Зоопарк
Автор: Барышникова Екатерина Владиславовна, учитель-логопед; Рузанова Ирина Анатольевна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №123», г. РязаньКонспект логоритмического занятия для детей средней группы с тяжелыми нарушениями речи.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования построение образовательной работы дошкольников необходимо осуществлять на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом своего образования. В связи с этим целесообразно совершенствовать коррекционно-развивающую работу с детьми с особенностями в речевом развитии.
Становление речи ребенка - один из самых волнующих вопросов для родителей. Все мы знаем, что речь – это мощный и важный фактор и стимул развития ребенка.
К 5 годам дошкольники полностью овладевают звуковым строем речи. В последнее время увеличивается число детей с нарушениями речи, вызванными не только физиологическими и патологическими состояниями, но и дефицитом внимания со стороны родителей, заменой живого общения на всевозможные гаджеты.
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которой различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала под музыкальный аккомпанемент, либо без него.
Логоритмические занятия - это упражнения, опирающиеся на связь слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.
Лишь при взаимосвязанной работе всех педагогов ДОО в данном направлении работа по стимулированию речевой активности, улучшению произношения и слухо-зрительно-двигательной координации у детей будет эффективна.
Логоритмические занятия педагоги проводят 1-2 раза в неделю по 25-35 минут. Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность. По одной теме проводим не меньше 2-ух занятий. В обязательном порядке пользуемся зрительной опорой (схемы, рисунки и т.д.). Формируем представления об образе звука и соответствующей ему букве. Конечной целью занятия является выполнения всех упражнений в полном объёме, в заданном темпе и в соответствии с музыкой.
Логоритмические игры и упражнения педагоги нашего детского сада применяют в работе со всеми воспитанниками ДОО, так как в них используются общеразвивающие и здоровьесберегающие методики, которые помогают с помощью игровых приёмов сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей. При подборе игр учитываем то, чтобы их правила были понятны всем детям, таким образом мы достигаем у них раскрепощенности.
Логоритмические игры и упражнения можно использовать:
- на утренней гимнастике с речевыми звукоподражаниями;
- в проговаривании потешек, поговорок, чистоговорок во время режимных моментов - умывания, одевания на прогулку, подготовки к занятиям;
- на динамических паузах между занятиями;
- на физкультурных занятиях с внедрением речевого материала;
- в формате физкультминуток во время проведения непосредственно образовательной деятельности;
- на музыкальных занятиях;
- на логопедических занятиях;
- в логоритмических досугах.
Цель логоритмических занятий - развитие координации движений, мелкой моторики, мимики, орального праксиса, произвольного внимания, музыкального слуха.
Воспитание просодики речи, речевого слуха, активности, инициативности.
Задачи логоритмики:
- Развитие слухового внимания;
- Развитие фонематического слуха;
- Развитие музыкального, звукового, динамического слуха; развитие пространственной организации движений;
- Развитие моторики;
- Развитие мимики и пантомимики;
- Формирование и развитие слухо-зрительно-двигательной координации;
- Развитие чувства ритма;
- Развивать умение согласовывать музыку с движениями;
- Развивать артикуляционный аппарат;
Логоритмикой целесообразно заниматься в ДОО, где занятия организованы специалистами во взаимодействии. Логопед как специалист лучше знает речевые особенности и возможности детей с разной речевой патологией, музыкальный руководитель правильно подбирает музыкальный репертуар, воспитатель закрепляет логоритмические упражнения в режимных моментах. А речедвигательные упражнения родители вполне смогут проводить самостоятельно со своими детьми.
Цели:
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать фонематический слух и восприятие.
- Развивать у детей дыхание, голос, артикуляцию.
- Развивать общую моторику.
- Развивать у детей чувство пластики, темпа и ритма.
- Развивать мимические движения.
- Развивать кинестетические ощущения, пространственную ориентацию, релаксацию.
- Развивать музыкальный слух, положительный эмоциональный настрой.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к занятию.
- Воспитывать свободу движений.
Оборудование:
Экран с изображением зоопарка и животных.
Презентация (см. приложение)
Музыкальный центр или колонка.
Ход образовательной деятельности.
Мотивационный этап.
Логопед: Ребята, вы хотите пойти в зоопарк?
Положительный ответ детей.
Развитие координации движений рук и ног в соответствии с музыкой.
Дети под музыку идут за педагогом по залу.
Логопед: Проходим через детскую площадку, на ней качели. Покачаемся.
Дети останавливаются, образуют пары. Взявшись за руки, под медленную музыку приседают поочередно (в паре одни поднимаются на носки, другие приседают, а затем наоборот).
Логопед: Покачались на качелях и пошли дальше, по дороге в зоопарк.
Звучит марш, дети идут друг за другом.
Ориентировочный этап.
Логопед: Вот и зоопарк. Посмотрите, кто в нем живет. Дети смотрят на экран, на котором изображения зверей. Хотите научиться двигаться как медведь? Двигаться как зайчик? Двигаться как другие животные? Попробуем?
1. Развитие координации движений и музыки.
Звучит музыка Т. Ломовой «В лесу».
Логопед: Послушайте, как звучит музыка. Как Вы думаете, кто идет? Это идет мишка косолапый, медленно, тяжело. (Дети имитируют походку медведя).
Звучит музыка Е.Тиличеевой «Бег». А сейчас? (Дети изображают лисичку: бегут на носочках друг за другом).
Логопед: Лисичка убежала. Кто прибежал? Навстречу ей прыгает зайчик. Звучит музыка В. Агафонникова «Попрыгаем». (Дети, изображая зайчиков сначала прыгают на месте, а затем по кругу).
Исполнительский этап.
2. Развитие слухового внимания, музыкального слуха.
Логопед: Звери убежали в свои клетки отдыхать. И мы тоже отдохнем, сядем на стульчики и послушаем музыку. Звучит музыкальная пьеса М. Раухвергера «Медведь».
Логопед: Ребята, что вам хочется делать под эту музыку?
Дети: Ходить, как мишка.
Логопед: А, как ходит мишенька-медведь?
Дети: Медленно, тяжело.
Логопед: Эта пьеса называется «Медведь». Послушайте другую пьесу. Звучит пьеса Е. Тиличеевой «Конь»
Логопед: Кто цокает копытами?
Дети: Лошади.
3. Развитие координации общей и артикуляционной моторки.
Логопед: Покажем, как лошади цокают копытами.
Дети «цокают» языком, открыв рот и раздвинув губы в улыбке дети присасывают широкий язык к твердому небу, затем свободно опускают на дно ротовой полости с характерным щелчком. Движения выполняются ритмично под музыку.
Музыкальный руководитель: Я спою песенку про лошадку, а вы выполните движения:
Я копытом стучу, Дети сидя на стульях, поднимают пятки и опускают их на пол, одновременно «щелкают» языком.
Я, скачу, скачу, скачу. Дети поднимают правую руку вверх
Грива вьется на ветру, и выполняют ею круговые движения.
Но-но-но! Тпру! Повторяют за педагогом: « Но-но-но!
Тпру» - вибрируют губами.
4. Развитие общей моторики.
Звучит музыкальная пьеса Л. Банниковой «Лошадки».
Логопед: Лошадки идут важно, высоко поднимая колени. А теперь быстрее, передвигаются подскоками. Слушайте музыку, она меняется, передвигаемся боковым приставочным шагом вправо, теперь влево.
5. Развитие моторики, мимики.
Логопед: Вы хорошо порезвились, изображая лошадок. Теперь погуляем по зоопарку. Кого вы видите? (на экране лев). Ох, страшно. Дети повторяют за логопедом мимику и пантомимику испуга.
Логопед: Идем дальше. Увидели жирафа (на экране жираф). О! Какая у его длинная шея! Логопед и дети изображают удивление.
Логопед: А, воткакой славный и забавный слоненок.
Дети и логопед обрадованно улыбаются.
6. Развитие артикуляционной моторики.
Логопед: У льва время обеда. Давайте покажем, как он жует, широко раскрывая рот. Дети имитируют жевание.
Логопед: А, теперь лев облизывается.
Дети проводят широким языком по верхней и по нижней губам.
Логопед: После еды лев облизывает лапу, вот так. Дети повторяют артикуляционное движение: широко открывают рот, показывают широкий язык и медленно убирают вглубь ротовой полости. Артикуляционные упражнения выполняются несколько раз, ритмично, под музыку.
7. Развитие воображения, творческих способностей.
Логопед: Мы посмотрели разных зверей, их повадки. Поиграем и вспомним, кого мы видели.
Слушайте музыку. Пока звучит вальс, вы танцуете. Как только закончится мелодия, вы замираете в позе какой-нибудь зверюшки, а ведущий постарается отгадать, кого вы изображаете. (Исполняется «Маленький вальс» А. Лядова). Игра повторяется 3-4 раза.
8. Развитие ориентировки в пространстве, координация движений и музыки.
Логопед: Вы хорошо изображали зверей, а теперь потанцуем на этой полянке. Встаньте в круг парами друг за другом, возьмитесь за руки. (Звучит мелодия «Веселые дети» в обработке Т. Ломовой.)
Такты 1-7. Дети легкими поскоками двигаются вправо.
Такт 8. Останавливаются, поворачиваются лицом друг к другу.
Такт 9. Отходят друг от друга спиной.
Такт 10. Делают три притопа.
Такт 11. Подходят друг к другу.
Такт 12. Делают три притопа.
Такт 13. Хлопки с поворотом корпуса слегка вправо.
Такт 14. Хлопки с поворотом корпуса слегка влево.
Такт 15-16. Дети кружатся.
Рефлексивный этап.
Логопед. Закончилась наша прогулка по зоопарку.
Возвращаемся в детский сад.
Дети под музыку идут по залу, садятся.
Логопед: Ребята, где мы с вами побывали?
Дети: В зоопарке.
Логопед: Какие животные живут в этом зоопарке?
Дети: В зоопарке живет заяц, лев и т.д.
Логопед: Каких животных мы с вами изображали?
Дети: Мы изображали лису, медведя и т.д.
Логопед: Когда мы в зоопарке увидели льва, какие эмоции вы испытали?
Дети: Мы испугались.
Логопед: А что вы почувствовали когда увидели слоненка?
Дети: Мы почувствовали ласку, теплоту, умиление.
Логопед: Вам понравилось наше путешествие?
Дети: Да, очень.
Перспективный этап.
Логопед положительно оценивает деятельность каждого ребенка и дарит раскраску с животными.
Логопед: Ребята, нужно обвести картинки зверей и отработать штрих слева направо, сверху вниз. (приложение 1).
Список литературы:
1. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников.- М.:Национальный книжный центр, 2021.-176 с.
2. Нищева Н.В. Формирование грамматического строя речи. ФГОС.-М.: Детство-Пресс, 2018.- 24 с.
3. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в гркппе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019.- 640 с.
4. Ткаченко Т.А. Логопедические упражнения.- М.:Эксмодетство, 2021.-88 с.
Полный вариант статьи с приложением и презентацией к занятию во вложении (zip, 5Mb)
Скачать вложение