РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Из опыта работы с учащимися 2-го класса по курсу «Умники и умницы»

Автор: Кузнецова Наталья Иосифовна, учитель начальных классов, МАОУ «Школа № 69 «Центр развития образования» г. Рязань

На основе пособия «Интеллектуальные витаминки» О. Н. Шпагиной, С. В. Пинжениной

Программа курса «Умники и умницы» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Она учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Курс «Умники и умницы» представляет собой систему занятий для детей в возрасте от 7-10 лет, включает одно занятие в неделю. Курс развивающих занятий относится к общеинтеллектуальному направлению и рассчитан на 4 года.

Цель курса - развитие познавательной и коммуникативной активности учащихся как основы любой деятельности человека.
В этом курсе внеурочной деятельности в помощь учителю предлагается пособие «Интеллектуальные витаминки», направленное на формирование познавательных и коммуникативных УУД.

В облегчённом варианте курса работа построена исключительно на использовании пособия «Интеллектуальные витаминки».
Полный курс включает в себя комплексное использование двух инструментов формирования познавательных и коммуникативных УУД:
• Пособие «Интеллектуальные витаминки» (Рабочая тетрадь по внеурочной деятельности для 2 класса. Учебно – методическое пособие. – г. Екатеринбург: ООО Издательский дом «Центр развития молодежи», 2016 г.) – формирование познавательных и коммуникативных УУД школьников;
• БЫСТРЫЙ раунд интернет – конкурса ЭМУ-Эрудит (сайт www.cerm.ru) –(мониторинг уровня развития познавательных и коммуникативных УУД);
В нашей школе работа ведётся по полному курсу.
В основе пособия лежит классификация Тёрстоуна.

Каждое задание (или каждая «Моновитаминка») направлено на формирование одного из аспектов интеллектуальной деятельности:
• Работа с числом (способность совершать счётные операции)
• Словесная гибкость (способность легко находить слова для адекватного выражения мыслей)
• Вербальное восприятие (способность адекватно понимать устную и письменную речь)
• Пространственное мышление (способность оперировать в уме пространственными отношениями)
• Готовность к перцепции (быстрота восприятия сходств и различий между предметами и изображениями)
• Способность к рассуждению (решение проблем с использованием прошлого опыта)
• Системный анализ (стратегическое планирование)
• Продуктивность мышления (способность генерировать разные виды решения одной и той же задачи)

Все восемь заданий, нацеленных на различные факторы интеллекта, всесторонне стимулируют ум и логические умения ребёнка (познавательные УУД).
Предлагаемый сценарий занятия показывает, каким образом может быть организована работа учителя по развитию познавательных и коммуникативных УУД в рамках данного курса. (См. Вложение)
Во время учебного процесса идёт текущая проверка, а 2 раза в год (в конце полугодий) проводится проверка достижений учащихся по «особенным» витаминам – К-1 и К-2, основная цель которых – несложный мониторинг сформированности познавательных УУД. Каждое задание оценивается в зависимости от количества выполненных элементов. Результаты заносятся в таблицу. Подсчитав процент выполнения каждого задания, можно сделать вывод о развитости соответствующего фактора интеллекта. (Обработка результатов выполняется автоматически).

Результаты сформированности познавательных действий у первоклассников

№

max. (баллы),
Ф.И. ученика

Выполнение заданий (в баллах)

Итого,
баллы

%

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8


5

6

2

4

8

4

5

12

46


1


4

4

1

2

4

0

0

12

27

59%


2


2

6

2

4

7

2

5

12

40

87%


3


1

6

2

4

6

3

5

10

37

80%


4


5

6

2

3

4

4

3

10

37

80%


5


5

6

0

4

0

0

5

12

32

70%


6


2

3

2

0

0

0

3

12

22

48%


7


4

6

2

1

8

3

5

8

37

80%


8


3

5

2

4

8

3

5

8

38

83%


9


4

3

2

4

0

3

4

10

30

65%


10


4

6

2

4

8

4

4

12

44

96%


11


4

6

2

4

4

4

5

11

40

87%


12


3

6

2

0

6

3

4

12

36

78%


13


2

3

2

1

0

2

0

12

22

48%


14


4

6

2

4

8

3

5

12

44

96%


15


4

3

2

0

8

4

5

12

38

83%


16


4

4

2

2

6

3

3

10

34

74%


17


3

6

2

4

5

3

5

12

40

87%


18


4

3

2

1

6

2

5

12

35

76%


19


0

6

2

4

7

4

4

12

39

85%


20


0

6

2

3

1

4

0

11

27

59%


21


2

3

2

4

7

4

5

7

34

74%


22


4

6

2

4

5

3

4

12

40

87%


23


2

3

2

1

0

2

2

8

20

43%


24


4

6

2

4

7

4

5

12

44

96%


25


4

5

2

1

0

0

2

12

26

57%


26


5

6

2

0

0

3

3

12

31

67%


27


4

0

2

4

2

1

4

12

29

63%


28


2

3

2

0

0

0

0

10

17

37%


29


1

6

2

4

4

1

1

12

31

67%


30


5

0

1

4

0

0

4

8

22

48%


Средний балл

3,4

4,9

1,9

3,2

5,8

3

4

10,9

33,1

72%


Выше среднего

3,9

5,7

2,2

3,6

6,6

3,5

4,6

12,5

38,1

83%


Ниже среднего

2,9

4,2

1,6

2,7

4,9

2,6

3,4

9,3

28,1

61%


Познавательные действия:

Задание № 1 – Вербальное восприятие (Способность адекватно понимать речь)

Задание № 2 – Продуктивность мышления (Способность генерировать разные виды решения)

Задание № 3 – Готовность к перцепции (Быстрота восприятия сходств и различий)

Задание № 4 – Системный анализ (Стратегическое планирование)

Задание № 5 – Словесная гибкость (Способность легко находить слова для выражения мыслей)

Задание № 6 – Пространственное мышление (Умение мыслить пространственными отношениями)

Задание № 7 – Способность к рассуждению (Решение проблем с использованием прошлого опыта)

Задание № 8 – Числовые навыки (Способность совершать счётные операции)

Результаты БЫСТРОГО раунда интернет – конкурса ЭМУ-Эрудит

(мониторинг уровня развития познавательных и коммуникативных УУД)

Коммуникативные УУД (1 класс, 2016 год)


Группа умений

Верных ответов

Средний процент

по конкурсу

Процент

по классу

Уровень

1

Коммуникативно-речевые действия

43 из 80

74%

54%

низкий

Коммуникативные УУД (2 класс, 2017 год)


Группа умений

Верных ответов

Средний процент

по конкурсу

Процент

по классу

Уровень

1

Коммуникативно-речевые действия

122

из 160

75%

76%

средний

Кузнецова Наталья Иосифовна, учитель начальной школы МАОУ «Школа № 69 «Центр развития образования» г. РязаньИз опыта работы с учащимися 2-го класса по курсу «Умники и умницы»

Познавательные УУД (1 класс, 2016 год)


Группа умений

Верных ответов

Средний процент

по конкурсу

Процент

по классу

Уровень

1

Выявление отдельных элементов в составе целого

20 из 40

77%

50%

низкий

2

Объединение разных элементов в одно целое

20 из 40

77%

50%

низкий

3

Сопоставление предметов для нахождения сходства/различия

32 из 40

83%

80%

средний

4

Перенос признаков одного предмета на другой

32 из 40

83%

80%

средний

5

Разделение множества предметов на группы

28 из 40

76%

70%

средний

6

Обобщение

28 из 40

76%

70%

средний

7

Комбинаторика

35 из 40

84%

88%

средний

Познавательные УУД (2 класс, 2017год)


Группа умений

Верных ответов

Средний процент

по конкурсу

Процент

по классу

Уровень

1

Выявление отдельных элементов в составе целого

71 из 80

91%

89%

средний

2

Объединение разных элементов в одно целое

71 из 80

91%

89%

средний

3

Сопоставление предметов для нахождения сходства/различия

70 из 80

76%

88%

высокий

4

Перенос признаков одного предмета на другой

70 из 80

76%

88%

высокий

5

Разделение множества предметов на группы

60 из 80

71%

75%

средний

6

Обобщение

60 из 80

71%

75%

средний

7

Комбинаторика

71 из 80

82%

89%

средний


Кузнецова Наталья Иосифовна, учитель начальной школы МАОУ «Школа № 69 «Центр развития образования» г. РязаньИз опыта работы с учащимися 2-го класса по курсу «Умники и умницы»
Литература

1. Пособие «Интеллектуальные витаминки» (Рабочая тетрадь по внеурочной деятельности для 2 класса. Учебно – методическое пособие. – г. Екатеринбург: ООО Издательский дом «Центр развития молодежи», 2016 г.)
2. Содержание конкурса «Эму-Эрудит». URL: https://cerm.ru/EMU-erudit_soderzhanie/ (Дата обращения 02.07.2018)

Полный вариант статьи во вложении (doc, 5MB)


Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru