Методические рекомендации для проведения тематических уроков в рамках Года литературы
Автор: Кафедра теории и методики социально-гуманитарного образования ОГБУ ДПО "РИРО"Указом президента В. В. Путина 2015 год объявлен в Российской Федерации Годом литературы. Год литературы – комплексная государственная программа, направленная на развитие интереса к русской и мировой литературе, пропаганду чтения. План основных мероприятий программы утвержден на федеральном уровне. Вся актуальная информация размещается на официальном портале: https://godliteratury.ru.
В соответствии с письмом Минобрнауки России от 21.04.2015 № НТ-427/08 «О проведении тематических уроков в 2015/2016 учебном году» в рамках Года литературы в сентябре-октябре текущего года рекомендовано провести уроки, посвященные 120-летию со дня рождения С.А. Есенина, в ноябре – уроки, посвященные 100-летию со дня рождения К.М. Симонова, а также Всероссийский словарный урок.
Главная цель проведения данных мероприятий – создание условий, способствующих культурной самоидентификации обучающихся посредством осознания художественной ценности произведений выдающихся поэтов и писателей; условий, способствующих расширению представлений о коммуникативно-эстетических возможностях русского языка, а также росту мотивации к изучению литературы и русского языка.
Формы проведения тематических уроков могут быть самыми разнообразными, главное, чтобы они являлись продуктивными, обладали развивающим и воспитательным потенциалом, побуждали школьников к чтению, оказывали влияние на формирование потребности в совершенствовании речевой грамотности посредством осознания роли русского языка как средства общения и способа приобщения к мировому культурному наследию.
При определении содержания и структуры тематических уроков, посвященных 120-летию со дня рождения С.А. Есенина, необходимо учитывать возрастные особенности и познавательные потребности школьников. Так, тематические уроки в 5-6-х классах могут представлять собой учебные занятия, посвященные обзорному знакомству обучающихся с основными этапами жизни и творчества знаменитого земляка, а также являться итогом возможной экскурсии обучающихся на родину поэта – в село Константиново. Представляется также целесообразным создание условий для развития творческих способностей обучающихся. В рамках проведения тематических уроков может быть организована выставка рисунков, проведен конкурс чтецов и т. п.
Основа тематических уроков для обучающихся 7-8-х классов - учебная деятельность школьников (в том числе внеурочная), связанная с осмыслением идейно-содержательных и художественно-эстетических особенностей творчества С.А. Есенина. В качестве возможных форм проведения тематических уроков следует рассматривать уроки-концерты, уроки-путешествия, интегрированные уроки (литература-русский язык, литература-история, литература-иностранный язык, литература-музыка), литературные гостиные и т. д. Важно, чтобы содержание и структура образовательного пространства способствовали осознанию школьниками нравственного, патриотического, культурно-эстетического потенциала поэзии С.А. Есенина.
Тематические уроки в 9-11-х классах могут включать элементы исследовательской, в том числе проектной, деятельности обучающихся и быть посвящены изучению своеобразия художественных образов, выявлению особенностей поэтического языка лирики С.А. Есенина, определению основных направлений сопоставления идейно-тематического содержания его стихотворений с определенными произведениями русской и мировой литературы.
Ниже представлены краткий рекомендательный список литературы и перечень Интернет-источников, которые могут быть использованы при подготовке и проведении тематических уроков, посвященных 120-летию со дня рождения С.А. Есенина.
Список литературы
1. Воронова, О.Е. Сергей Есенин и русская духовная культура. – Рязань, 2002.
2. Летопись жизни и творчества С.А. Есенина. – М., 2009.
3. Воронова, О.Е. Духовный путь Есенина: Религиозно-философские и эстетические искания. – Рязань, 1997.
4. Куняев, Ст. Ю. Сергей Есенин / Ст.Ю. Куняев, С.C. Куняев. – М., 2005.
5. Прокушев, Ю. Сергей Есенин. – М., 1987.
6. Марченко, А. Поэтический мир Есенина. – М., 1999.
7. Шубникова-Гусева, Н.И. Творчество С.А. Есенина в школе
// Литература в школе. – 2004. – № 2.
8. Шубникова-Гусева, Н.И. С.А. Есенин в жизни и творчестве : учеб. пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей. – М., 2011.
9. Есенин, С.А. Полное собрание сочинений : в 7 т. – М., 2002.
10. Юсов, Н.Г. Известный и неизвестный Есенин. – М., 2012.
Интернет-ресурсы
1. Сергей Есенин – http://esenin.su.
2. Сергей Есенин – http://esenin-s.ucoz.ru.
3. Сергей Александрович Есенин – http://www.sesenin.ru.
4. Электронное научное издание «Сергей Есенин» – http://feb-web.ru.
5. Государственный музей-заповедник С.А. Есенина –http://www.museum-esenin.ru.
Содержание тематических уроков, посвященных 100-летию со дня рождения К.М. Симонова, должно соответствовать возрастным особенностям развития, жизненному и читательскому опыту обучающихся, обладать воспитательным потенциалом.
Основу тематических уроков для обучающихся 5-6-х классов могут составлять биографические сведения о К.М. Симонове, известные стихотворения поэта о Великой Отечественной войне, Родине. Формы проведения уроков должны предоставлять обучающимся возможность осмысления содержания и художественных особенностей конкретных произведений, создавать условия для возникновения интереса к творчеству К.М. Симонова, воспитанию патриотизма, уважения к Отечеству.
В рамках тематических уроков для обучающихся 7-8-х классов целесообразно уделить особое внимание отражению в творчестве К.М. Симонова темы истории, особенностям изображения им событий прошлого (поэма «Суворов», поэма «Ледовое побоище» и др.). Продуктивным в этой связи представляется применение таких форм организации занятий, которые способствовали бы реализации нравственно-патриотического потенциала творчества поэта, сохранению исторической памяти, формированию гражданской идентичности.
На тематических уроках в 9-11-х классах предметом изучения могут являться как поэтические, так и прозаические произведения (фрагменты произведений) К.М. Симонова. Важно, чтобы и содержание и структура учебных занятий были направлены на формирование у обучающихся наиболее полного представления о творчестве выдающегося поэта и писателя. Очевидно, что к эффективным формам проведения тематических уроков следует отнести урок-исследование, урок-дискуссию, «круглый стол» и т. д.
Ниже представлены краткий рекомендательный список литературы и перечень Интернет-ресурсов, которые могут быть использованы при подготовке и проведении тематических уроков, посвященных 100-летию со дня рождения К.М. Симонова.
Список литературы
1. Вишневская, И.Л. Константин Симонов. Очерк творчества. – М., 2000.
2. К.М. Симонов: опыт прочтения и изучения в школе : методич. пособие. – Рязань, 2013.
3. Караганов, А. Константин Симонов вблизи и на расстоянии. – М., 1987.
4. Лазарев, Л.К. Симонов. Очерк жизни и творчества. – М., 2003.
5. Лазарев, Л. Поэзия военного поколения. – М., 1996.
6. Песков, В. Камень под Могилевом // Константин Симонов в воспоминаниях современников : сб. – М., 1984.
7. Симонов, К.М. Собрание сочинений. – М., 2002.
8. Симонов, К. Письма о войне. 1943-1979. – М., 1990.
9. Финк, Л. Константин Симонов. Творческий путь. – М., 1979.
10. Фрадкина, С.Я. Творчество Константина Симонова. – М., 1999.
Интернет-ресурсы
1. Поэтический сервер «Стихия». Симонов Константин Михайлович – http://poetrylibrary.ru.
2. Константин Михайлович Симонов – http://poet-simonov.narod.ru.
3. Константин Симонов – http://simonov.ouc.ru.
4. Константин Михайлович Симонов – http://poet-simonov.narod.ru.
5. Стихотворения Константина Симонова – http://ruspoeti.ru.
В рамках подготовки к Всероссийскому словарному уроку (22 ноября 2015 года) целесообразно организовать выставки и презентации новых словарей, спланировать проведение соответствующих конкурсов, лингвистических игр, тематических уроков, библиотечных занятий и т. д. Очевидно, что данная работа должна быть целенаправленной и системной, способствующей созданию условий, позволяющих школьникам:
- осознавать вклад выдающихся отечественных лексикографов в развитие науки о языке;
-
- понимать необходимость использования словарей и справочников для поиска и интерпретации различной информации;
-
- совершенствовать умения работать с разными видами словарей.
Ниже представлен краткий рекомендательный список литературы и перечень Интернет-ресурсов, которые могут быть использованы при подготовке и проведении Всероссийского словарного урока.
Список литературы
1. Алпатов, В.М. Лингвистические задачи / В.М. Алпатов, А.Д. Вентцель. – М., 1983.
2. Большой толковый словарь синонимов русской речи: Идеографическое описание 2000 синонимических рядов, 10 500 синонимов
/ [Л. Г. Бабенко и др.] ; под общ. ред. Л.Г. Бабенко. – М. : АСТ-ПРЕСС, 2008.
3. Горбачевич, Кирилл Сергеевич. Современный орфоэпический словарь русского языка : все трудности произношения и ударения:
ок. 12000 заголовочных единиц / К.С. Горбачевич. – М. : АСТ [и др.], 2009.
4. Даль, Владимир Иванович. Толковый словарь живого великорусского языка : избр. ст. / В.И. Даль ; совмещ. ред. изд. В.И. Даля и
И.А. Бодуэна де Куртенэ ; [науч. ред. Л.В. Беловинский]. – М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009.
5. Зализняк, А.А. Лингвистические задачи. – М., 2013.
6. Кронгауз, М. Русский язык на грани нервного срыва. – М., 2012.
7. Любич, Д.В. Лингвистические игры. – М., 1998.
8. Норман, Б.Ю. Лингвистические задачи. – М., 2006.
9. Ожегов, Сергей Иванович. Толковый словарь русского языка :
ок. 100000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов ; под ред. Л.И. Скворцова. – 26-е изд., испр. и доп. – М. : Оникс [и др.], 2009.
10. Русский орфографический словарь: [нормативное написание, ударение и грамматическая информация] : св. 180000 слов / [О.Е. Иванова
и др. ; отв. ред. В.В. Лопатина]. – Изд. 3-е, стер. – М. : АСТ-ПРЕСС, 2010.
Интернет-ресурсы
1. Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – http://gramota.ru.
2. Национальный корпус русского языка – http://www.ruscorpora.ru.
3. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку – http://www.svetozar.ru.
4. Культура письменной речи – http://gramma.ru.
5. Система дистанционного обучения «Веди» – Русский язык – http://vedi.aesc.msu.ru.
Скачать вложение