеваем
Шапочку не забываем,
А ещё на ножки
Обуем мы сапожки.
Воспитатель: Ну а теперь становитесь за мной и в путь!
(Фонограмма песни В. Шаинского «Вместе весело шагать»)
Воспитатель: Вот мы и подошли к домику Лесовичка. А где же он сам? Ой, ребята, тише, тише. Что-то странное я слышу. Кто-то к нам сюда идёт. Да это же Лесовичок! Давайте поздороваемся с ним.
- Лесовичок, почему ты грустный? Он говорит, что в лесу стало скучно: листья опадают, пения птиц не слышно.
- Дети, а куда птицы подевались? (Ответы детей).
Исполнительный этап
- Лесовичок приготовил для вас загадки, давайте попробуем отгадать их.
Чернокрылый, красногрудый.
И зимой найдёт приют:
Не боится он простуды-
С первым снегом тут как тут!
Дети: Снегирь.
Воспитатель: Снегирь какой? (Ответы детей).
Воспитатель: Живёт снегирь в хвойных лесах, глухих и тихих. С наступлением зимней стужи снегири улетают из родных лесов в сады и парки, поближе к человеку. Здесь им легче найти себе корм, а любят они ягоды рябины и калины.
Воспитатель: Любит прыгать и летать,
Хлеб и зёрнышки клевать,
Вместо «Здравствуйте» привык
Говорить всем «Чик –Чирик».
Дети: Воробей.
Воспитатель: Воробей какой? (Ответы детей).
Воспитатель: Воробей –весёлый, шустрый, маленький. Строит своё гнездо рядом с домами людей. Очень неприхотливая птичка, любит хлебные крошки, зёрна овса, пшена.
Воспитатель: Все деревья с интересом
Изучает доктор леса.
Если дерево ест жук,
Доктор сразу: тук, тук, тук!
Дети: Дятел.
-Дятел какой? (Ответы детей).
Воспитатель: Дятел называют «лесным доктором». Он не только красивая птичка, но и очень полезная. Он круглый год своим острым длинным клювом достаёт насекомых из–под коры деревьев.
Воспитатель:
Непоседа, невеличка,
Желтогруденькая птичка,
Ест и сало, и пшеницу,
А зовут её?
Дети: Синичка.
Воспитатель: Синичка какая? (Ответы детей)
Воспитатель: Синичка питается насекомыми, зимой, когда еды мало, едят зерно, семечки и несолёное сало. Синичка, птица непростая. У неё есть свой праздник в нашей стране. 12 ноября по народному календарю отмечается Зиновий Синичник, который раньше на Руси считался праздником охотников и рыбаков. По народным приметам, именно к этому времени синицы, предчувствуя скорые холода, перелетали из лесов ближе к человеческому жилью и ждали помощи от людей. Синичкин день, отмечает 12 ноября по решению Союза охраны птиц России.
Воспитатель: Дети, а как одним словом можно назвать этих птиц, которые не улетели в тёплые края, а остались с нами зимовать? (Ответы детей).
- Дети, посмотрите внимательно на птиц и скажите, чем они все похожи? (Ответы детей).
- Зачем птицам крылья? (Ответы детей).
- Зачем птицам лапки? (Ответы детей).
- Зачем птицам клюв? (Ответы детей).
- Дети, чем отличаются эти птицы друг от друга? (Ответы детей).
- Молодцы, они отличаются размером и окрасом перьев.
Воспитатель: А, теперь давайте представим, что мы птички-синички.
Физкультминутка.
Мы весёлые синицы,
Нам на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелись, как волчок.
Вот присели на минутку,
Почесали клювом грудку,
А потом скок на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень!
Воспитатель: Старичок-Лесовичок хочет с вами поиграть.
Дидактическая игра «Четвёртый лишний».(Воспитатель показывает четыре картинки с изображением птиц, дети должны определить какая птица лишняя и обосновать свой ответ).
Воспитатель: Дети, а зачем мы пришли к Лесовичку? (Ответы детей).
- Правильно, спросить ключик. (Лесовичок отдаёт ключ. Воспитатель из сундучка достаёт кормушку).
- Дети, что это за предмет? (Ответы детей).
- Для чего она нужна? (Ответ детей).
Воспитатель: Хорошо птичкам летом, еды много, тепло, а зимой холодно и голодно. Насекомые попрятались, трудно птицам найти себе пропитание. И чтобы помочь птицам люди делают кормушки для птиц. Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!
Дидактическая игра «Покорми птицу».(На столе подносы с семенами различных растений: желуди, пшено, овёс; кусочки несолёного сала, крошки пшеничного хлеба, камушки, бусины и др. Дети должны выбрать то, чем можно кормить птиц зимой).
Воспитатель: Спасибо тебе, Лесовичок, за кормушку. Сегодня пойдем на прогулку и повесим ее на нашем участке. Будем каждый день подкармливать птиц. Давайте попрощаемся с Лесовичком, скажем ему до свидания, а нам пора обратно возвращаться в детский сад.
(Под музыку В.Шаинского дети возвращаются в группу).
Рефлексивный этап.
Воспитатель: Дети, вам понравилось наше путешествие в лес к Лесовичку? (Ответы детей).
Дидактическая игра «Угадай, что за птица».
-А теперь давайте вспомним, о каких птицах мы сегодня говорили. Я буду показывать силуэты птиц, а вы постарайтесь угадать, что это за птица: синица, воробей, снегирь или дятел.
- Почему птицам сложно зимой? (Ответы детей).
- Как мы можем помочь птицам пережить холодную зиму?(Ответы детей).
Перспективный этап
Воспитатель: Дома с родителями сделайте кормушку для птиц и подкармливайте пернатых друзей.
Литература
1. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М.: Просвещение, 2012.
2. Сорокина Л.В. Тематические игры и праздники по экологии: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
3. Угольникова Ю.А. Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы» [ Электронный ресурс]. – URL: https://infourok.ru/proekt-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-zimuyuschie-ptici-3674547.html (Дата обращения: 25.09.2021).
Конспект во вложении (pdf 180KB)
Скачать вложение