Использование интернет-мемов на уроках истории
Автор: Ивахин Никита Сергеевич, МБОУ "Школа №1 имени В.П. Екимецкой" г. РязаньВ статье рассматривается применение интернет-мемов как метода обучения на уроках истории
Процесс глобализации оказал огромное влияние на развитие всех сфер жизни общества, в том числе и духовную. Продукты культуры информационного общества отличает их увеличившееся количество даже по сравнению с культурой индустриальной эпохи, а также ускоренная “текучка”, т.е. процесс смены трендов объектов культуры. В нашем случае речь идет о продуктах экранной культуры социальных сообществ сети Интернет, таких как “Вконтакте”, “Твиттер”, “Инстаграм”, “Фейсбук” и др. В корне неправильно отрицать или открещиваться от того, какое важное место в нашей жизни стали занимать социальные сети. Также как и неправильно будет нежелание педагога пытаться понять природу новых явлений общественной жизни. Хотя следует отметить, что процент учителей, зарегистрированных в социальных сетях растет год от года, а молодые педагоги, приходящие в школу в последнее время уже являются уверенными пользователями социальных сетей. Педагог, который активно пользуются данными сетями, несомненно, имеет преимущество перед педагогом далеким от современных коммуникационных технологий: во-первых, он может лучше понимать учащихся, что явно повысит его авторитет в школе; во-вторых, знание популярных трендов и современной молодежной лексики позволит учителю намного грамотнее преподнести материал, появится возможность сделать это в интересной форме, пробудить интерес к предмету даже среди тех учащихся, которые потеряли его уже очень и очень давно, а может его и вовсе не было.
Когда речь заходит о современных методах преподавания на уроках, то в первую очередь это должно быть использование так называемых интернет-мемов. Этим термином в первом десятилетии XXI века стали обозначать явление спонтанного распространения в интернет-среде некоторой информации (текстовой, графической, видео) или фразы путем “тиражирования” всеми возможными способами в сети Интернет. [1, с.162]
Интернет-мемы как феномен интернет-коммуникации были подробно описаны в статье Ю.В. Щуриной. [Там же, с.160-172] Поэтому наша задача разобраться как же можно применять мемы на примере уроков истории.
Конечно, наиболее популярной формой мема будет являться графическое изображение. Это может быть изображение исторической личности с какой-либо подписью, отражающей важную идею, которую необходимо передать учащемуся.
Например, портрет Александра II с подписью:
В первом случае, подпись к портрету Александра II позволит нам понять, что он был убит в результате террористического акта, когда народники бросили бомбу под колеса его кареты, а во втором случае царь-освободитель представлен в виде главного героя фильма “Матрицы”: Александр “уворачивается” от множественных покушений, будто Нео останавливает огромное количество пуль, летящих в него.
Следует отметить, что необязательно интернет-мем должен нести какую-то смысловую нагрузку, он может быть просто использован на уроке в качестве средства развлечения, ведь юмор, использованный в меру, всегда располагает к лучшему усвоению материала.
В качестве творческого задания учащимся можно дать задание придумать подобные графические интернет-мемы на определенные темы и коллективно обсудить получившееся на уроке и даже выбрать лучшие, которые будут размещены на временной выставке.
Отличным средством для обучения также являются видеомемы, которые можно показывать на подходящих уроках. Так, например, можно использовать отрывок из серии “Том и Джерри”, где мышонок выпивает лекарство, делающее его супер-солдатом, а Том всячески пытается его остановить, но у него ничего не выходит, а на экране появляются названия известнейших битв Великой Отечественной войны (Битва за Сталинград, Курская битва и др.)
Таким образом, преимущества использования данного метода заключаются в информативности и развлекательном характере одновременно, в тиражируемости среди учащихся не только одной школы, но и в целом заинтересованных людей, а также простота создания, так как многие шаблоны есть уже в сети Интернет и задача учителя сводится только к созданию необходимой надписи на изображении. Более того, в настоящее время существует масса интернет-сайтов, где объясняется суть того или иного интернет-мема, что позволит наиболее точно передать смысл. Также существует множество сообществ “Вконтакте”, где такие мемы публикуются пользователями каждый день (“Студент-историк”, “Исторические мемы” и др.) Поэтому возможностей использовать подобный прием на уроках истории огромное количество, главное, чтобы это было уместно и служило главной цели - наилучшему усвоению школьного курса истории России.
Литература
1. Щурина Ю.В. Интернет-мемы как феномен интернет-коммуникации // Научный диалог. 2012. №3.
2. Щурина Ю.В. Интернет-мемы как средство межкультурной коммуникации // Известия ВГПУ. 2013. №6 (81).
Полный текст статьи во вложении (pdf, 217KB)
Скачать вложение