Из опыта работы с учащимися 2-го класса по курсу «Умники и умницы»
Автор: Кузнецова Наталья Иосифовна, учитель начальных классов, МАОУ «Школа № 69 «Центр развития образования» г. РязаньНа основе пособия «Интеллектуальные витаминки» О. Н. Шпагиной, С. В. Пинжениной
Курс «Умники и умницы» представляет собой систему занятий для детей в возрасте от 7-10 лет, включает одно занятие в неделю. Курс развивающих занятий относится к общеинтеллектуальному направлению и рассчитан на 4 года.
Цель курса - развитие познавательной и коммуникативной активности учащихся как основы любой деятельности человека.
В этом курсе внеурочной деятельности в помощь учителю предлагается пособие «Интеллектуальные витаминки», направленное на формирование познавательных и коммуникативных УУД.
Полный курс включает в себя комплексное использование двух инструментов формирования познавательных и коммуникативных УУД:
• Пособие «Интеллектуальные витаминки» (Рабочая тетрадь по внеурочной деятельности для 2 класса. Учебно – методическое пособие. – г. Екатеринбург: ООО Издательский дом «Центр развития молодежи», 2016 г.) – формирование познавательных и коммуникативных УУД школьников;
• БЫСТРЫЙ раунд интернет – конкурса ЭМУ-Эрудит (сайт www.cerm.ru) –(мониторинг уровня развития познавательных и коммуникативных УУД);
В нашей школе работа ведётся по полному курсу.
В основе пособия лежит классификация Тёрстоуна.
Каждое задание (или каждая «Моновитаминка») направлено на формирование одного из аспектов интеллектуальной деятельности:
• Работа с числом (способность совершать счётные операции)
• Словесная гибкость (способность легко находить слова для адекватного выражения мыслей)
• Вербальное восприятие (способность адекватно понимать устную и письменную речь)
• Пространственное мышление (способность оперировать в уме пространственными отношениями)
• Готовность к перцепции (быстрота восприятия сходств и различий между предметами и изображениями)
• Способность к рассуждению (решение проблем с использованием прошлого опыта)
• Системный анализ (стратегическое планирование)
• Продуктивность мышления (способность генерировать разные виды решения одной и той же задачи)
Предлагаемый сценарий занятия показывает, каким образом может быть организована работа учителя по развитию познавательных и коммуникативных УУД в рамках данного курса. (См. Вложение)
Во время учебного процесса идёт текущая проверка, а 2 раза в год (в конце полугодий) проводится проверка достижений учащихся по «особенным» витаминам – К-1 и К-2, основная цель которых – несложный мониторинг сформированности познавательных УУД. Каждое задание оценивается в зависимости от количества выполненных элементов. Результаты заносятся в таблицу. Подсчитав процент выполнения каждого задания, можно сделать вывод о развитости соответствующего фактора интеллекта. (Обработка результатов выполняется автоматически).
Результаты сформированности познавательных действий у первоклассников | ||||||||||||||
№ |
max. (баллы),
|
Выполнение заданий (в баллах) |
Итого,
|
% | ||||||||||
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
№6 |
№7 |
№8 |
| ||||||
5 |
6 |
2 |
4 |
8 |
4 |
5 |
12 |
46 |
| |||||
1 |
|
4 |
4 |
1 |
2 |
4 |
0 |
0 |
12 |
27 |
59% |
| ||
2 |
|
2 |
6 |
2 |
4 |
7 |
2 |
5 |
12 |
40 |
87% |
| ||
3 |
|
1 |
6 |
2 |
4 |
6 |
3 |
5 |
10 |
37 |
80% |
| ||
4 |
|
5 |
6 |
2 |
3 |
4 |
4 |
3 |
10 |
37 |
80% |
| ||
5 |
|
5 |
6 |
0 |
4 |
0 |
0 |
5 |
12 |
32 |
70% |
| ||
6 |
|
2 |
3 |
2 |
0 |
0 |
0 |
3 |
12 |
22 |
48% |
| ||
7 |
|
4 |
6 |
2 |
1 |
8 |
3 |
5 |
8 |
37 |
80% |
| ||
8 |
|
3 |
5 |
2 |
4 |
8 |
3 |
5 |
8 |
38 |
83% |
| ||
9 |
|
4 |
3 |
2 |
4 |
0 |
3 |
4 |
10 |
30 |
65% |
| ||
10 |
|
4 |
6 |
2 |
4 |
8 |
4 |
4 |
12 |
44 |
96% |
| ||
11 |
|
4 |
6 |
2 |
4 |
4 |
4 |
5 |
11 |
40 |
87% |
| ||
12 |
|
3 |
6 |
2 |
0 |
6 |
3 |
4 |
12 |
36 |
78% |
| ||
13 |
|
2 |
3 |
2 |
1 |
0 |
2 |
0 |
12 |
22 |
48% |
| ||
14 |
|
4 |
6 |
2 |
4 |
8 |
3 |
5 |
12 |
44 |
96% |
| ||
15 |
|
4 |
3 |
2 |
0 |
8 |
4 |
5 |
12 |
38 |
83% |
| ||
16 |
|
4 |
4 |
2 |
2 |
6 |
3 |
3 |
10 |
34 |
74% |
| ||
17 |
|
3 |
6 |
2 |
4 |
5 |
3 |
5 |
12 |
40 |
87% |
| ||
18 |
|
4 |
3 |
2 |
1 |
6 |
2 |
5 |
12 |
35 |
76% |
| ||
19 |
|
0 |
6 |
2 |
4 |
7 |
4 |
4 |
12 |
39 |
85% |
| ||
20 |
|
0 |
6 |
2 |
3 |
1 |
4 |
0 |
11 |
27 |
59% |
| ||
21 |
|
2 |
3 |
2 |
4 |
7 |
4 |
5 |
7 |
34 |
74% |
| ||
22 |
|
4 |
6 |
2 |
4 |
5 |
3 |
4 |
12 |
40 |
87% |
| ||
23 |
|
2 |
3 |
2 |
1 |
0 |
2 |
2 |
8 |
20 |
43% |
| ||
24 |
|
4 |
6 |
2 |
4 |
7 |
4 |
5 |
12 |
44 |
96% |
| ||
25 |
|
4 |
5 |
2 |
1 |
0 |
0 |
2 |
12 |
26 |
57% |
| ||
26 |
|
5 |
6 |
2 |
0 |
0 |
3 |
3 |
12 |
31 |
67% |
| ||
27 |
|
4 |
0 |
2 |
4 |
2 |
1 |
4 |
12 |
29 |
63% |
| ||
28 |
|
2 |
3 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
10 |
17 |
37% |
| ||
29 |
|
1 |
6 |
2 |
4 |
4 |
1 |
1 |
12 |
31 |
67% |
| ||
30 |
|
5 |
0 |
1 |
4 |
0 |
0 |
4 |
8 |
22 |
48% |
| ||
Средний балл |
3,4 |
4,9 |
1,9 |
3,2 |
5,8 |
3 |
4 |
10,9 |
33,1 |
72% |
| |||
Выше среднего |
3,9 |
5,7 |
2,2 |
3,6 |
6,6 |
3,5 |
4,6 |
12,5 |
38,1 |
83% |
| |||
Ниже среднего |
2,9 |
4,2 |
1,6 |
2,7 |
4,9 |
2,6 |
3,4 |
9,3 |
28,1 |
61% |
| |||
Познавательные действия: | ||||||||||||||
Задание № 1 – Вербальное восприятие (Способность адекватно понимать речь) | ||||||||||||||
Задание № 2 – Продуктивность мышления (Способность генерировать разные виды решения) | ||||||||||||||
Задание № 3 – Готовность к перцепции (Быстрота восприятия сходств и различий) | ||||||||||||||
Задание № 4 – Системный анализ (Стратегическое планирование) | ||||||||||||||
Задание № 5 – Словесная гибкость (Способность легко находить слова для выражения мыслей) | ||||||||||||||
Задание № 6 – Пространственное мышление (Умение мыслить пространственными отношениями) | ||||||||||||||
Задание № 7 – Способность к рассуждению (Решение проблем с использованием прошлого опыта) | ||||||||||||||
Задание № 8 – Числовые навыки (Способность совершать счётные операции) |
Результаты БЫСТРОГО раунда интернет – конкурса ЭМУ-Эрудит
(мониторинг уровня развития познавательных и коммуникативных УУД)
Коммуникативные УУД (1 класс, 2016 год)
|
Группа умений |
Верных ответов |
Средний процент по конкурсу |
Процент по классу |
Уровень |
1 | Коммуникативно-речевые действия |
43 из 80 |
74% |
54% |
низкий |
Коммуникативные УУД (2 класс, 2017 год)
|
Группа умений |
Верных ответов |
Средний процент по конкурсу |
Процент по классу |
Уровень |
1 | Коммуникативно-речевые действия |
122 из 160 |
75% |
76% |
средний |
Познавательные УУД (1 класс, 2016 год)
|
Группа умений |
Верных ответов |
Средний процент по конкурсу |
Процент по классу |
Уровень |
1 |
Выявление отдельных элементов в составе целого |
20 из 40 |
77% |
50% |
низкий |
2 |
Объединение разных элементов в одно целое |
20 из 40 |
77% |
50% |
низкий |
3 |
Сопоставление предметов для нахождения сходства/различия |
32 из 40 |
83% |
80% |
средний |
4 |
Перенос признаков одного предмета на другой |
32 из 40 |
83% |
80% |
средний |
5 |
Разделение множества предметов на группы |
28 из 40 |
76% |
70% |
средний |
6 |
Обобщение |
28 из 40 |
76% |
70% |
средний |
7 |
Комбинаторика |
35 из 40 |
84% |
88% |
средний |
Познавательные УУД (2 класс, 2017год)
|
Группа умений |
Верных ответов |
Средний процент по конкурсу |
Процент по классу |
Уровень |
1 |
Выявление отдельных элементов в составе целого |
71 из 80 |
91% |
89% |
средний |
2 |
Объединение разных элементов в одно целое |
71 из 80 |
91% |
89% |
средний |
3 |
Сопоставление предметов для нахождения сходства/различия |
70 из 80 |
76% |
88% |
высокий |
4 |
Перенос признаков одного предмета на другой |
70 из 80 |
76% |
88% |
высокий |
5 |
Разделение множества предметов на группы |
60 из 80 |
71% |
75% |
средний |
6 |
Обобщение |
60 из 80 |
71% |
75% |
средний |
7 |
Комбинаторика |
71 из 80 |
82% |
89% |
средний |
1. Пособие «Интеллектуальные витаминки» (Рабочая тетрадь по внеурочной деятельности для 2 класса. Учебно – методическое пособие. – г. Екатеринбург: ООО Издательский дом «Центр развития молодежи», 2016 г.)
2. Содержание конкурса «Эму-Эрудит». URL: https://cerm.ru/EMU-erudit_soderzhanie/ (Дата обращения 02.07.2018)
Скачать вложение