Использование технологий здоровьесбережения в логопедической работе с обучающимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, множественными нарушениями развития
Автор: Степахина Людмила Александровна, учитель-логопед, Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат «Вера», г.РязаньОрганизация логопедической работы имеет свои особенности. В полной мере это касается работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения. Особенности их интеллектуального и психофизического недоразвития, сочетающиеся с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести выдвигают на первый план, прежде всего, охрану и укрепление здоровья обучающихся.
Учет особых образовательных потребностей данных категорий детей определяет необходимость создания адекватных условий, способствующих развитию личности для решения их насущных жизненных задач.
В рамках реализации специального учебного предмета: «Логопедические занятия, формирование коммуникативных умений» мы ставим перед собой такие задачи, как развитие импрессивной и экспрессивной речи, восприятия, памяти, внимания, уменьшение агрессивных тенденций, развитие способности к эмпатии в ходе общения, навыков бесконфликтного взаимодействия со сверстниками.
Учитывая то, что наши обучающиеся с большим трудом включаются в работу, каждое занятие начинается с настроя на продуктивную деятельность, установления положительного эмоционального контакта с взрослым и сверстниками. Для этого проводятся специальные упражнения на гармонизацию взаимоотношений. Например, для нас стало традицией проведение упражнения: «Дружно дети встали в круг…».
В основной части занятия организуются игры и упражнения, направленные на развитие восприятия, памяти, внимания, наблюдательности, мышления. Одним из важных моментов при этом является стимулирование потребности в высказываниях, в общении с педагогом и сверстниками. Обучающиеся побуждаются к использованию самостоятельной речи в виде отдельных звуков, слов, коротких фраз для проявления эмоционального отношения к происходящим событиям. Например. Для отработки умений использовать речь в коммуникативных целях создаются специальные проблемные ситуации, когда обучающимся обращаются друг к другу и к педагогу с просьбами или выражают согласие – несогласие по поводу высказывания своего товарища, выбирают правильное название предмета среди верных и неверных обозначений.
Для активизации познавательной сферы нашей категории детей используется режим движения наглядного учебного материала (технология В.Ф. Базарного). Для этого в разных точках класса развешиваются подвижные «сенсорные кресты», карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые должны найти и использовать в своей работе обучающиеся. Периодически используются картины-панно, изображающие разные времена года, и на которые можно размещать специальные карточки, самостоятельно подобранные детьми. Таким образом, в игровой, занимательной форме разворачиваются сюжеты урока. Для формирования пространственных представлений, навыков конструктивной деятельности проводятся упражнения с палочками, цветными карандашами, цветными геометрическими формами.
Наших детей трудно побудить к высказываниям – обращениям и просьбам. А в данных условиях создается определенный эмоциональный настрой, побуждающий их к речи, к общению с окружающими, хотя бы на самом элементарном уровне. Кроме того, изменяющаяся обстановка создает базу для переноса приобретённых умений в новую ситуацию. Для «неговорящих» детей создаются условия по освоению альтернативных средств коммуникации. Свои потребности, желания, просьбы они могут выразить через невербальные средства коммуникации: жесты, символы, пиктограммы.
С большим желанием дети участвуют в ритмических упражнениях, коллективных играх. Попадая в определенную эмоциональную ситуацию, речевую среду они становятся более смелыми, раскрепощёнными, у них развивается речевое подражание.
Важная особенность уроков состоит в том, что они проводятся в режиме постоянной заботы о здоровье обучающихся. Обязательными являются проведение массажа ладоней и пальцев рук, артикуляционной и мимической гимнастики, пальчиковой гимнастики, комплекса упражнений по технологии В.Ф. Базарного.
Немаловажным является установление эмоционального контакта с нашими детьми. Это снимает лишнее напряжение, развивает предпосылки для позитивного общения. Через использование игровых приемов, упражнений осуществляется корректировка восприятия, памяти, внимания. У обучающихся формируется устойчивое положительное отношение к занятиям. А это в свою очередь активизирует потребность и желание общаться с педагогом, со сверстниками.
Проводимая работа, на наш взгляд, позволяет улучшить процесс социальной адаптации, создает условия для развития каждого ребенка, сохранения его здоровья.
Литература
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.- М.: 2013
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – М.: Центр педагогического образования, 2016.
3. Базарный В.Ф. Технологии эволюции. От деградации к развитию здоровья ребенка в системе образования. – М.: Концептуал, 2018.
4. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития/ под ред. И. Бгажноковой. – М.: Владос, 2013.
5. Деятельность учителя-логопеда в ходе внедрения образовательных стандартов нового поколения/ под ред. К.А. Фокиной. – М.: Перспектива, 2013.
6. Кумарина Г.Ф., Токарь И.Е. Коррекционно-развивающее образование в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта. М: УЦ Перспектива, 2011
7. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями/ под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Владос, 2013.
8. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью.(Федеральный реестр примерных общеобразовательных программ).
9. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников/Под общ. Ред. Т.В. Волосовец. – М.: НИИ Школьных технологий, 2008.
10. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М.: ТЦ Сфера, 2010
11. Шипицына Л.М. Обучение общению умственно отсталого ребенка. – М.: Владос, 2010
Приложение
Конспект урока по предмету:
«Логопедические занятия, формирование коммуникативных умений
для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, множественными нарушениями развития», 5 класс.
Тема: Признаки осени: затяжные холодные дожди; сбор урожая овощей.
Цель: познакомить обучающихся с понятиями осени: основные признаки осени; развивать стремление к активной познавательной деятельности, к использованию речевых средств для выражения своего отношения к окружающему.
Задачи:
обучающие:
1. Организовать деятельность по пополнению знаний и формированию умений различать признаки осени, выделяя характерные особенности, приметы осени.
2. Создать условия по активизации и расширению словаря по изучаемой теме. Использование в речи невербальных или вербальных средств, обозначающих действия, признаки предметов, явлений.
3. Способствовать практическому освоению приставочных глаголов.
коррекционные:
Создать условия для развития целенаправленного восприятия, произвольной деятельности, потребности выполнить задание до конца.
Продолжать развивать познавательную активность обучающихся.
воспитательные:
Организовать условия для развития потребности обучающегося в общении с взрослым.
Создать условия для формирования адекватных форм общения со сверстниками.
Тип урока: урок с целью обобщения знаний, умений и навыков.
Технология: учебно-игровая деятельность.
Понятийный аппарат: осень, признаки осени, затяжные дожди, холодные дожди, осенние листья, урожай.
Оборудование: календарь дня, предметные, сюжетные картинки об осени, таблички со словами, контурами предметов в условиях зашумления, наложения, азбука, раздаточный материал (макет: дерево, осенние листочки; сюжетная картинка), «сенсорные кресты».
Продолжительность урока: 40 минут.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя-логопеда.
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности обучающихся.
IV. Изучение нового материала.
V. Закрепление материала.
VI. Итог урока. Анализ.
Ход занятия
Организационный момент.
- Сообщение алгоритма деятельности (учитель-логопед выкладывает опорные сигналы).
- Массаж рук (с использованием мячей су-джок).
- Артикуляционная гимнастика.
- Дыхательная гимнастика: произнести звук «Ш-Ш-Ш» на выдохе.
- Работа с пособием: «Времена года» и календарём. (Обучающиеся перечисляют: названия времени года, месяцев осени, находят в календаре число, день недели).
- Учитель-логопед: «Посмотрите на картину и определите тему занятия». Предполагаемый ответ обучающихся - осень.
- Учитель-логопед сообщает тему урока: «Будем говорить об осени, признаках осени, об овощах».
- Работа в тетради. Запись темы урока: «Признаки осени». (Обучающиеся списывают с доски или пишут по точкам, в зависимости от индивидуальных возможностей).
Повторение материала.
- Беседа об осени.
Учитель-логопед:
«Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.
О каком времени года так говорится?».
Предполагаемый ответ обучающихся: «Об осени».
Для каждого месяца осени есть свои признаки.
Сентябрь – это золотая осень. Люди эту пору называют – златоцвет. Но сентябрь еще называют – хмурень. Как вы думаете почему?
Предполагаемый ответ обучающихся: «Много облаков, туч; часто идет дождь».
Октябрь – середина осени. Серое небо. Пасмурно. Сыро. Деревья печально качают мокрыми ветками. Октябрь называют – грязник. Почему?
Предполагаемый ответ обучающихся: «Пройдешь по сырой от дождя земле и на ботинках – много грязи».
Ноябрь – полузимник. Солнце хоть и выглядывает из-под хмурых туч, да не греет. Почему в ноябре так холодно?
Предполагаемый ответ обучающихся: «Зима с осенью борются».
Осенний дождь – затяжной, холодный. Часто идет дождь со снегом. Без зонтика и куртки на улицу не выйдешь. В лесу и парке не поют птицы. Слышен только шум дождя, да шуршат под ногами упавшие листья.
Изучение нового материала.
Упражнение с демонстрационным материалом: «Выбери картинки с признаками осени».
Обучающиеся у «сенсорного креста» выбирают из перечня картинок с разными временами года те, на которых изображены признаки осени.
Упражнение: «Угадай слово об осени» (в условиях зашумления).
Предполагаемый ответ обучающихся: дождь. (При затруднении предъявляется картинка с изображением дождя).
Упражнение на развитие мелкой моторики: «пальцы мои».
Холодно. Осень. Пальцы мои
Дружно ругают холодные дни.
Ой-ой-ой! Холод-то какой!
Эх-эх-эх! А вдруг пойдет снег?
Ох-ох-ох! От ветра я оглох!
Ай-ай-ай! Солнце вылезай!
Ах-ах-ах! Хожу я в сапогах!
Ыть-ыть-ыть! Боюсь простыть!
Работа в тетради. Написание слова: «дождь».
Обучающиеся списывают с доски или обводят слово по точкам, в зависимости от индивидуальных возможностей.
Упражнение: «Осенний лист».
Обучающиеся перемещают осенний лист относительно макета дерева, в зависимости от задания педагога: «Осенний лист кружит над деревом, слева от дерева и т.д.».
Упражнение: «Кулак – ребро - ладонь».
Ладошки вниз,
Ладошки вверх,
Ладошки на бочок
И сжали в кулачок.
Упражнение: «Путаница» (изображение овощей в условиях наложения).
Обучающиеся по контуру обводят овощи цветными фломастерами.
Физминутка.
Летом деревья росли, зеленели.
Осенью листья на них пожелтели.
Стали деревья листья терять.
Стали деревья листья ронять.
Тихо ложится листок за листком.
Скоро накроет листья снежком.
Упражнение: «Чем отличаются слова, предметы»: помидор - помидоры, огурец - огурцы.
Обучающиеся соотносят предметы и карточки-слова, их обозначающие. Объясняют свои действия.
Упражнение: «Где буквы, где цифры?».
Обучающиеся раскладывают отдельно буквы и цифры.
Упражнение: «Закончи предложение». Дети взяли зонт, потому что…
Обучающиеся высказывают свои варианты окончания предложения: вербально или показывают карточку в зависимости от индивидуальных возможностей.
Гимнастика (Базарного В.Ф.)
Вдох, наклон вперед к крышке стола, выдох.
Крепко закрыть глаза – резко открыть.
Руки на пояс, поворачивать голову влево-вправо и смотреть на правый-левый локоть.
Смотреть на доску, перевести взгляд на солнышко в руках.Руки вперед, и смотря на кончики пальцев, поднимать их и опускать. Глаза следят за пальцами.
Указательный палец перед собой, вытянутую руку переводить слева направо и обратно.
Закрепление материала.
Назвать основные признаки осени.
Предполагаемый ответ обучающихся: холодный дождь, осенние листья, урожай овощей или показывают карточки в зависимости от индивидуальных возможностей.
Итог занятия.
Учитель-логопед совместно с обучающимися оценивает учебную деятельность по опорным сигналам.
- Что рассматривали?
Предполагаемый ответ обучающихся: картинки, буквы (или показывают карточки в зависимости от индивидуальных возможностей).
- Что слушали?
Предполагаемый ответ обучающихся: вопросы (или показывают карточку в зависимости от индивидуальных возможностей).
- Как думали?
Предполагаемый ответ обучающихся: мыслили (или показывают карточку в зависимости от индивидуальных возможностей).
- Как оцениваете свою работу?
Предполагаемый ответ обучающихся: поднимают большой палец.
Статья с фото во вложении (документ doc, 1.3MB)
Скачать вложение