Знакомство Незнайки с Россией
Автор: Миронова Елена Евгеньевна, воспитатель, детский сад «Яблонька» п. Рязанские Сады, Рязанская областьЗанятие по нравственно-патриотическому воспитанию для детей дошкольного возраста 5-6лет
Образовательная область «Социально коммуникативное развитие».
Аннотация
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования основным принципом дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. (ФГОС ДО.п.1.4[4]).
Одним из основных направлений реализации образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие» является нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
Одна из главных задач нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста, включает в себя воспитание любви к своей семье, к детскому саду, родному поселку и родной стране.
Воспитать гражданина и патриота невозможно без любви к Родине и уважения к историческим и культурным традициям.
Дети должны понять, что являются гражданами России, частью огромной и богатой страны, маленькими россиянами.
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.
Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. (ФГОС ДО . Задача №5 п.1.6.[4])
Работа с детьми должна быть целенаправленной и систематической. Для наилучшего усвоения материала в группе организована предметно-пространственная среда, включающая в себя патриотический уголок, где дети могут ежедневно в свободном доступе пополнять свои знание о родном поселке, городе, стране. Наполняемость патриотического уголка включает в себя альбом с фотографиями родного поселка, образцы изображений герба и города Рязань, настольно печатные игры: « Вокруг света», «Наша Родина»; дидактический материал: «Знаменитые люди Рязанского края», «Символика города Рязань», «День Победы», «Защитники Отечества», «Неофициальные символы России».
С детьми проводятся тематических занятия-рассуждения на тему любви к Родине, чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений, просмотр мультипликационных фильмов.
Вся работа по патриотическому воспитанию ведется в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников. Результатом совместной работы является организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования, конкурсы), изготовление семейных гербов и семейного древа, создание совместных проектов: « Война в истории моей семьи».
Программные задачи для детей 5-6 лет, решаемые в течение учебного года:
- продолжать формировать уважение к традиционным ценностям, принятым в обществе: уважительное отношение к своей семье, к труду родителей, родному поселку, родной стране России, природе родного края, уважение к воинам защитникам;
- воспитывать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, ее истории;
- углубить представление о работе родителей и важности их труда для общества;
- расширить представление о малой родине, ее достопримечательностях, традициях родного края; о замечательных людях прославивших свой край.;
- расширить представления о родной стране, государственных праздниках;
Цель: Развивать у детей чувство любви к своей семье, родному поселку, к своей родине России.
Задачи:
Образовательные.
- Обобщить знания детей о России как государстве, в котором они живут.
- Формировать патриотические чувства, уважительное отношение к государственным символам.
- Закрепить представление о Москве- столице России и ее достопримечательностях.
- Закрепить представления о достопримечательностях и природе родного края.
Развивающие.
- Развивать диалогическую речь у дошкольника, умение слушать своих товарищей.
Воспитательные.
- Воспитывать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье.
- Воспитывать уважительное отношение к защитникам отечества.
Предварительная работа:
Беседа о российской символике; разучивание стихотворения: «Флаг России » (В. Степанов), чтение стихотворений: «Семья»(М. Шварц), «Семья – это МЫ»» Родная земля»((Г. Ладонщиков), « Главные слова» (Л. Олифирова), « Что мы Родиной зовем» (В. Степанов) пословиц о родной стране; рассматривание изображений символики, прослушивание гимна, рассматривания фотографий поселка, семейных альбомов, беседа о столице нашей страны, беседы о семье, создание презентации, разучивание с ребенком роли героя
Методы и приемы: игровой, наглядный, вопросы к детям, дидактическая игра, беседа, сюрпризный момент.
Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, экран, магнитофон, магнитная доска, два столика, шкатулка, мяч.
Демонстрационный материал: картинки с изображением флага, герба, гимна России, изображение Царь-колокола, Царь- пушки, Куранты, портрет президента В.В. Путина, русская народная игрушка- матрешка (2штуки).
Раздаточный материал: ленточки трех цветов (по одной определенного цвета на каждого ребенка), лепестки ромашки (для игры) по 1шт.на каждого ребенка.
Ход занятия
1. Мотивационный этап.
Организуем деятельность с приветствия в кругу, дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Воспитатель:
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в родном краю,
Всех я вас приветствую!
(Стук в дверь)
Заходит Незнайка: Здравствуйте мои друзья, очень рад всех видеть я.
Я живу в далекой Сказочной стране в маленьком Цветочном городе.
Незнайка: Ребята, а в какой стране живете вы?
Дети: Мы живем в России.
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Незнайке про нашу Родину - Россию.
2. Основной этап
Незнайка: Ребята, мой друг Знайка дал мне картинки, а что на них изображено я не знаю.
1. Флаг России.(Выкладывает на доску изображение флага России).
Воспитатель: Ребята, что здесь изображено?
Дети: Флаг России- главных символов нашего государства.
Воспитатель: Сколько цветов имеет флаг?
Дети: Флаг Росси имеет три цвета.
Воспитатель: Назовите их. (Дети называют цвета по порядку).
- Ребята, расскажи стихотворение о флаге России.
Белый цвет — берёзка,
Синий — неба цвет.
Красная полоска —
Солнечный рассвет.
Воспитатель: Ребята, а где мы можем увидеть флаг России?
Дети: Над детским садом, школой, Кремлем, на кораблях, во время награждения наших спортсменов.
Воспитатель: Незнайка, ты запомнил расположение цветов нашего флага?
Незнайка: Да.
Воспитатель: Давайте проверим и поиграем в игру «Российский флаг».
Внимательно слушайте, двигайтесь так, как подскажет вам музыка. И с окончанием музыки постройтесь в три шеренги по порядку цветов Российского флага. Возьмите по одной ленточке.
Игра «Российский флаг»
Дети двигаются по залу в соответствии с музыкой. По окончании музыки выстраиваются в три шеренги по порядку цветов Российского флага — белый, синий, красный. Машут ленточками над головой.
Воспитатель: Молодцы, не перепутали порядок цветов.
Воспитатель: Какая следующая картинка у тебя, Незнайка?
Герб России (выкладывается на магнитную доску).
Воспитатель: Есть у России ещё один важный государственный символ — герб. Герб- отличительный знак, официальная эмблема государства.
Незнайка: Какой красивый у вас герб. На нем изображен золотой двуглавый орел, поднявший вверх распущенные крылья, орел увенчан двумя маленькими коронами и над ними одной большой короной соединенными лентами. В правой лапе орел держит скипетр – это золотой жезл украшенный резьбой и драгоценными камнями. В левой лапе орел держит золотой шар с крестом на верху, этот шар называется держава, он тоже из золота и украшен драгоценными камнями. На груди орла в красном щите – всадник поражающий копьем дракона.
Воспитатель: Правильно! Герб России символизирует красоту, справедливость, победу добра над злом.
Воспитатель: Ребята и ты Незнайка, попробуйте найти герб России среди других гербов.
Дидактическая игра: «Найди герб России» (На слайде представлены гербы, на которых изображены орлы).
Воспитатель: Молодцы справились с заданием.
3. Гимн России. (Звучит фрагмент гимна)
(Дети встают и слушают молча).
Воспитатель: Что сейчас прозвучало?
Дети: Прозвучал гимн нашей страны России.
Воспитатель: Гимн России очень красивый и величественный.
А когда звучит гимн?
Дети: Гимн звучит в торжественных случаях, во время соревнований в честь победителей.
Воспитатель: Незнайка, мы рассказали тебе о главных символах нашей страны.
Незнайка: Я заметил у вас очень красивую шкатулочку, а что в ней находится?
(Выкладывает картинки Царь- Пушка, Царь- Колокола, Куранты)
(Дети перечисляют, что изображено на картинках).
Воспитатель: Ребята, где мы можем увидеть куранты, Царь- колокол, Царь- пушку?
Дети:
В Москве, на Красной площади.
Воспитатель - Москва столица России. Почему?
Дети: Там находится президент.
Воспитатель:- Как зовут президента?
Дети: Владимир Владимирович Путин.
Воспитатель: Чем он занимается?
Дети: Президент управляет страной.
Воспитатель (достает из шкатулки матрешку). Ребята, а что это такое?
Дети: Матрешка- русская народная деревянная игрушка.
Воспитатель:- Незнайка хочешь поиграть с нами в игру:
«Собери матрешку»
(Дети делятся на две команды, по очереди подходят к столу и собирают матрешку, начиная с самой маленькой).
(Незнайка сидит, грустит).
Воспитатель: Что случилось, Незнайка, почему ты грустишь?
Незнайка: Я вспомнил о моем Цветочном городе, об улице Колокольчиков, аллее Ромашек, бульваре Васильков.
- Ребята, как называется ваш поселок?
Дети: Наш поселок называется Рязанские Сады.
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Незнайке про нашу малую родину, наш поселок Рязанские Сады.
Чтобы нам не скучно было, мы посмотрим на экран и про все расскажем вам.
(Показ слайдов и изображением зданий поселка)
(Дети называют здание, его предназначение и профессию людей в нем работающих, и улицу на которой оно находится)
Воспитатель: Что находится на улице Юбилейной?
Дети: Памятник павшим воинам.
Воспитатель: В память о ком поставлен этот памятник?
Дети: О воинах победителях в Великой Отечественной войне.
Воспитатель: Как мы чтим память о героях отстоявших мир?
Дети: 9 мая в День Победы мы возлагаем цветы к памятнику.
Воспитатель: Да, ребята, День Победы – великий, важный праздник всего нашего народа. В этот день мы вспоминаем всех, кто отдал свои жизни за нашу Родину, подарили нам мир. Мы говорим слова благодарности тем ветеранам, кто еще жив.
Воспитатель: Ребята и ты, Незнайка, давайте поиграем в игру:
«Назови улицу, на которой живешь?
(С мячом в кругу. Дети по очереди передают мяч по кругу и называют улицу).
Незнайка: В моем городе за Огурцовой рекой есть лес, в котором мы собираем ягоды и грибы, орехи.
- А у вас есть лес?
Воспитатель: В нашем поселке нет леса, но природа очень разнообразна.
Ребята, на экран вы посмотрите и растение назовите.
(Просмотр слайдов с изображением растений родного края- дуб, береза, липа, клен, сирень, яблоня, слива, смородина, растения луга).
(На последнем слайде ромашка).
Воспитатель: Ромашка является символом Семьи, Любви и Верности.
Воспитатель: Ребята, а что такое семья?
Дети: Мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры.
Воспитатель: Да, это близкие и родные люди, которые живут рядом с нами и заботятся друг о друге.
Воспитатель: Ребята, давайте соберем ромашку, где каждый лепесток будет обозначать заботу ваших родителей.
Подвижная игра: «Родительская забота»
Дети кладут лепесток и называют слова, обозначающие заботу родителей о них (играют, читают книги, лечат, делают прически, покупают: продукты, одежду, игрушки; любят, учат, ходят в поход,).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая замечательная ромашка у нас получилась.
Незнайка: Спасибо вам, ребята. Мне так понравилось у вас, я так много узнал о вашей замечательной стране.
Воспитатель: Незнайка, а что тебе запомнилось из нашего рассказа.
Незнайка: Я теперь знаю, что у вашей страны есть главные символы: герб, флаг, гимн. Знаю цвета вашего флага. Мне очень понравилось играть с русской народной игрушкой Матрешкой. А вот как называется ваш детский сад, я забыл.
Воспитатель: Ребята, давайте напомним Незнайке. Что еще он забыл?
(Дети напоминают Незнайке название родного поселка, его достопримечательности, о заботе родителей, о ромашке, как символе семьи).
Незнайка: Мне пора возвращаться в свой Цветочный город и рассказать моим друзьям про вашу замечательную Родину.
Воспитатель: Ребята, давайте подарим Незнайке на память матрешку.
Незнайка уходит.
3. Рефлексия
Воспитатель: Ребята вам понравилось наше занятие? Что вам запомнилось?
(Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились со всеми заданиями, отвечали на все вопросы. Оставайтесь такими же дружными, любите и берегите свою семью и большую, и малую Родину.
Литература
1.Ветохина А.В. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.– СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2018. –192 с.
2.Зеленова Н.Г. Осипова Л.Е. Мы живем в России.– М.: СКРИПТОРИЙ, 2019. – 112 с.
3.Пантелеева Н.Г. Знакомство детей с малой родиной: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 128 с.
4.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования . –М.: УЦ Перспектива, 2014.–32 с.
5. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования/ Под редакцией Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Дорофеева Э.М. .– М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021.– 368 с.
Конспект с презентацией во вложении (zip 2MB)
Скачать вложение