Знакомство с язычком
Автор: Черных Людмила Александровна, учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад № 115», г. РязаньКонспект логоритмического занятия для детей 3-4 лет.
Сегодня уже никого не удивишь, если услышишь от родителей «у моего ребенка задержка речевого развития». К сожалению, таких детей достаточно много поступает в дошкольные учреждения в возрасте 3-4 лет.
Что такое задержка речевого развития? ЗРР – это запаздывание освоения устной речи по сравнению с возрастной нормой. Не всегда родители, услышав такое заключение, адекватно оценивают данный диагноз. Многие не обращают внимания на ЗРР, ссылаясь на то, что «рано еще говорить: время не пришло; мальчики позже заговаривают, а может он сейчас молчит, а через пару месяцев его не остановишь» и так далее. В такой ситуации педагог остается наедине с ребенком. И наша задача создать благоприятные условия для возникновения речи. Все мы, педагоги, работающие с детьми, знаем, насколько важно как можно раньше, начать оказывать коррекционную помощь. При этом не испугать ребенка своими действиями.
А. Н. Леонтьев описывал, что в возрасте 3-4 лет основной ведущей деятельностью является игра. Именно в игровой деятельности у ребенка дошкольного возраста формируется и появляется потребность воздействовать на мир. В игре развиваются познавательные процессы, речь, общение, и, самое главное, личность ребенка. Логоритмика - тот инструмент, с помощью которого можно решать коррекционные вопросы, играя. Она позволяет нам мягко воздействовать на ребенка, при этом ребенок даже не подозревает, какие важные задачи решает педагог. В логоритмические занятия можно включать элементы, имеющие оздоровительную направленность: общеразвивающие упражнения, упражнения для профилактики плоскостопия; а также, артикуляционную гимнастику, дыхательную гимнастику и т.д.
Хочется отметить такую форму коррекционной работы, как артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика на занятии по логоритмике, позволяет проводить профилактическую работу по нарушению звукопроизношения. Артикуляционная гимнастика под музыку выполняется дошколятами с удовольствием.
Я в своей работе довольно часто прибегают к использованию логоритмических занятий. Высокую эффективность эти занятия показали на возрастной группе 3-4 года. Если систематически проводить подобные занятия у детей:
1. Проводится работа по профилактике нарушения звукопроизношения.
2. Создается положительный эмоциональный фон;
2. Преодолевается стеснение и замкнутость;
3. Решаются коррекционные вопросы;
Вашему вниманию представляю конспект логоритмического занятия «Знакомство с язычком».
Цель: Создание условий для формирования речевой базы детей.
Задачи:
Образовательные:
- Развитие музыкального слуха, чувства ритма.
- Развитие координации движений.
Коррекционно-воспитательные:
- Развитие способности восприятия музыкальных образов,
- Развитие умения перевоплощаться, развитию выразительности движений.
Коррекционно-развивающие:
- Развитие артикуляционной моторики.
- Развитие физиологического и фонационного выдоха.
- Развитие слуховое внимания.
- Развитие общей и тонкой моторики.
Ход занятия
Организационный момент.
Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие! Все готовы отправиться в путешествие?
Ответы детей да. - марш под музыку. Дети выстраиваются друг за другом и идут по краю ковра (ковер овальной формы).
Педагог: ребята, повторяйте за мной, колени поднимаем высоко, руки вверх, руки в сторону, руки вниз.
Педагог: Мы с вами размялись, садимся полукругом, я вам предлагаю познакомиться с язычком. Расскажу сказку про него. (демонстрируется кукла Язычок). Давайте посмотрим, сегодня у всех он проснулся? (дети открывают рот и высовывают язык, демонстрируя его).
Педагог (каждое упражнение выполняется 3 раза по подражанию): Жил-был Язычок в своем домике (упр. Окошко). Рано-рано утром он проснулся и выглянул в окошко посмотреть, гуляет ли кто на улице (упр. Змейка). Посмотрел налево, направо (упр. Часики). Никого не увидел. Посмотрел вниз, вверх, вдруг там кто-то есть (упр. Качели). Но никого не было. Решил он сам пойти гулять.
Упражнение на развитие чувства ритма «Песенка Язычка» :
Ти-ти-ти - куда же нам пойти? (хлопки по коленям)
Ать-ать-ать – в лес отправимся гулять (хлопки в ладоши)
Ать-ать-ать – будем прыгать и скакать (прыжки на месте)
Педагог: Отправился Язычок на прогулку в лес, а там стоят высокие деревья. Давайте их покажем.
Пальчиковая гимнастика: расположить кисти рук перед собой. Пальцы разведены.
В лесу дерево стоит, покачивать руки из стороны в
Ветер ветки шевелит. сторону
Деревце качается, руки перед собой вверх-вниз
Дети улыбаются.
Встряхнуть кисти рук.
Педагог: Неожиданно подул ветер. Деревья начали раскачиваться.
Дыхательная гимнастика: Вдох, руки вверх. На выдохе произносим «Ф-ф-ф».
Педагог - листики начали опадать. Вдох, руки опускаем. Листики опадают «П- п-п».
Педагог: А вот ежик побежал по тропинке. (демонстрируется игрушка еж). Покажем с вами ежа.
Пальчиковая гимнастика «Ежик».
Поставьте ладони под углом друг к другу, пальцы одной руки между пальцами другой. Шевелить прямыми пальчиками.
Маленький колючий еж.
До чего же он хорош!
Педагог: Давайте покажем, как он бежит и фырчит.
Под ритмическую музыку изображают ежа: Фы-фы-фы, фы-фы-фы.
Педагог: Ежик так громко пел, что волк услышал его песенку и завыл. (демонстрируется кукла Волк). Ежик очень испугался и свернулся в комочек. Игра: мы с вами поможем ежу спрятаться от волка. Поможем? Давайте покажем, как он прячется (присаживаются руками, обнимают колени). Но домой идти нужно. Поможем ежу до дома добежать? - под веселую музыку весело шагаем, как только слышим волка (включается аудиозапись вой волка) - прячемся (дети встают в круг под веселую музыку и шагают, как только услышат волка – прячутся).
Педагог: Нагулялся наш язычок пора возвращаться в детский. (упр. Лошадка). Понравилась вам прогулка нашего Язычка? Хотели бы еще с ним попутешествовать? До встречи.
Литература:
1. Косинова Е. М. Большой логопедический учебник для самых маленьких. – М.: Эксмо : ОЛИСС, 2018. – 192 с.
2. Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1-3 лет. – М.: Эксмо, 2019. – 424 с.
3. Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях. Практическое пособие для педагогов и родителей. – СПб.: Корона-Принт, 2018. – 272 с.
Скачать вложение