Изучение творчества М. Горького в современной школе
Автор: Казакова Анна Владимировна, Сенина Ольга Викторовна, учителя русского языка и литературы ОГБОУ "Центр образования "Дистанционные технологии" г. РязаниИз опыта преподавания
Радость о человеке – ее так редко испытывают люди,
а ведь это величайшая радость на земле[1].
М. Горький
История преподавания творчества Максима Горького в школе насчитывает не одно десятилетие: подробно изучать его произведения начали еще при жизни классика советской литературы. Несмотря на то, что программа по литературе постоянно изменялась, творчество «буревестника революции» присутствовало в ней всегда и в большом объеме: в программе 1921 года – «Челкаш», «Песня о Соколе», «Бывшие люди», «Песня о Буревестнике», «На дне», «Мать», «Детство»; в программе 1938 года – «Старуха Изергиль», «Коновалов», «На дне», «Дело Артамоновых»; в программе 1960 года – «Старуха Изергиль», «На дне», «Мать», «В. И. Ленин» (в сокращении); в программе 1984 года – «Старуха Изергиль», «На дне», «Мать», «В. И. Ленин»[2]. По сути, в то время личность Максима Горького и его творческое наследие занимали центральное место школьного курса литературы XX века. А как обстоит дело сейчас?
В настоящее время учитель имеет возможность самостоятельно выбрать УМК по литературе, опираясь на федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ. Проанализировав различные учебно-методические комплексы, мы пришли к выводу, что произведения классика советской литературы по-прежнему в них присутствуют и в основном представлены повестью «Детство», рассказами «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Челкаш», пьесой «На дне», а также статьей «Несвоевременные мысли» (обзорное изучение).
Сравнение «старых» и современных программ по литературе показывает, что список произведений Горького для изучения в школе с тех пор не сильно изменился, однако если в советское время произведениям писателя придавалось часто исключительно пропагандистское, идеологическое значение, то в современной школе учителю нужно выработать новые подходы к творческому наследию Максима Горького. Необходимо постараться донести до современных нечитающих и скептически настроенных школьников мысль о том, что произведения его не устарели, что они не пережиток прошлого, а сам он – неординарная личность, великий писатель и мыслитель, книги которого не про революцию, а про Человека.
В настоящее время наше общество переживает кризис гуманистического мировоззрения: повсюду мы видим проявления крайней степени индивидуализма и эгоизма, бездуховность, потерю нравственных ориентиров, вследствие чего ценностные установки становятся во многом деструктивными и разрушительными для развития личности. В связи с этим остро встает проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, ведь от того, каким оно будет, зависит будущее нашей страны.
Именно поэтому в современной школе необходимо изучать такие произведения литературы, которые будут способствовать формированию у учащихся нравственных ориентиров, чувства гуманизма, потребности в служению людям, стойкости в преодолении жизненных испытаний.
Такой задаче в полной мере соответствует изучение творчества Максима Горького, недаром сам классик в статье «Несвоевременные мысли» отмечал: «Лично я всю жизнь во всех моих чувствах, и мыслях, и делах отправлялся от человека, будучи навсегда и непоколебимо убежден, что существует только человек, все же остальное есть его мнение и его деяние»[3]. Это слова, наверное, можно считать творческим кредо писателя, и именно с такой позиции и стоит говорить о его произведениях на уроках литературы в школе.
Как художник Горький обогатил мировую литературу новыми темами, идеями, конфликтами, сюжетами, образами, но главная заслуга писателя в том, что он показал: человек всегда стоит перед выбором, смиряться ли личности с деградацией или искать путь к духовному возрождению.
Ныне действующие учебные программы по литературе предполагают знакомство с творчеством Горького на разных ступенях обучения, и задача учителя-словесника – продумать систему работы по изучению жизненного и творческого пути писателя, предполагающую единство подхода и соблюдение принципа преемственности.
В ОГБОУ «ЦОДТ», учителями которого мы являемся, преподавание литературы ведется по УМК под редакцией Коровиной В.Я. Знакомство учеников с личностью Максима Горького и его творческим наследием начинается в 7 классе с автобиографической повести «Детство».
Уже на этом этапе надо дать обучающимся представление о личности и судьбе писателя. Целесообразно сделать это с помощью видеофильма и/или заочной экскурсии, также можно проиллюстрировать биографию писателя, используя онлайн-сервис для создания хроник Timetoast.com (подробнее о сервисе мы расскажем в разделе, посвященном использованию ИКТ на уроках).
В силу того что на изучение повести нельзя отвести более трех часов, мы настаиваем, чтобы обучающиеся самостоятельно прочитали всю повесть «Детство» в неадаптированном варианте, тогда фрагментарный анализ текста по адаптированному варианту, размещенному в учебнике, даст положительный результат — у семиклассников сложится целостное восприятие художественного произведения М. Горького.
Повесть «Детство» написана в 1913 году и принадлежит к числу автобиографических произведений писателя. Вся трилогия Максима Горького («Детство», «В людях», «Мои университеты») знакомит нас со «свинцовыми мерзостями дикой русской жизни». Горький не ограничивается только показом «страшной обстановки», но с большой художественной силой выражает свою веру в русский народ, в человека.
В повести «Детство» проходит перед нами «густая, пестрая, невыразимо странная жизнь», показанная через призму человеческой личности, и мы считаем, что нужно обязательно акцентировать внимание учащихся на возможных параллелях с сегодняшним днем, сравнить давно прошедшие события и происходящее сейчас, донести до них мысль, что человек сам строит свою судьбу, что можно выбраться и из «свинцовых мерзостей» жизни и многого достигнуть.
В качестве мостика, перехода от повести «Детство» к изучению легенды о Данко (отрывка из рассказа «Старуха Изергиль») мы берем слова В.Г. Короленко, сказанные Максиму Горькому: «Вы можете создавать характеры, люди говорят и действуют у Вас от себя, от своей сущности. Вы умеете не вмешиваться в течение их мыслей, игру чувств, это не каждому дается. А самое хорошее в этом то, что Вы цените человека таким, каков он есть. Я же говорил Вам, что Вы реалист! — Но, подумав и усмехаясь, добавил: — Но в то же время — романтик!»[4] В этой цитате обращаем особое внимание обучающихся на ценность человека в глазах Горького и на определения «реалист» и «романтик». Поясняя и раскрывая каждое из них, обязательно говорим о том, что ранние произведения писателя удивляют своей резкой противопоставленностью друг другу: одни — реалистические, созданные в рамках традиций критического реализма, выражающие протест против социального неравенства, нищеты и бесправия; другие — с явной романтической направленностью, яркими образами сильных, героических личностей, людей с «солнцем в крови». Подчеркиваем, что уже в раннем творчестве писателя появляется мечта о свободном человеке. И одной из целей урока логично становится подведение обучающихся к мысли об уникальности человеческой жизни, об ответственности за свой жизненный выбор, о необходимости внимательного и бережного отношения к окружающим людям.
Эпиграфом к уроку может стать фраза старухи Изергиль: «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам…». С обсуждения этого утверждения, с подтверждения его истинности и начинаем урок по фрагменту произведения Горького «Старуха Изергиль». На наш взгляд, целесообразно убедить обучающихся прочитать рассказ целиком, ведь три новеллы, из которых он состоит, объединены общей идеей, заключающейся в том, чтобы показать настоящую ценность человеческой жизни, а в классе обсудить легенду о Данко, в образ которого вложена гуманистическая идея о человеке, который всего себя отдает служению людям.
Используем эту легенду, чтобы показать: Данко пожертвовал своим сердцем во имя «великой любви к людям». Его желание послужить им, его высокие гуманистические устремления сливаются с красотой, силой и молодостью героя. Он освещает путь, не задумываясь о своей участи. Такие героические личности — люди «с солнцем в крови»[5] — проявляют себя как раз в трудной ситуации нравственного выбора, в которых испытывается сила духа человека.
Так как произведение прочитано дома целиком, обучающиеся могут легко сопоставить образы героев легенд и сделать вывод, к чему может привести непомерное желание свободы и эгоизм, которые составляют сущность Ларры.
Таким образом, истории двух героев подводят к важному вопросу: «В чём смысл жизни — в неограниченной личной свободе или в героической борьбе за счастье людей?» Ответ однозначен: смысл жизни — в провозглашении любви к людям и к миру.
В восьмом классе мы продолжаем разговор о творчестве Горького на уроке внеклассного чтения. Восьмиклассники уже имеют некоторые представление о романтизме и выбор рассказа «Челкаш» позволит учителю показать обучающимся переход от чисто романтических героев к персонажам произведений, действие которых происходит в реальной жизни.
Изучение рассказа «Челкаш» требует некоторого исторического комментария об особенностях жизни в России 80-90-х годов 19 века. Переломный характер эпохи с экономическим кризисом, безработицей, вызвавшей появление большого количества босяков, дает возможность сопоставить ее с некоторыми особенностями нашего времени. Хотя со времени написания рассказа «Челкаш» прошло более 100 лет, он не потерял своего значения и сейчас. Экономический кризис, обнищание большинства населения, падение престижа нравственных ценностей — всё это привело к тому, что многие люди считают деньги самым главным в жизни, и для них неважно, каким способом они добыты.
Целью изучения данного произведения мы считаем формирование и развитие у обучающихся морально-нравственных качеств: сострадания, гуманизма, стремления к справедливости, поэтому в качестве основного приема анализа произведения используем прием сопоставления. Сравнивая героев, обучающиеся видят, что симпатия автора на стороне босяка Челкаша, вора, контрабандиста, пьяницы, так как он оказался морально выше и благороднее скромного и богобоязливого, на первый взгляд, крестьянского парня Гаврилы, мечтающего разбогатеть.
Проанализировав образы героев, ученики приходят к выводу, что невозможно полностью оправдать Гаврилу, так как, преследуя самую хорошую и гуманную цель, нельзя переступить через законы совести, «перечеркнуть» человеческую жизнь.
Горький верит в человека, в его возможность самосовершенствования. Он призывает заглянуть в себя, задуматься о цели и смысле человеческой жизни, понять, что нравственные ценности выше материальных.
Оттолкнувшись от содержания и главной идеи рассказа «Челкаш», будет проще «протянуть ниточку» к пьесе «На дне», основному произведению, изучаемому в 11 классе. По словам писателя Л.Н. Андреева, Горький, в настойчивых поисках смысла бытия, изображает в ней «все тех же своих босяков и бывших людей. <....> Он нагромоздил гору жесточайших страданий, бросил в одну кучу десятки разнохарактерных лиц — и все объединил жгучим стремлением к правде и справедливости»[6].
Сам Горький писал о своей пьесе: «Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром “бывших людей”, к числу которых я отношу не только странников, обитателей ночлежек и вообще “люмпен-пролетариат”, но и некоторую часть интеллигентов, “размагниченных”, разочарованных, оскорбленных и униженных неудачами в жизни»[7]. Это высказывание писателя можно сделать эпиграфом к одному из первых уроков по изучению пьесы.
Драма Горького «На дне» поражает внимательного читателя обилием сложных философских вопросов, скрытых и явных дискуссий о предназначении человека, о правде мечты и правде реальности, о границах свободы человека и силе обстоятельств. Самые острые и важные проблемы, озвученные в пьесе, и следует разобрать на уроках.
Как же прочитывать с современными одиннадцатиклассниками это произведение, безусловно, являющееся важнейшим звеном во всей философско-художественной системе писателя?
На наш взгляд, начать следует со знакомства с системой персонажей и параллельных сюжетных линий пьесы. Образы Луки и Сатина лучше всего анализировать уже после того, как рассмотрены другие персонажи. Обращаем внимание, что кажущиеся антиподы, Сатин и Лука, во многих случаях ведут себя почти одинаково. Они утешители, только слова утешения у них разные. В Луке живет праведник, носитель идей сострадания. Приглядевшись к босякам, он для каждого находит слова утешения. Он чуток, добр к тем, кто нуждается в помощи, он вселяет в каждого надежду. То, что говорит Лука, нельзя назвать просто ложью. Скорее, он внушает веру в то, что из любой безвыходной ситуации есть выход. Лука несёт людям спасительную веру. Он думает, что жалостью, состраданием, милосердием, вниманием к человеку можно излечить его душу.
Сатин же не видит смысла в жалости и сострадании. Герой проповедует идеи величия человеческого разума, считает, что человек должен надеяться на свои силы и верить в самого себя, перестраивая мир, творя новые законы мироздания, становясь человекобогом.
Появление странника Луки вовлекает обитателей ночлежки в споры о природе человека, его праве на счастье, на мечту — споры, превратившие всех в «философов поневоле». Обучающиеся вместе с героями пьесы спорят о правде и мечте, пытаются найти ответы на вопрос, что лучше — жалость или истина.
Наша задача — направить их размышления и подвести к мысли: главное в пьесе то, что Горький заставляет задуматься о человеке и его свободе. Он говорит своей пьесой: надо жить, не мирясь с неправдой, несправедливостью, но и не погубить в себе доброту, сострадание, милосердие к людям.
Глубина восприятия литературного произведения часто зависит от того, насколько вдумчивыми читателями окажутся наши ученики, насколько интересными и запоминающимися будут для них наши уроки. Чтобы грамотно и в соответствии с вызовами времени строить общение с обучающимися, учителю необходимо учитывать особенности восприятия информации современными школьниками, с раннего возраста имеющими дело с разнообразными цифровыми ресурсами. ИКТ-технологии стали для детей привычными, поэтому их использование в учебной и внеурочной деятельности помогает лучше наладить с ним контакт, говорить с ними «на одном языке».
Применение ИКТ-технологий, позволяющих использовать разнообразные виды подачи информации (текст, иллюстрации, видео, музыку и т.д.), помогает сделать урок более продуктивным и эффективным: обучающиеся могут услышать и увидеть самого писателя на аудио- и видеозаписях, совершить виртуальную экскурсию по музеям и местам, связанным с его жизнью и творчеством. Интересным инструментом для учителя-словесника может стать онлайн-сервиса Timetoast.com. Создаваемая с его помощью «Лента времени» позволяет размещать события, фотографии, картинки, видео в хронологическом порядке, таким образом можно наглядно представить биографию писателя, исторические события эпохи, историю создания произведения, его сюжетную линию и т. п. Проверить знания обучающихся можно с помощью различных интерактивных тестов, которые можно создать самостоятельно или найти готовые в Интернете.
Итак, применение на уроках литературы современных образовательных технологий дает возможность осуществить деятельностный подход к обучению: учитель выступает в роли организатора учебного процесса, а ученики являются его полноправными и активными участниками.
Вместо заключения… Обобщая вышесказанное, хотелось еще раз подчеркнуть: творческое наследие классика советской литературы Максима Горького при правильном подходе может быть интересно современным школьникам, «все вперед и дальше уходящим поколеньям, в которые он [Горький] так верил – трибун, поэт, бунтарь, отец и наставник Человеков на земле»[8].
Литература
1. М. Горький. В. Г. Короленко. Собрание сочинений. В 30 т. Том 15. Рассказы, очерки, заметки 1921-1924. М. : Гослитиздат, 1949. URL: http://ruslit.traumlibrary.net/book/gorkiy-pss30-15/gorkiy-pss30-15.html#work002 (дата обращения: 17.03.2018).
2. М. Павловец. Что читали советские школьники [Электронный ресурс] // Арзамас [сайт]. [2018]. URL: https://arzamas.academy/mag/412-school (дата обращения: 17.03.2018).
3. М. Горький. Несвоевременные мысли. Ротация, 1990. URL: http://ruslit.traumlibrary.net/book/gorkiy-nesvoevremennye/gorkiy-nesvoevremennye.html (дата обращения: 17.04.2018).
4. М. Горький. В. Г. Короленко. Собрание сочинений. В 30 т. Том 15. Рассказы, очерки, заметки 1921-1924. М. : Гослитиздат, 1949. URL: http://ruslit.traumlibrary.net/book/gorkiy-pss30-15/gorkiy-pss30-15.html#work001 (дата обращения: 18.03.2018).
5. М. Горький «Сирано Де-Бержерак». Героическая комедия Эдмона Ростана // «Нижегородский листок», 1900, № 4, 5 января. URL: http://modernlib.ru/books/gorkiy_maksim/sirano_deberzherak/read_1/ (дата обращения: 18.03.2018)
6. Русская литература XX века. 11 класс. Практикум: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / под. ред. В. П. Журавлева. - М. : Просвещение, 2006. - 318 с. URL: http://www.school-russia.prosv.ru/ebooks/kunarev_rus-lit_xxv/3.html#11 (дата обращения: 18.03.2018)
7. М. Горький. О пьесах // «Литературная учёба», 1933, № 2. URL: http://gorkiy-lit.ru/gorkiy/articles/article-197.htm (дата обращения: 18.03.2018).
8. Л. Леонов. Собрание сочинений в 10 т. Том 10. М. : «Художественная литература», 1972. URL: http://www.neizvestnyj-gorkij.de/index.php?e=57 (дата обращения: 18.03.2018).
Статья во вложении (doc 275KB)
Скачать вложение