Физический эксперимент в системе дистанционного образования
Автор: Куколев Александр Владимирович, учитель физики ОГБОУ «ЦОДТ» г.Рязани
Физический эксперимент является необходимым звеном в процессе обучения, значительно активизирующим процесс усвоения материала. «Много знание уму не научает», - сказал древний философ. Усвоить материал учебников – ещё не значит освоить физику и овладеть соответствующими знаниями. Настоящее образование ученик получит, если он самостоятельно сумеет находить ответы на возникающие у него вопросы. Физический эксперимент, как метод познания, формирует у учеников физическую картину мира, представляя собой инструмент исследования окружающей природы. Равно как в любой системе, в физическом эксперименте имеются нескольких взаимосвязанных частей: цель, задачи, содержание, методы, информативные ресурсы.
Таблица 1- Составляющие физического эксперимента
Цели |
Наблюдение и изучение явлений различной физической природы. Знакомство с физическими явлениями, положенными в основу работы приборов. Знакомство с устройством и принципом действия различных физических приборов, установок и методами измерения физических величин, Выявление или проверка количественных закономерностей между физическими величинами. Нахождение функциональных зависимостей между физическими величинами. Определение значений физических постоянных и знакомство с различными методами таких определений. |
Задачи |
- Расширение и углубление системы знаний по физике. - Формирование умений: - в выполнении физического эксперимента (определение цели эксперимента, выбор оборудования, конструирование установки, планирование хода эксперимента, снятие показаний и фиксация результатов, анализ и интерпретация результатов, формулировка выводов); - в области учебного исследования по физическому эксперименту (в систематизации и обобщении данных опыта, объяснении и предсказании на основе экспериментальных законов и положений теории); - в применении средств ИКТ в экспериментальном исследовании. |
Методы | - Методы индивидуализированного преподавания и обучения физике.
- Методы, в основе которых лежит представление учащимся учебного материала преподавателем (обучение "один ко многим"). - Методы, характеризующиеся активным взаимодействием между всеми участниками учебного процесса (обучение "многие ко многим"). - Методы обучения посредством взаимодействия обучаемого с образовательными ресурсами (самообучение). - Методы организации усвоения содержания: объяснительно-иллюстративные (рассказ на вводных занятиях, беседа при консультациях, демонстрация образцов деятельности), - репродуктивные (воспроизведение знаний, выполнение экспериментальных заданий с применением полиграфических и мулътимедиаинструкиий разных видов), - проблемные (частично поисковый исследовательский, в том числе с применением средств ИКТ). |
Организационные формы | Индивидуальная или совместная. |
Осуществление задач дистанционного физического практикума подразумевает различные формы, но в основном преобладает индивидуальная форма обучения. Индивидуальная форма сопряжена с характерной отличительной особенностью организации преподавания в ЦОДТ. Не исключаются и задачи с приоритетом коллективных действий. Обучение в паре или небольшой группой дает возможность ученикам рассредоточить функции, получить способности обоюдного обучения, приобрести навыки работы одной командой.
Элементы физического эксперимента могут быть поставлены по-разному:
- в виде введения к различным темам изучаемого курса физики,
- в виде иллюстрации во время объяснения нового материала учителем, позволяющая уяснить суть физического явления,
- в виде контроля приобретения новых знаний, навыков или умений или повторения и обобщения пройденных разделов курса,
- в виде средства поддержки текущей домашней работы учащихся
- в виде формы обучения при самообразовании
- как пример использования при изучении физических явлений информационных и. коммуникационных технологий:
- компьютерной инфографики;
- гиперграфики;
- видеоматериалов.
Инфографика – весьма результативный способ краткого, системно созданного и иллюстрированного предъявления данных в виртуальном физическом эксперименте. В виртуальной среде происходит визуализации физических знаний. Таблицы, диаграммы и графики, блок-схемы и пр. обретают живой интерактивный характер, что содействует наилучшему освоению использованного материала.
Гиперграфика. Гиперграфика (либо диалоговая видеографика) – единственный самый результативный методов пошагового рассмотрения физического прибора или объекта. Его применяют с целью визуализации внешнего вида и технической реализации предмета, демонстрации принципа функционирования его составных частей.
Видеоматериалы. Видеофильмы по различным разделам физики – традиционный метод предоставления информации. В открытых интернет ресурсах существуют различные видеосюжеты демонстрации достаточно простых и весьма сложных физических опытов и экспериментов.
Ученики сами могут находить и представлять интересные материалы, что считается оптимальной мотивацией к изучению предмета и полезной практикой.
Применение физического эксперимента при дистанционной форме обучения содействует получению наиболее полных и прочных знаний по физике, формирует у учащихся умение без помощи других совершать умозаключения на основе материальных исследований и проведённых экспериментов, развивает образное мышление, способствует освоению ресурсов информационных и коммуникационных технологий.
Литература
1. Агапонов С.А. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий// БХВ- Петербург, 2003.- 336 стр.
2. Бакалов В.П. Дистанционное обучение, концепция, содержание, управление// Горячая Линия – Телеком, 2008. – 108 стр.
3. Ибрагимов И. М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения// Академия, 2007. – 336 стр.
4. Трайнев В.А. Дистанционное обучение и его развитие// Дашков и Ко, 2006.- 296 стр.
5. Тихомиров Ю.В. Универсальный лабораторный практикум по курсу физики на основе компьютерных моделей // Открытое образование. – 2004. – № 3. – С. 17 – 26.
6. Оспенникова Е.В. Использование ИКТ в преподавании физики в средней общеобразовательной школе. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. 655 с.
7. Домашний экспериментальный практикум по физике как форма учебных занятий и особенности его организации с применением средств икт http://mdito.pspu.ru/files/vestnik/7/v7_04_zentcova.pdf (дата обращения: 01.06.2016).
Скачать вложение