По страницам сказки «Маша и медведь
Автор: Исайкина Анастасия Максимовна, учитель-логопед ОГБОУ "Школа №10", г. РязаньКонспект индивидуального логопедического занятия для детей 7-8 лет, имеющих общее недоразвитие речи III уровня, (дифференциация [Ш] и [Ж] в словах и предложениях).
Учеными было проведено немало исследований по изучению особенностей психики детей с общим недоразвитием речи (далее – ОНР). Основываясь на них, можно сказать, что патология речи сильно влияет на развитие психических функций ребенка: они отстают в развитии, отличаются неустойчивостью и быстрой истощаемостью. Речь находится в прямой зависимости от мышления, памяти и внимания и, чем хуже развиты психические функции, тем больше особенностей и дефектов наблюдается в речи детей младшего школьного возраста.
Индивидуальное занятие разработано длядетей 7-8 лет с ОНР III уровняс учетом развития высших психических функций.Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина приводят следующее определение: «Общее недоразвитие речи – это такая речевая патология, которая возникает у детей с первично сохранным интеллектом и слухом, выражается в недостаточной сформированности всех компонентов языковой системы: лексики, грамматики, фонетики и, как следствие, связной речи»[4, с. 5].
Системообразующим направлением коррекции ОНР III уровня у детей младшего школьного возраста выступает восполнение пробелов в формировании связной речи. Реализация этого направления формирует у детей навыки построения связного высказывания, развивает логику, точность и четкость формулирования мысли, отбор языковых средств.
Школьник с ОНР III уровня не сразу приспосабливает свою артикуляцию к точному воспроизведению тех или иных звуков речи. Дети склонны замещать сложные звуки более простыми по артикуляции звуками или приспосабливать артикуляцию так, чтобы по возможности появился подобный акустический эффект. Необходима работа по уточнению представлений о звуковом составе языка и закреплению навыков фонематического анализа и синтеза.
Как правило, при III уровне ОНР не приходится говорить о локальных поражения центральной нервной системы, поэтому прогноз психомоторного и речевого развития у таких детей весьма благоприятный.
Цель – организовать речевую деятельность детей, направленную на дифференциацию звуков [Ш] и [Ж]в словах и предложениях; создать условия для развития фонематического слуха, слухового и зрительного внимания, слухоречевойи зрительной памяти; артикуляционной и мелкой моторики, навыков самоконтроля.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- уточнить артикуляцию и произнесение звука [Ш];
- уточнить артикуляцию и произнесение звука [Ж];
- дифференцировать звуки [Ш] и [Ж] в словах и предложениях;
- уточнить содержание сказки «Маша и медведь».
Коррекционно – развивающие:
- развивать фонематический слух;
- развивать переключаемость, устойчивость, объем слухового и зрительного внимания;
- развивать слухоречевую и зрительную память;
- развивать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
- развивать конструкторские и артистические способности.
Коррекционно – воспитательные:
- воспитать интерес имотивацию к обучению;
- развить усидчивость и работоспособность;
- воспитать познавательный интерес.
Планируемые образовательные результаты:
1. Предметные:использование и различение школьником в собственной речи звуков [Ш] и [Ж],развитие высших психических функций.
2. Метапредметные:
a) Познавательные УУД:умение ориентироваться в пространстве и тетради;анализировать предъявляемый материал;находить ответы на вопросы; делать выводы о результате своей работы.
b) Коммуникативные УУД:умение отвечать на вопросы учителя-логопеда; оформлять свои мысли в устной форме; слушать речь учителя-логопеда.
c) Регулятивные УУД:определение и понимание учебной задачи, развитие самоконтроля, оценивание результатов выполненного задания.
3. Личностные:мотивация на усвоение новых знаний, познавательный интерес к учебному материалу
Оборудование: книга «Маша и медведь», картинка с ошибками, танграм, цветные карандаши, тетрадь для индивидуальных занятий.
Список литературы
1. Ефименкова Л.Н. Формирование речи дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). – М.: Национальный книжный центр (Развитие и коррекция), 2019. – 221 с.
2. Котова С.А. Психологическое сопровождение учащихся первых классов: проблемы и новые подходы // Вестник практической психологии образования. – 2017. – № 3. – С. 77-82.
3. Маланка Т.Г. Развитие внимания, памяти, речи. –М.: Эксмо, 2018.–192 c.
4. Филичева Т.Б., ЧиркинаГ.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 224 с.
5. Шишкова, С.Ю. Буквограмма. В школу с радостью: коррекция и развитие письменной и устной речи. От 5 до 14 лет. – М.: АСТ, 2019. – 192 c.
Полный вариант статьи во вложении (docx, 552Kb)
Скачать вложение