Патриотическое воспитание обучающихся на уроках истории при изучении культуры Отечества через устный исторический источник - фольклористику
Автор: Сухова Оксана Владимировна, преподаватель истории ОГБПОУ "Спасский политехнический техникум"Мастер-класс.
Цель: силой воздействия искусства способствовать формированию духовного мира обучающегося, его патриотическую воспитанность.
Всё более полное включение России в общемировые, политические, социально-экономические и культурные процессы, проблема адаптации обучающихся к современной жизни – ставят перед учителем истории задачу: патриотическое образование и воспитание обучающихся в качестве граждан России.
Реализация этой задачи в ходе обучения помогает учащимся понять, как шло раскрытие ценности деятельности человека, уникальности и неповторимости личности человека и вместе с тем культуры народа.
Преподавание уроков по истории показало, что именно гуманитарное, в том числе культурологическое образование, формирует патриотическую сторону личности обучающегося: учит бережному отношению ко всему созданному человеком, развивает способность не только осваивать информацию, но и видеть динамику развития человеческого сознания.
На каждом этапе урока кроме обучающих задач большое внимание уделяется воспитанию патриотических норм личности обучающихся, которые помогают человеку правильно поступать в обществе:
- любовь к Родине;
- справедливость, истина;
- дружба, товарищество;
- долг, честь, достоинство;
- верность и т.д.
При формировании вышеперечисленных качеств, перед учителем выстраивается ряд проблем, которые необходимо решить для эффективности патриотического образования в современной школе. Поэтому понимается необходимость проявления активизации деятельности обучающихся на уроках через учебные игры, беседы, использованию больше наглядных и технических средств обучения.
Важнейшей проблемой исторической науки является проблема источников. В самом общем плане историческими источниками можно назвать все сохранившиеся свидетельства прошлой жизни. При классификации источников принято учитывать их происхождение, форму и содержание. Чаще всего источники делят пг их форме на семь типов:
1) письменные;
2) вещественные;
3) этнографические;
4) устные (фольклорные);
5) лингвистические;
6) кино- и фотодокументы;
7) фонодокументы.
Устные (фольклорные) источники дают важные, а иногда и уникальные сведения о прошлом, которые содержаться в сказаниях и преданиях, пословицах и поговорках, былинах и легендах, песнях и т.д.
Вашему вниманию представлю некоторые фрагменты уроков по формированию патриотических норм личности обучающегося. Самое важное, чтобы ребята сами делали вывод, а не с навязчивых вопросов учителя.
Хочу показать, как пословицы и поговорки, помогают при изучении деятельности некоторых персоналий – героев отечественной истории.
1.Пословицы и Поговорки – это чистейший и драгоценный родник народной мудрости. Они сопровождают человека с раннего детства. Большая их часть связана с отношением к труду, Родине, окружающим людям и т.д. Точность мысли, и лаконичность изложения позволяют быстро усваивать их и воспринимать не как пожелания, а как жизненную норму. Пословицы и Поговорки всегда были своеобразным путеводителем по жизни, которым руководствовались взрослые, приобщая к ним детей. Не утратили они своей воспитательной значимости для патриотического воспитания и сегодня для молодого поколения.
Князь Дмитрий Иванович (сын Ивана II Ивановича Красного), за победу в Куликовской битве 1380 г., прозванный Донским.
Тема: «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва». Кроме эпиграфа к уроку из «Сказания о Мамаевом побоище»: «Ныне же пойдём за Дон, и там или победим и всё от гибели сохраним, или сложим свои головы…», атмосферу патриотического настроения поможет сосредоточить работа с отечественным устным жанром – пословицами и поговорками, основанных на определении патриотических качествах человека – положительных и отрицательных.
Обучающимся раздаются карточки с высказываниями, нужно определить, где пословица, где поговорка, записать патриотическое положительное качество личности и отрицательное, которые воспевает данное высказывание и порицает:
Карточка (пример)
Высказывания |
Пословица или поговорка |
Положительное качество человека |
Отрицательное качество человека |
Где ни жить – Родине служить. |
пословица |
|
|
Врёт – себя не помнит. |
поговорка |
|
|
Старый друг, лучше новых двух. |
пословица |
|
|
Свет не без добрых людей. |
поговорка |
|
|
Ребята в ходе обсуждения раскрывают следующие нормы патриотического поведения человека: любовь к Родине, дружба, товарищество, справедливость, истина. Отрицательные нормы поведения личности: вражда, злость, ложь, предательство.
С этой целью, после изучения сражения на поле Куликовом, целесообразно познакомить обучающихся с понятием о духовной силе человека, данным В.А.Сухомлинским: «Человечество уже в седой древности убедилось, что кроме силы физической у человека есть сила духовная - верность своим убеждениям, уверенность человека в своей правоте, непоколебимость перед трудностями, бесстрашие»[1]. Поэтому о подвигах своих героев – защитников русский народ воспевал в следующем жанре исторического устного источника – «былины».
2. Жанр «былины» помогают обучающимся осмыслить вышеуказанные понятия, изучая образы героев. Герои былин – это борцы за правду, защитники Отечества. Они представлены как идеал человека, олицетворяющий мечты и чаяния народа о счастье. Вызвать интерес к былинным героям позволяют исторические справки о прототипах героев – людей живших на самом деле.
Фрагмент урока:
Раздаются карточки с заданием, ответить на вопросы и отгадать, что за былинный герой.
1. Карточка (пример).
1. Первый подвиг богатыря? (лпсавха елоп).
2. Родом из села? (рачакавое).
3. Боевого коня звали? (кашрууб).
4. 33 года (дисмен делсипро) на печи.
Ответ: богатырь Илья Муромец.
Далее учитель знакомит с существованием нескольких версий о человеке ставшим прототипом этого былинного героя.
Ученые много сил потратили на то, чтобы выясн6ить, жило ли когда – либо историческое лицо, которое с такой полнотой и любовью воспето в былинах в образе Ильи Муромца. Предложения были самыми различными.
1 версия: считали, что прообразом Ильи был воспетый А.С. Пушкиным в «Песне о вещем Олеге» князь Олег Киевский.
2 версия: считали, что прообразом Ильи явился Илейка Муромский, разбойник начала XVII века.
3 версия: считали, что прообразом Ильи считался герой XIII века Илья Русский (греческий), герой норвежского народа.
Последняя версия, которой все ученые придерживаются: примерно в XII веке, в Муроме был крестьянин, обладавший необыкновенной силой и прославившийся героическими подвигами во имя Родины и народа. Подвиги эти с течением времени были опоэтизированы по законам художественного образа. Илья Муромец – это собирательный образ[2].
XVI веке церковь причислила его «к лику святых». 19 декабря – День Святого Ильи.
Такую мотивацию можно провести перед изучением деятельности правителя князя Александра Невского и сравнить его патриотические нормы поведения с вышеуказанным былинным героем.
Одержав победу в битве на Ледовом побоище в 1242 году, его слова: « Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет» - стали народной мудростью. Александр Невский также, как и былинный герой Илья Муромец, причислен «к лику святых» - его день 6 декабря.
Изучая былины об Илье Муромце, выясняем, Илья Муромец – «славный богатырь святорусский», прекрасный всадник, меткий стрелок, он храбр и смел, но при этом благовоспитан («вёл поклоны по-учёному»), честен и скромен. Такие черты характера имел и Александр Невский.
Итог таких занятий: благовоспитанным человеком обязательно движут патриотические нормы поведения - долг, честь, справедливость в достижении счастья для людей своей Родины.
3. Народные песни. Когда человек счастлив – он поёт. Песня имеет ряд
преимуществ перед другими произведениями народного творчества: она выражает чувства в чистом виде, движения души. Выясняем, что в песнях, как и в других видах народного творчества, воспевались героические подвиги народа, красота природы, восхвалялись человеческие добродетели, высмеивались пороки человека.
По теме: «Второе ополчение. Освобождение Москвы». Воспитательной целью урока является знакомство учащихся с выдающимися патриотами России на примере К. Минина, Д. Пожарского, И. Сусанина. Главная идея урока – борьба за независимость Родины. Всенародное патриотическое движение развернулось по России. Все это укрепляло в народе чувство гордости за страну, воспитывало патриотизм, формировало национальное достоинство и национальное самосознание русского народа.
Для более прочного запоминания и усвоения деятельности вышеперечисленных исторических персоналий можно привести пример о создании гимна в честь данного подвига перед Отечеством.
В память подвига героев Нижегородского ополчения 1611-1612 года
Хвала и честь героям старины!
Вам третий раз исполнилось столетье,
Защитники родной своей страны,
В годину смут, тревог и лихолетья.
Поток врагов был грозен и велик,
Родимый край был мрачен и пустынен,
Но спас его из Нижнего мясник.
Хвала тебе, великодушный Минин!
С тобою князь Пожарский.
В вихрь сыч
Им спасена Московская держава.
От Минина приняв народный меч,
Он дал Руси спасение. Слава! Слава!
Хвала и честь! Пускай переживет
Века веков могучая та сила,
С какой в Кремль препятствовал народ
Венчанного на царство Михаила.[3]
Каждый урок по истории воспитывает патриотические нормы поведения обучающихся.
Проследить результат по воспитанию патриотических норм трудно. Но на обобщающих уроках в течение учебного года проводится анкетирование со следующим вопросами:
По вашему мнению:
- что такое «любовь к Родине»;
- что такое «дружба»;
- что такое «честь»;
- что такое «долг»;
- как добиться счастья в жизни и т.д.
Ответы обучающихся:
«Любовь к Родине» - когда, человек в любую минуту встанет на защиту своей Отчизны, под страхом смерти не станет предателем.
«Дружба» - когда, человек тебя понимает, не подведёт в трудную минуту, не наставит на плохой путь.
«Честь» - это уважение к самому себе, не подводить окружающих.
«Долг» - вырасти хорошим человеком, помогать старшим, уважать старших, бороться за справедливость.
«Счастье» - когда есть родители, нет войны, дома всё благополучно.
У русского народа существует поговорка – «Вода – камень точит». Задача педагога на уроках по истории – постоянно обращать внимание обучающихся на воспитание в себе положительных качеств личности, и в будущем выпускник обязательно станет патриотически воспитанным человеком.
Литература:
1. Сухомлинский В.А. «О воспитании» /Сост. И авт. Вступ. Очерков С. Соловейчик.- 4-е изд.- М.: Политиздат, 1982.
2. «Предание земли русской». Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 1996.
3. Минин Кузьма и Пожарский Дмитрий url: http://kstnews.ru/novosti-kultury-kstovo/396-minin-pozharskij-den-narodnogo-edinstva.html (дата обращения 22.11.2015г.)
4. «Пословицы. Поговорки. Загадки», «Современник» - Москва, 1996г.
5. В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков «История» для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профессий в двух частях. Москва издательский центр «Академия» 2014.
Презентация (ppt, 2.4MB)
Скачать вложение