Осень
Автор: Пехтерева Галина Владимировна, учитель начальных классов ОГБОУ «Школа №10 г. Рязани»План-конспект урока развития речи «Осень» в 1 классе
Основная цель уроков развития речи – восполнение пробелов речевого развития детей, формирование и совершенствование у детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) полноценных языковых средств и форм общения с учётом их взаимодействия, актуализация знаний об окружающем мире.
Урок по теме ‹‹Осень››(1класс) входит в образовательную программу по развитию речи, которая разработана в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Цель урока: организовать образовательную деятельность обучающихся, направленную на речевое развитие при изучении осенних изменений в природе.
Задачи:
Обучающие:
- закреплять навык самоконтроля над речью;
- обогащать словарный запас;
- расширять знания детей об окружающем мире.
Развивающие:
- активизировать словарь по теме ‹‹Осень››;
- совершенствовать навык пересказа текста с опорой (мнемотаблица);
- развивать познавательную активность.
Коррекционные:
- предупреждать появление аграмматизмов при построении связного высказывания.
Воспитательные:
- содействовать воспитанию бережного отношения к природе;
- воспитывать усидчивость, любознательность, активность в процессе учения.
Задачи урока направлены на формирование и развитие УУД:
Познавательных: устанавливать причинно-следственные связи; владеть алгоритмом построения рассуждения.
Регулятивных: определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности на уроке; планировать свою деятельность, осуществлять контроль своих действий.
Коммуникативных: участвовать в учебном диалоге; формировать умение слушать и понимать других; осуществлять взаимный контроль и взаимопомощь в сотрудничестве.
Личностных: развивать учебно-познавательный интерес к учебному материалу; осваивать формы учебного диалога; развивать самооценку.
Тип урока: комбинированный
Ресурсное обеспечение: компьютерная презентация, разрезанные картинки, мнемотаблица, индивидуальные карточки.
Формы организации деятельности учащихся: коллективная, в парах, индивидуальная.
Данный урок разработан с применением следующих технологий: личностно-ориентированной, здоровьесберегающей, игровой. Содержание и структура урока строилась в соответствии с требованиями к проведению уроков со здоровьесберегающими и личностно-ориентированными технологиями:
- динамичность восприятия;
- продуктивная обработка информации;
- развитие и коррекция речи, которые реализуются через: разнообразные задания, обеспечивающие смену видов деятельности; дозированную, поэтапную помощь учителя; индивидуальную, дифференцированную работу с учётом индивидуальных особенностей детей с ТНР.
На уроке осуществляются межпредметные связи (чтение + окружающий мир). В процессе урока многократно меняется учебная ситуация. Учащиеся то высказываются свободно, то выполняют задания, которые дисциплинируют и направляют в строгое русло их речевую деятельность.
Ход урока
1. Эмоциональный настрой.
Учитель:
Прозвенел звонок и смолк.
Начинаем мы урок.
Все за парты тихо сели
На меня все посмотрели.
С хорошим настроением мы приступаем к уроку развития речи. Весь урок будем стараться говорить чётко, правильно отвечать на вопросы, пользоваться правилами:
- 1-ое правило: «Подумай, а потом ответь».
- 2-ое правило: ‹‹Говорю неторопливо, очень чётко и красиво››
2. Сообщение темы урока.
Учитель:
- На сегодняшнем уроке мы отправляемся путешествовать в необычное царство...А куда, вы узнаете, собрав разрезанную картинку (работа в парах: дети собирают картинку, на которой изображено время года - осень;)
- Что изображено на собранной вами картинке? (ответы детей)
- А какое это время года? (ответы детей).
- Правильно, время года - осень. Как вы думаете, куда же мы с вами отправляемся ? (ответы детей).
- Нас ждёт путешествие в царство осени. И тема урока – «Осень».
- На уроке нужно будет вспомнить всё, что вы знаете об этом удивительном и прекрасном времени года. Но, прежде чем отправиться в путь, ответьте на вопрос:
- Какое время года было перед осенью, а какое наступит после осени. (Ответы детей).
Учитель:
- Внимание на доску! (обучаюшиеся смотрят на доску, где представлена презентация; на слайде перепутаны месяцы). Посмотрите, всё ли в порядке в царстве осени? (ответы детей)
- Как можно назвать осень в сентябре? (ранняя)
- Как можно назвать осень в октябре? (золотая)
- Как можно назвать осень в ноябре? (поздняя)
3. Работа по теме урока.
- Сейчас, я предлагаю вам очень внимательно послушать стихотворение Е. Арсениной «Наступила осень», а после ответить на вопросы:
Наступила осень
Осень наступила,
Начались дожди.
До чего ж уныло
Выглядят сады.
Потянулись птицы
В тёплые края.
Слышится прощальный
Клёкот журавля.
Солнышко не балует
Нас своим теплом.
Северным, морозным
Дует холодком.
Очень уж печально,
Грустно на душе
От того, что лето
Не вернуть уже.
- Какие приметы говорят о том, что наступила осень?
- Что вы можете сказать про солнце осенью? (греет плохо, солнечных дней меньше)
- А какое небо осенью? (Хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное)
- Что происходит с деревьями осенью? (Листья желтеют, опадают, засыхают. Деревья стоят голые.)
- Что делают птицы осенью? (ответы детей)
- Что делают животные осенью (ответы детей)
- Что делают люди осенью? (ответы детей)
- Для чего люди собирают урожай? (ответы детей)
4. Составление рассказа учащимися по картинно-графическому плану (мнемотаблица).
- Посмотрите на картинки?
- Что вы на них видите? (ответы детей)
Далее учитель показывает по порядку на каждую картинку, а учащиеся составляют предложения. Затем к доске приглашается ученик. Используя данные картинки (мнемотаблица), ребёнок составляет рассказ по теме ‹‹Осень››.
Наступила осень. Дни стали короче, а ночи длиннее и холоднее. Листья на деревьях пожелтели и покраснели. Часто идёт дождь. Стаи птиц полетели на юг. Жучки и паучки улеглись в свои норки на зимовку. Животные тоже готовятся к зиме. Люди собрали урожай фруктов и овощей. Дети надевают куртки, шапки, тёплые брюки и ботинки.
5. Физкульминутка.
Листья осенние тихо кружатся,
Листья нам под ноги тихо ложатся
И под ногами шуршат, шелестят,
Будто опять закружиться хотят.
(кружатся на пальчиках, руки в стороны, приседают, движения руками вправо-влево, поднимаются, кружатся.)
6. Работа по словообразованию.
1) Учитель предлагает учащимся собрать пословицу (Лист в октябре не держится на дереве).
- Как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья. (ответы детей)
- Листопад... Какие слова спрятались в этом слове?(ответы детей)
2) Ответьте на вопрос: с какого дерева упали листочки?( с берёзы упал берёзовый лист; с дуба - дубовый лист )
С какого дерева упали листочки?
7. Работа с текстом. (текст у каждого ученика; сначала его читает учитель, а затем самостоятельно каждый ребёнок)
Осенний парк.
Красив парк осенью. Сколько тут берёз, дубов, лип! Деревья надели яркий жёлтый наряд. Красные и жёлтые листья падают на тропинки. По аллеям парка гуляют ребята. Девочки набрали разных осенних листьев. Листья клёна похожи на гусиную лапку. Листья липы на сердечко. Мальчики ищут шишки для поделок.
- Названия каких деревьев вам встретились в тексте?
- Что надели деревья?
- Как вы понимаете фразу ‹‹деревья надели››?
- На что похожи листья?
- С чем сравнивает автор листья клёна, липы.(Ответы детей)
8. Рефлексия.
- О каком времени года мы говорили?
- А важна ли осень?
- Хорошее или плохое это время года?
На доске начало предложения. Выберите любое и продолжите его.
*Сегодня я узнал(а)…
*Было интересно…
*Было трудно...
*Теперь я знаю…
*Меня удивило…
*Мне захотелось...
- Наш урок закончен! Всем спасибо!
Литература
1.Бутусова Н.Н. Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения. – СПб.:ООО ‹‹ИЗДАТЕЛЬСТВО ‹‹ДЕТСТВО-ПРЕСС››, 2012. - 304 с.
2. Касаткина Н.А.Учебно-воспитательные занятия в группе продлённого дня: конспекты, занятия, занимательные материалы, рекомендации. – Волгоград: Учитель, 2007. - 382 с.
3. Подрезова Т.И.Материал к занятию по развитию речи. – М., 2006.- 176с.
4.Ткаченко Т.А.Учим говорить правильно. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: ‹‹Издательство ГНОМ и Д››, 2001. - 144 с.
Конспект с презентацией во вложении (zip 3MB)
Скачать вложение