Гордиев узел
Автор: Строчкова Людмила Викторовна, учитель физики МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» муниципального образования — городской округ город Скопин Рязанской областиМетодическая разработка внеклассного мероприятия по физике в параллели 7-х классов.
Данное мероприятие нацелено на обобщение теоретических знаний, применение их на практике, развитие у учащихся интереса к изучению физики, коллективизма, навыков работы в команде.
У команды каждого класса своя лента, на которой завязаны пять узлов. Узел – это задание. Кто первый правильно выполняет задание, тот развязывает свой узел. Побеждает та команда, которая развяжет все узлы.
Узлы носят названия «Теоретический», «Практический», «Сказочный», «Экспериментальный», «Загадочный», «Узел Великих», «Узел одной буквы», «Найди лишнее».
Продолжительность: 45 минут
Оборудование: презентация, мультимедиапроектор, для каждой команды: рычажные весы, линейка, металлические и деревянные бруски, мензурка.
Цели:
- обобщение полученных на уроках знаний по темам «Механическое движение», «Взаимодействие тел»;
- применение теоретических знаний по нахождению плотности вещества на практике;
- расширение кругозора учащихся: знакомство с легендой о «Гордиевом узле» и интересными фактами из биографий известных учёных-физиков;
- развитие интереса учащихся к изучению физики;
- развитие коллективизма, навыков работы в команде.
Ход мероприятия:
В параллели 4 класса. От каждого класса – 7-8 участников. Остальные ученики присутствуют как болельщики.
1) Вступительное слово ведущего (учитель, старшеклассник).
Легенда о Гордиеве узле (слайд 2)
Го́рдиев у́зел — чрезвычайно сложный узел, завязанный, согласно древнегреческой мифологии, фригийским царём Гордием, а впоследствии рассечённый мечом Александра Македонского.
Согласно античной легенде, в IV веке до нашей эры, когда царство Фригия осталось без правителя, фригийцы обратились к оракулу за советом, кого выбрать царём. Оракул предсказал, что избрать нужно того, кого они первым встретят едущим на повозке по дороге к храму Зевса. Этим человеком оказался простой земледелец Гордий. Став царём Фригии, он основал столицу, дав ей своё имя, а в цитадели города установил свою повозку, благодаря которой пришёл к власти, опутав ярмо повозки сложнейшим узлом из кизилового лыка. По преданию, считалось, что человек, который сумеет распутать этот «гордиев узел», станет властителем всей Азии.
И вот, в 334 году до нашей эры, столицу Фригии покорил величайший из полководцев древности — Александр Македонский. Большинство древних писателей-историков сообщают, что молодой воин вошёл в древний храм, пригляделся к прославленному узлу и, вместо его распутывания, выхватил меч и рассёк его одним ударом. Жрецы истолковали это так: «Он завоюет мир! Но мечом, а не дипломатией». Однако, по рассказу Аристобула, «Александру легко удалось разрешить задачу и освободить ярмо, вынув из переднего конца дышла крюк — так называемый «гестор», которым закрепляется яремный ремень».
В переносном смысле выражение «гордиев узел» означает всякое запутанное сплетение обстоятельств, а выражение «разрубить гордиев узел» — разрешить какое-либо сложное, запутанное дело, какие-либо затруднения прямолинейным способом.
Вот и у нас с вами сегодня своеобразные узлы, для того чтобы их развязать, нужно приложить смекалку и знания. Полученные вами на уроках физики.
2) Ведущий переключает слайды и озвучивает задания.
Правила игры (озвучивает ведущий). У команды каждого класса своя лента, на которой завязаны пять узлов. Узел – это задание. Кто первый правильно выполняет задание, тот развязывает свой узел. Побеждает та команда, которая развяжет все узлы.
3) Этапы игры:
- Узел «Теоретический». Из набора предложенных букв составить наибольшее количество известных формул (слайд 3).
- Узел «Практический». Даны измерительные приборы: линейка, мензурка, амперметр, вольтметр и динамометр. Найти цену деления этих приборов (слайд 4).
- Узел «Сказочный». Даны задачи со сказочным содержанием (слайд 5).
- Узел «Экспериментальный» (слайд 6). Определить с помощью предоставленных приборов (весы, мензурка и линейка) плотность металлического цилиндра и деревянного бруска, при этом также были таблицы плотностей, и было указано, из какого металла изготовлен цилиндр.
- Узел «Загадочный». Ребята должны отгадать ряд загадок (слайд 7).
- Узел «Великих». Учащимся предоставлены описания достижений и интересных фактов из жизни знаменитых ученых. Они должны угадать, о ком идет речь (слайд 8).
- Узел одной буквы. На заданную букву ученики должны придумать физическую величину, ученого, вещество, природное явления и т.д. (слайд 9).
- Узел «Найди лишнее». В перечне физических, величин, явлений и приборов необходимо найти лишние слова (слайд 10).
На решение каждого «узла» дается 3 минуты. Узел развязывает та команда, которая выполнила задание быстрее и правильнее.
4) Подведение итогов игры. Побеждает та команда, которая развяжет больше всех узлов. Команду-победителя награждают грамотой.
Литература
1. Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях 7—9 кл. — М.: Глобус, 2010.
2. Я иду на урок физики. Книга для учителя. — М.: Первое сентября, 2000.
Презентация к занятию во вложении (pptx, 1MB)
Скачать вложение