РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Окский заповедник

Автор: Волкова Анастасия Игоревна, учитель начальных классов, ОГБОУ «Школа №10», г. Рязань

Конспект внеурочного занятия по общекультурному направлению для обучающихся 7-8 лет с тяжелыми нарушениями речи

Аннотация

Конспект рассчитан на обучающихся 7- 8 лет с тяжёлыми нарушениями речи. Тема внеурочного занятия является ознакомительной. При составлении конспекта использовался проблемный метод для подведения к теме, проводилась постановка целеполагания. Для более наглядного представления флоры и фауны Окского биосферного заповедника использовалась презентация с наглядными иллюстрациями, видео, аудио сопровождением. Применялись загадки про животных, обитающих в заповеднике, задание «Собери пословицу», пазлы с целью активизации мыслительной деятельности детей. В конце занятия учащиеся выполняли творческое задание: раскрашивали эмблему Окского государственного биосферного заповедника.

Данное занятие относится к общекультурному направлению (конкретная область – краеведение). Актуальность темы занятия обусловлена тем, что обучающиеся, к сожалению, не знают истории родного края, особенностей флоры и фауны, основных историко-архитектурных памятников, сооружений. Поэтому в настоящее время остро стоит проблема ознакомления подрастающего поколения с историей родного края.

Младший школьный возраст является благоприятным для формирования и развития нравственных, экологических чувств.

Так как конспект разработан для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР - это стойкие специфические отклонения формировании компонентов речевой системы, отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте), то были использованы методы и приёмы, которые способствуют развитию словарного запаса, связной речи.

Дети испытывали положительные эмоции при выполнении заданий, активно отвечали на вопросы.

Класс: 1 дополнительный «А» класс.

Тема: «Окский заповедник».

Цель: Организовать деятельность детей, направленную на пробуждение интереса к животным, занесенным в Красную книгу Рязанской области; способствовать расширению, уточнению и активизации словарного запаса, развитию основных мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение), памяти, творческого воображения; создать условия по усвоению представления обучающихся об Окском заповеднике.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

- уметь приводить примеры животных, обитающих в Окском заповеднике;

- знать значение слова «заповедник»;

Метапредметные:

Познавательные универсальные учебные действия (ПУУД):

- устанавливать причинно-следственные связи;

- высказывать предположения;

Коммуникативные универсальные учебные действия (КУУД):

- участвовать в учебном диалоге;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций;

- осуществлять взаимный контроль и взаимопомощь;

Регулятивные универсальные учебные действия (РУУД):

- определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности на уроке;

- планировать свою деятельность, осуществлять контроль своих действий;

- оценивать собственную деятельность;

Личностные:

-воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращённую к учащемуся;

- проявлять интерес к культуре, истории своего края;

- проявлять понимание и уважение к природе родного края, страны.

Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, проектор, презентация, разрезной материал (пазлы, раскраски, пословицы).

 

Ход занятия

Мотивационно-мобилизирующий этап:

- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь (Приветствуют учителя.)

- Ребята, скажите, как вы думаете, что такое краеведение? (Краеведение — это изучение родного края, его природы, истории.)

- Люди думали, что, сколько бы ни брать у природы, всё снова само собой восстановится. И они ошиблись. Некоторых животных совсем уничтожили, а есть те, которые находятся под угрозой исчезновения. Наша планета просит о помощи. Учёные разных стран составили списки исчезающих животных и растений и в 1963 году издали Международную Красную книгу.

- Ребята, скажите, почему её назвали Красной книгой?(Красный цвет книги означает сигнал опасности. Он предупреждает: «Осторожно!»)

- Как вы думаете, а в Рязанской области есть Красная книга? (Да.)

- Правильно, а где могут находиться растения и животные под охраной у нас в Рязанской области? (Возникает затруднение.)

- Ребята, такое место называется заповедник. У нас в Рязанской области есть такой заповедник, и называется он Окский государственный природный биосферный заповедник» (Слайд №1).

- Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на нашем занятии?

-Правильно, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие и совершим виртуальную экскурсию в Окский заповедник. (Сегодня речь пойдёт об Окском заповеднике.)

Деятельностный этап:

- Прежде чем начать путешествие, предлагаю обратиться к словарю С.И. Ожегова и узнать, что такое «заповедник».

- Заповедник — это заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности. (Слайд №2).

- Путешествие наше начнётся с «Летописи природы». Как настоящие исследователи, мы обратимся в архив и узнаем немного о самом заповеднике, и о том, что такое «летопись природы».

- «Летопись Природы» — своеобразная живая история заповедника, которая содержат 55 томов, результатов основных наблюдений за состоянием объектов животного и растительного мира и явлений природы.

Окский заповедник образован 10 февраля 1935 года на территории Рязанской области.

Попробуйте отгадать загадки:

Под водой не намокает

Мех у зверя тихого.

Дышит - хобот поднимает

Над водою выхухоль (Слайд №3.)

- Правильно, заповедник был создан с целью сохранения редкого зверька выхухоли, появившегося на нашей планете задолго до мамонтов. Мамонты — это крупные животные, родственники слонов. Посмотрим, как выглядит выхухоль.(Обучающиеся смотрят видеоролик про выхухоль.) (Слайд №4.)

- Ребята, предлагаю сказать какая выхухоль: по размеру, по цвету, по форме, какой у неё внешний вид. Кто заметил, что необычного у этого зверя?

- Попробуйте отгадать с помощью загадок, кто же ещё обитает в Окском заповеднике:

- Водяные мастера,
Строят дом без топора (Бобры).Слайд №5.

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад —

Ищет в речке лягушат.(Аист).Слайд №5.

- Горбоносый, длинноногий 
Великан ветвисторогий, 
Ест траву, кустов побеги, 
С ним тягаться трудно в беге. 
Коль такого довелось 
Встретить -
Знай, что это лось.Слайд №6.

- Не жужжу, когда лежу,

Не жужжу, когда хожу.

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вдоволь нажужжусь.(Жук).Слайд №7.

- Бывает золотая, бывает в серебре,

Машет плавниками, и плавает в реке.(Рыба).Слайд №7.

- Какие вы молодцы, действительно, в заповеднике обитают редкие виды млекопитающих, разнообразные птицы, редкие виды жуков, рыб и другие. Так как мы путешествуем, нам необходимо сделать небольшой привал, и мы оказались у берега заповедной реки Пра. Слайд №8.

- «Я много видел живописных и глухих мест в России, но вряд ли когда-нибудь увижу реку более таинственней, чем Пра», — сказал знаменитый писатель Константин Георгиевич Паустовский. Теперь я предлагаю вам сесть поудобнее, закрыть глаза и представить, как вы сидите на берегу водоёма со своими близкими, родителями или друзьями и наслаждаетесь журчанием реки и пением птиц (Звуки природы).

- Ребята, скажите какие звуки, вы услышали? Каких птиц, насекомых, животных?

- Теперь мы переместимся на луг. Что вы сразу видите перед глазами?

- А на нашей поляне есть пословицы, только с ними что-то не так. Что же?

- Давайте соединим пословицы и подумаешь, что они означают:

Срубили кусты— прощайте птицы.

По лесу ходи — под ноги смотри.

Когда пьёшь воду, помни про источник.

Береги природу, она добром ответит. (Разрезной материал).

- Посмотрите, ребята, сейчас мы отправимся в гости к «Чудо–птице», для того чтобы отгадать эту чудо–птицу, вам необходимо собрать пазл (Разрезной материал). Скажите, кто у вас получился?

- Да, действительно, эта птица является одним из символов Окского заповедника. За годы своего существования питомник вырастил около 500 птенцов.

- Ребята, скажите, кто-нибудь знает, как кормят маленьких птенцов?

- Перед тем как идти кормить, сотрудники заповедника надевают белые халаты, чтобы маленькие птенцы воспринимали окружающих как своих родителей.

-Теперь мы отправимся в гости к следующему животному, его называют «лесной великан». А кто это, вы узнаете, если угадаете загадку:

Неуклюжий и тяжёлый,

Но к нему не подходи,

Тут же скорость набирает,

И рогами забодает! (Зубр)(Слайд №9)

- Что вы можете сказать про этих животных, посмотрев на фотографии?

В 1959 году в заповеднике был создан питомник чистокровных зубров.За время работы здесь родилось более 350 телят. Смотря на этих животных, понимаешь, что они удивительные. С одной стороны это огромный, сильный и уверенный в себе зверь, а с другой заботливый о потомстве и узнающий доброго к нему человека.

- Ребята, взгляните, как выглядит символ Окского заповедника (Слайд №1).На нём изображены черный аист и зубр, одни из знаменитых обитателей заповедника. Эти животные занесены в Красную книгу.

-Теперь мы приступим к практической части. Вам необходимо раскрасить символ Окского заповедника. Время работы — три минуты.

Рефлексивный этап:

- Наше путешествие подходит к концу, поэтому хочется подвести итоги и узнать, насколько внимательно вы слушали.

- Ребята, что такое заповедник?

- Скажите, для кого был создан Окский заповедник?

- Назовите 3 обитателя заповедника…

- Как называется заповедная река?

- Ребята, вы молодцы, внимательно слушали материал, а затем с лёгкостью ответили на вопросы

- Наше занятие окончено, можете быть свободны.

Приложение1.  Ссылка на презентацию: https://drive.google.com/file/d/1GK3ed3ryhQKsysPOnjP1HJZRRaWaHyrd/view 

Литература:

1.     Иванчев, В.П. Красная книга Рязанской области: Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения животные / Под ред. В.П. Иванчева. – Рязань: Узорочье, 2001. – 312 с.

2.     Казакова, М.В. Природно-заповедный фонд Рязанской области / сост. М.В. Казакова, Н.А. Соболев. – Рязань: Русское слово, 2004. – 420 с.

3.     Приклонский, С.Г. Заповедная Мещера: Окский заповедник / С.Г. Приклонский. – М.: Советская Россия, 1983. – 148 с.

Конспект во вложении (doc 24KB)




Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru