Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания как одна из основных составляющих требований ФГОС
Автор: Кулыгина Ольга Дмитриевна, учитель высшей категории МБОУ «Школа №68» г. РязаньИз опыта работы.
Современное общество, характеризующееся стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей, предъявляет новые требования к системе образования. Современная школа должна учить учиться, т.е. развивать у школьников способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение. Иными словами, речь идет о формировании универсальных учебных действий (УУД), которые федеральные государственные стандарты (ФГОС) определяют в качестве главных результатов современного образования. Именно УУД обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Уроки истории и обществознания позволяют формировать широкий спектр УУД, например, таких как контроль и оценка; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков; установление причинно – следственных связей; построение логической цепочки рассуждений и др.
Успеха в освоении учебного материала можно достичь быстрее, если есть мотивация к этому. Уровень мотивации у всех разный. Задача состоит в том, чтобы повышать или поддерживать высокую мотивацию (в зависимости от конкретного ученика), именно поэтому важно уделять внимание формированию личностных УУД. Очень эффективен, на мой взгляд, прием ассоциаций. Приводя ассоциации, ученик включается в тему, стремится выяснить, все ли его ассоциации верны или нет. Так, урок по истории в 5 классе на тему «Природа Древней Индии и занятия населения» (далее на примере данной темы будет показан процесс работы по формированию УУД) начинаю с того, что предлагаю ученикам назвать ассоциации, которые возникают у них при слове Индия. Это создает позитивный настрой на урок, поддерживает мотивацию.
Формирование познавательных УУД невозможно осуществить без разнообразной работы с информацией. Работа с информацией ведется пошагово.
1) Поиск и сбор информации.
В качестве источника информации выступают историческая карта и учебник. По карте учащиеся получают задание найти и словами описать местонахождение древнеиндийского государства, при этом возможно обращение к опорным словам, помогающим делать это правильно (восточнее, на полуострове и т.д.) Из учебника они выделяют особенности климата, рельефа.
2) Обработка информации.
На данном уроке учащиеся учатся структурировать информацию в виде таблицы, заполнив которую, они делают предположения о занятиях населения.
3) Передача информации.
Подготовка небольшого сообщения о священных животных Древней Индии (опережающее задание для сильного ученика). В некоторых классах практикую презентации, которые учащиеся готовят к теме заранее.
Эффективно при формировании познавательных УУД включать учащихся в работу по сравнению различных исторических объектов, процессов, государств. На данном уроке этот метод позволяет не только привести в систему новые знания (по истории Древней Индии), но и вспомнить уже изученное по истории Древнего Египта. Организуется работа по сравнению природных условий и занятий населения этих древних государств.
Умение общаться, высказывать свою точку зрения, взаимодействовать в процессе работы (коммуникативные УУД) отлично формирует групповая или парная работа. Выполняя в паре задание по заполнению таблицы, учащиеся выдвигают свои предположения и доказывают их правомерность друг другу.
Важным для формирования УУД является выбор способа действий, который должен объяснить ученику учитель. Обучающемуся необходимо показать образец выполнения учебной операции (использование памятки). Например, использую памятки «Как составить характеристику исторической личности» (5 класс, тема «Походы А. Македонского»), «Алгоритм написания эссе по обществознанию» (10-11 кл.). Опора на памятку позволяет осознавать и выстраивать речевое высказывание в устной и письменной форме, создавать алгоритм деятельности при решении учебных задач, т.е. формировать универсальные учебные действия.
Особое место при изучении истории отводится работе с исторической картой.
От класса к классу, с изменением возраста учеников, усложняются их действия при работе с картой, растет их уровень самостоятельности.
В 5 классе учащиеся первоначально (после объяснения учителем) действуют по образцу: находят тот или иной объект, границы государства, показанные на настенной карте учителем; повторяют словесное описание местоположения объекта и т.п. Затем они самостоятельно: 1) находят объект на карте по словесному описанию учителя; 2) определяют словами местоположение показанного учителем на карте объекта. Кроме этого, пятиклассники учатся пользоваться картой как источником знаний: на основе легенды извлекать информацию о географическом положении различных стран и вытекающих из нее занятий людей; описывать границы государств, направления военных походов. Все это делается под руководством учителя, на основе вопросов и заданий учебника, рабочих тетрадей и других учебных пособий. Для сильных учеников можно предложить индивидуальное задание, например, сравнить местоположение отдельных цивилизаций (Египет и Междуречье) и сделать выводы о сходстве и различиях.
Постепенно пятиклассники понимают, что на той или иной исторической карте отражена действительность определенного хронологического периода.
В 6 – 7 кл. перед анализом карты целесообразно спросить учащихся, какую территорию и время (век) охватывает данная карта.
Примеры заданий.
6 класс. Заполните таблицу на основе карты «Русь в IX – XII в.в.»
Основные племенные объединения восточных славян
Крупные города Руси
Важнейшие торговые пути Соседние племена и племенные объединения
7 класс. Работа с картой «Россия с конца XVII – по 60-е годы XVIII в.»
1) Опишите территорию России в конце XVII века. К каким морям она имела выход?
2) На основе анализа карты расскажите об Азовских походах в конце XVII века.
3) Покажите и назовите территории, вошедшие в состав России по Ништадтскому мирному договору.
Кроме этого, в 5 – 7 классах проводятся игры по закреплению картографических знаний и умений. Например, собрать карту (из кубиков) и сделать это как можно быстрее.
Регулярно проводится работа с контурными картами, цель которой состоит в том, чтобы учащиеся осмыслили и закрепили в памяти содержание исторической карты и связанных с нею знаний. Первый этап работы, копирование карты, приходится на 5 – начало 6 класса. На втором этапе, 7 – 9 классы, учащиеся заполняют контурные карты без справочного материала (полностью или частично).
В результате подобной работы учащиеся овладевают тем уровнем картографических умений, которые заложены в образовательном стандарте.
Мной разработана памятка по работе с контурной картой.
Как правильно работать с контурной картой?
Чтобы правильно подготовиться к работе с контурными картами необходимо:
1. Найти нужную карту в атласе (учебнике) и в контурной карте (внимательно читайте названия карт),
2. Внимательно изучить содержание карты в атласе: географические названия (названия морей, рек, городов), направления военных походов и т.п.
Как правильно заполнять контурные карты.
1. Внимательно прочитайте задание в контурной карте (задания написаны в рамочке).
2. Выполните задание, используя цветные карандаши. В качестве ориентиров для обозначения границ, военных походов и т.п. используйте постоянные географические объекты (моря, реки, океаны).
3. Обязательно рядом с вопросом отметьте тот цвет, которым вы выполняли это задание. Это позволит учителю правильно проверить вашу работу.
4. Обводите границы, закрашивайте территорию государств и т.п. аккуратно.
5. Все надписи в контурной карте делайте авторучкой.
6. Прежде чем подписать название города, точкой на карте отметьте его местонахождение.
7. Закончив работу, еще раз проверьте: все ли задания вы сделали, составлены ли «условные обозначения» для учителя (обозначен ли цвет, которым вы выполняли задания). Если вы не сделали «условные обозначения» ваша работа не может быть проверена.
Для того, чтобы избежать ошибок, важно четко понимать на сколько хорошо и полно усвоен конкретный учебный материал, есть ли пробелы в изученной теме. Именно поэтому урок обязательно заканчиваю рефлексией, которая позволяет учащимся осознать то, что уже усвоено, и определить свой уровень усвоения учебного материала (регулятивные УУД). Часто использую для рефлексии прием "закончи предложение" ("Оказывается...."), а более подготовленных учащихся прошу ответить на вопросы: Что нового я узнал? Как я это сделал? Зачем мне это надо?
Формированию регулятивных УУД помогает использование рабочей тетради с печатной основой. Там учащиеся могут найти разнообразные задания, выполнение которых позволяет им определить свой уровень освоения темы.
И в заключении, хочу сказать, что формирование УУД на уроках истории и обществознания дает возможность подготовить ученика способного самостоятельно учиться, владеющего разнообразными умениями и компетенциями, что позволит ему идти в ногу со временем и быть конкурентоспособным на рынке труда.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утв. приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897. URL: http://минобрнауки.рф/документы/543 (дата обращения: 15.10.2014 г.)
2. Обутова О.Д. Формирование УУД на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС//GARNETT.RU: эл. образ. ресурс г. Калуга. 2013. URL: http://garnett.ru/10-klass/formirovanie-uud-na-urokakh-istorii-i-obshchestvoznaniia-v-usloviiakh-realizatcii-fgos-iz-opyt (дата обращения: 12.09.2015 г.)
3. Палей Л.А. Работа с исторической картой на уроках истории//NSPORTAL.RU: социальн. сеть работн. образ. 2014. URL: http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2014/09 /21/rabota-s-istoricheskoy-kartoy-na-urokakh-istorii (дата обращения: 25.01.2015 г.)
Уроки истории и обществознания позволяют формировать широкий спектр УУД, например, таких как контроль и оценка; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков; установление причинно – следственных связей; построение логической цепочки рассуждений и др.
Успеха в освоении учебного материала можно достичь быстрее, если есть мотивация к этому. Уровень мотивации у всех разный. Задача состоит в том, чтобы повышать или поддерживать высокую мотивацию (в зависимости от конкретного ученика), именно поэтому важно уделять внимание формированию личностных УУД. Очень эффективен, на мой взгляд, прием ассоциаций. Приводя ассоциации, ученик включается в тему, стремится выяснить, все ли его ассоциации верны или нет. Так, урок по истории в 5 классе на тему «Природа Древней Индии и занятия населения» (далее на примере данной темы будет показан процесс работы по формированию УУД) начинаю с того, что предлагаю ученикам назвать ассоциации, которые возникают у них при слове Индия. Это создает позитивный настрой на урок, поддерживает мотивацию.
Формирование познавательных УУД невозможно осуществить без разнообразной работы с информацией. Работа с информацией ведется пошагово.
1) Поиск и сбор информации.
В качестве источника информации выступают историческая карта и учебник. По карте учащиеся получают задание найти и словами описать местонахождение древнеиндийского государства, при этом возможно обращение к опорным словам, помогающим делать это правильно (восточнее, на полуострове и т.д.) Из учебника они выделяют особенности климата, рельефа.
2) Обработка информации.
На данном уроке учащиеся учатся структурировать информацию в виде таблицы, заполнив которую, они делают предположения о занятиях населения.
3) Передача информации.
Подготовка небольшого сообщения о священных животных Древней Индии (опережающее задание для сильного ученика). В некоторых классах практикую презентации, которые учащиеся готовят к теме заранее.
Эффективно при формировании познавательных УУД включать учащихся в работу по сравнению различных исторических объектов, процессов, государств. На данном уроке этот метод позволяет не только привести в систему новые знания (по истории Древней Индии), но и вспомнить уже изученное по истории Древнего Египта. Организуется работа по сравнению природных условий и занятий населения этих древних государств.
Умение общаться, высказывать свою точку зрения, взаимодействовать в процессе работы (коммуникативные УУД) отлично формирует групповая или парная работа. Выполняя в паре задание по заполнению таблицы, учащиеся выдвигают свои предположения и доказывают их правомерность друг другу.
Важным для формирования УУД является выбор способа действий, который должен объяснить ученику учитель. Обучающемуся необходимо показать образец выполнения учебной операции (использование памятки). Например, использую памятки «Как составить характеристику исторической личности» (5 класс, тема «Походы А. Македонского»), «Алгоритм написания эссе по обществознанию» (10-11 кл.). Опора на памятку позволяет осознавать и выстраивать речевое высказывание в устной и письменной форме, создавать алгоритм деятельности при решении учебных задач, т.е. формировать универсальные учебные действия.
Особое место при изучении истории отводится работе с исторической картой.
От класса к классу, с изменением возраста учеников, усложняются их действия при работе с картой, растет их уровень самостоятельности.
В 5 классе учащиеся первоначально (после объяснения учителем) действуют по образцу: находят тот или иной объект, границы государства, показанные на настенной карте учителем; повторяют словесное описание местоположения объекта и т.п. Затем они самостоятельно: 1) находят объект на карте по словесному описанию учителя; 2) определяют словами местоположение показанного учителем на карте объекта. Кроме этого, пятиклассники учатся пользоваться картой как источником знаний: на основе легенды извлекать информацию о географическом положении различных стран и вытекающих из нее занятий людей; описывать границы государств, направления военных походов. Все это делается под руководством учителя, на основе вопросов и заданий учебника, рабочих тетрадей и других учебных пособий. Для сильных учеников можно предложить индивидуальное задание, например, сравнить местоположение отдельных цивилизаций (Египет и Междуречье) и сделать выводы о сходстве и различиях.
Постепенно пятиклассники понимают, что на той или иной исторической карте отражена действительность определенного хронологического периода.
В 6 – 7 кл. перед анализом карты целесообразно спросить учащихся, какую территорию и время (век) охватывает данная карта.
Примеры заданий.
6 класс. Заполните таблицу на основе карты «Русь в IX – XII в.в.»
Основные племенные объединения восточных славян
Крупные города Руси
Важнейшие торговые пути Соседние племена и племенные объединения
7 класс. Работа с картой «Россия с конца XVII – по 60-е годы XVIII в.»
1) Опишите территорию России в конце XVII века. К каким морям она имела выход?
2) На основе анализа карты расскажите об Азовских походах в конце XVII века.
3) Покажите и назовите территории, вошедшие в состав России по Ништадтскому мирному договору.
Кроме этого, в 5 – 7 классах проводятся игры по закреплению картографических знаний и умений. Например, собрать карту (из кубиков) и сделать это как можно быстрее.
Регулярно проводится работа с контурными картами, цель которой состоит в том, чтобы учащиеся осмыслили и закрепили в памяти содержание исторической карты и связанных с нею знаний. Первый этап работы, копирование карты, приходится на 5 – начало 6 класса. На втором этапе, 7 – 9 классы, учащиеся заполняют контурные карты без справочного материала (полностью или частично).
В результате подобной работы учащиеся овладевают тем уровнем картографических умений, которые заложены в образовательном стандарте.
Мной разработана памятка по работе с контурной картой.
Как правильно работать с контурной картой?
Чтобы правильно подготовиться к работе с контурными картами необходимо:
1. Найти нужную карту в атласе (учебнике) и в контурной карте (внимательно читайте названия карт),
2. Внимательно изучить содержание карты в атласе: географические названия (названия морей, рек, городов), направления военных походов и т.п.
Как правильно заполнять контурные карты.
1. Внимательно прочитайте задание в контурной карте (задания написаны в рамочке).
2. Выполните задание, используя цветные карандаши. В качестве ориентиров для обозначения границ, военных походов и т.п. используйте постоянные географические объекты (моря, реки, океаны).
3. Обязательно рядом с вопросом отметьте тот цвет, которым вы выполняли это задание. Это позволит учителю правильно проверить вашу работу.
4. Обводите границы, закрашивайте территорию государств и т.п. аккуратно.
5. Все надписи в контурной карте делайте авторучкой.
6. Прежде чем подписать название города, точкой на карте отметьте его местонахождение.
7. Закончив работу, еще раз проверьте: все ли задания вы сделали, составлены ли «условные обозначения» для учителя (обозначен ли цвет, которым вы выполняли задания). Если вы не сделали «условные обозначения» ваша работа не может быть проверена.
Для того, чтобы избежать ошибок, важно четко понимать на сколько хорошо и полно усвоен конкретный учебный материал, есть ли пробелы в изученной теме. Именно поэтому урок обязательно заканчиваю рефлексией, которая позволяет учащимся осознать то, что уже усвоено, и определить свой уровень усвоения учебного материала (регулятивные УУД). Часто использую для рефлексии прием "закончи предложение" ("Оказывается...."), а более подготовленных учащихся прошу ответить на вопросы: Что нового я узнал? Как я это сделал? Зачем мне это надо?
Формированию регулятивных УУД помогает использование рабочей тетради с печатной основой. Там учащиеся могут найти разнообразные задания, выполнение которых позволяет им определить свой уровень освоения темы.
И в заключении, хочу сказать, что формирование УУД на уроках истории и обществознания дает возможность подготовить ученика способного самостоятельно учиться, владеющего разнообразными умениями и компетенциями, что позволит ему идти в ногу со временем и быть конкурентоспособным на рынке труда.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утв. приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897. URL: http://минобрнауки.рф/документы/543 (дата обращения: 15.10.2014 г.)
2. Обутова О.Д. Формирование УУД на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС//GARNETT.RU: эл. образ. ресурс г. Калуга. 2013. URL: http://garnett.ru/10-klass/formirovanie-uud-na-urokakh-istorii-i-obshchestvoznaniia-v-usloviiakh-realizatcii-fgos-iz-opyt (дата обращения: 12.09.2015 г.)
3. Палей Л.А. Работа с исторической картой на уроках истории//NSPORTAL.RU: социальн. сеть работн. образ. 2014. URL: http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2014/09 /21/rabota-s-istoricheskoy-kartoy-na-urokakh-istorii (дата обращения: 25.01.2015 г.)
Скачать вложение